Проповедь Блаженнейшего Святослава на праздник Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

суббота, 16 января 2021, 12:17
Поздравляю вас сердечно с Новым годом! Пусть этот год будет временем обновления в Святом Духе всей нашей жизни. Пусть он будет годом надежды, который поможет нам стать лучше чем в прошлом году. Пусть это новое время с животворящей Божией силой будет годом света, осуществлённых надежд, – годом, когда мы почувствуем себя любимыми сыновьями и дочерьми Божьими в Иисусе Христе.

 

 

В семени твоём благословятся все народы (ср. Деян. 3, 25).

Всечестные и преподобные отцы!

Преподобные сёстры и братья в монашестве!

Достойные братья-семинаристы!

Дорогие прихожане и прихожанки нашего Патриаршего собора,

братья и сёстры в разных уголках Украины и мира,

которые сейчас объединяются с нами в молитве по живой трансляции!

Дорогие во Христе!

Христос родился!

Сегодня, в восьмой день после Рождества Христова, Евангелие рассказывает нам, что Мария и Иосиф принесли в храм, в соответствии с предписаниями ветхозаветного Закона Моисея, восьмидневного Иисуса, чтобы совершить над Ним очень важный традиционный и одновременно пророческий обряд обрезания. Спросим себя сегодня: что означал этот обряд? Какой новый смысл ему придаёт Иисус Христос? И что этот восьмой день значит для нас?

Прежде всего, следует напомнить, что обрезание было знаком Богом избранного народа, следствием союза, заключённого Богом с патриархом Авраамом – отцом, по словам апостола Павла, каждого из нас в вере. Именно вера Авраама, как говорит апостол Павел, сделала его праведником и обусловила то, что Бог дал ему три обещания. С одной стороны, это были личные отношения между Богом и Авраамом, а с другой – эти обещания служили пророческими знаками ожидания особого Божьего действия в будущем в отношении всех людей, влияния животворящего Духа Божия на его создания, человека и мир.

Первое обещание – от Авраама пойдёт великий народ. «Цари выйдут из тебя», – говорит Господь Аврааму. В момент заключения этого союза Аврам становится Авраамом (ср. Быт. 17). Даже благодаря своему новому имени он обретает новую миссию и новое задание. Господь осуществляет это обещание, потому что от Авраама выходит целый народ, который будет называемый Богом избранным народом. Будут цари, пророки, священники, которые несут в себе депозит Божией благодати для всего человечества.

Второе обещание – Бог говорит, что даст Аврааму ту землю, на которой он стоит. И это обещание было выполнено. Возвращаясь из египетского рабства, израильтяне шаг за шагом занимают обетованную им Богом землю.

Третье обещание, которое Бог дал Аврааму и осуществления которого израильтяне ждали на протяжении веков, звучало так: «В твоём потомстве будут благословенны все народы земли» (Быт. 22, 18).

Обрезание означало особый договор между Богом и Авраамом, но он будто отделял Его народ от остальной части человечества. Говорит Господь, что наступит момент, когда все, что Он даёт Аврааму, станет богатством, благодатью и силой для всех людей. Осуществление этого третьего и, возможно, самого главного обещания наступает тогда, когда на землю приходит Сын Божий, рождённый в человеческом теле.

В Рождестве Христовом совершается полнота обетов, которые Господь дал патриарху Аврааму. И сегодня, в восьмой день после рождения Иисуса Христа, сам законодатель Господь исполняет свой закон, союз с Авраамом. Не выполняет, а исполняет закон. «Исполнить» и «выполнить» – это разные вещи. Человек выполняет закон, придерживаясь определённых предписаний, требований, порой даже не полностью ему понятныз. А исполнить закон – означает довести его до цели. Исполнить само намерение законодателя. Исполнить именно то, ради чего между Богом и Авраамом был заключён союз. Сегодня мы празднуем исполнение законов и пророков, которым является восьмидневный Младенец Иисус.

Восьмой день – символический. Мы знаем, что человечество живёт в ритме семидневной недели, в ритме тех дней, чему Авраам научился в городе Ури Халдейском, на своей земле, из которой он вышел. При его преемниках весь ритм жизни делился на семь дней: шесть – для работы, седьмой – для отдыха. А восьмой день означал пророчество провозглашения нового времени, нового периода, который выходил за границы старого времени.

Мы сегодня празднуем Новый год по юлианскому календарю. Именно цифра «8» означает начало нового. В третьем пророчестве, который дал Бог Аврааму, речь идёт о новом времени – времени обновления человека и мира. Поэтому сегодня читаем в Послании к Колоссянам: «В нём вы были и обрезаны обрезанием нерукотворным, когда вы с себя сбросили это смертное тело, – обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). В Иисусе Христе всё человечество и каждый из нас получил нерукотворное обрезание. Во Христе все обновляется и наступает новая эра, новое время, новая эпоха.

Новый год во Христе приходит не потому, что меняется число календаря, а потому, что наступает новый момент особого влияния и дыхания Божьего животворящего Духа на человека, что и делает его новым созданием во Христе. Об этом обновлении поёт псалмопевец: «Пошлёшь твой дух – они оживают, и ты обновляешь лицо земли» (103, 30). Этот момент нерукотворного обрезания и нового создания каждый из нас пережил в момент святого Крещения. Мы видим, что существует определённое напряжение между старым и новым, между старым человеком и новым (ср. 1 Кор. 15, 45-49). Новое здесь означает качественно другое, лучшее исполнение того, о чём в старое время слышали и старались получить в будущем. Христос является носителем нового, полного, лучшего. В Нём покоится вся полнота божества и человеческой жизни (ср. Кол. 2, 9). В Нём человечество может рассчитывать на новое и лучшее будущее. Поэтому сегодня, в восьмой день после Рождества Христова, в день Его обрезания, мы начинаем новый год.

Сегодня мы празднуем память святого Василия Великого – учителя и предвестника того нового времени. В нём та новизна, о которой слышим сегодня в Священном Писании, становится явной и действительной.

Святой Василий Великий – это фигура, которая обновила тогдашний римский культурный мир, обновила его силой Святого Духа. Этот святой сформулировал современное учение Церкви о Пресвятой Троице. Совершил литургическую реформу, плодом которой мы живём сегодня. Сейчас мы служим Божественную Литургию святого Василия Великого. Он был зачинателем общинной монашеской жизни. Ещё одна забытая черта его пастырства – он создал параллельное римскому общество опеки над больными, немощными и убогими. В Кесарии Каппадокийской появились целые города, которые назывались «василиады», где каждый мог получить помощь в трудную минуту. Это было не только пространство социального служения или опеки, но и место, где каждый человек мог почувствовать новое отношение к себе, то, что он является новым созданием во Христе. «Василиады» были как бы дрожжами в обществе тогдашней римской империи, которые затем превратили это общество в христианское.

Этот восьмой день должен сейчас глубоко откликнуться в сердце каждого из нас. Если мы посмотрим на нашу личную жизнь, то увидим динамику противостояния между старым и новым человеком, о котором пишет апостол Павел. Мы говорим: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». Старый человек проявляется нашими грехами и немощами, потому что зло, которое мы делаем, старит нас, убивает новую жизнь в Духе Святом, полученном нами в момент нашего Крещения. Поэтому мы даолжны ежедневно обновлять этот дыхание нового животворящего Духа в Таинстве Исповеди и Причастия.

Сегодня, на восьмой день после Рождества, обновимося во Христе. Пусть пример Василия Великого будет для нас утверждением того, что новая жизнь возможна. Это новизна, которую нам хочет подарить наш Спаситель, открыта для каждого из нас. То исполнение ветхозаветного закона и пророков, которое в своём обрезании приносит нам Спаситель, есть свершением всех наших потребностей и желаний, которые мы хотим осуществить в будущем, что возможно только с помощью действия и благодати Святого Духа. Пусть это новое, лучшее, победит в нашей жизни то старое, которое нас ограничивает и не даёт нам полноты жизни. Поздравляю вас сердечно с Новым годом. Пусть этот год будет временем обновления в Святом Духе всей нашей жизни. Пусть он будет годом надежды, который поможет нам стать лучше чем в прошлом году. Пусть это новое время с животворящей Божией силой будет годом света, осуществлённых надежд, – годом, когда мы почувствуем себя любимыми сыновьями и дочерьми Божьими в Иисусе Христе. Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«Символ веры»: кто такой Святой Дух?01 марта

В 41-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над восьмым членом «Символа веры»: «И...