Проповедь Блаженнейшего Святослава на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

понедельник, 07 декабря 2020, 12:00
Поручите Пречистой Деве Марии наши христианские семьи и наших христианских детей, чтобы семья, как домашняя Церковь, была достойным местом Божественной любви, которую свидетельствуют родственники и родители, чтобы мы все вместе, как Христова Церковь, могли достойно совершить строительство храмов Святого Духа. Пусть Пресвятая Богородица нам в этом поможет!

Пречистый храм Спасов ... днесь вводится в дом Господень

(Кондак праздника)

Всечестные и преподобные отцы!

Дорогие дети и взрослые!

Дорогие братья и сёстры в разных уголках земного шара, кто сейчас

молится с нами посредством этой «живой» трансляции!

 Слава Иисусу Христу!

Сегодня мы празднуем один из самых больших праздников литургического года, что делает нас участниками странного события, о котором сохранила память христианская община раннего Иерусалим. Это событие открывает глубокую истину о важной странице нашей современной жизни.

Церковное предание говорит нам, что Иоаким и Анна, исполняя обет, данный Богу как бесплодная супружеская пара, отдали Ему на служение дарованного им ребёнка. Именно поэтому в трёхлетнем возрасте они привели маленькую Марию в храм. В Иерусалимском храме её встречает пророк Захария и вводит в святая святых.

Это событие особенное и необычное. Давайте задумаемся сегодня: чем был храм, в который входит трёхлетняя Дева Мария, а затем – кем является та, которая проходит странный мистагогический путь (подготовки к таинствам. – Ред.) в святая святых? Мы знаем из научных исследований, что в то время Иерусалимский храм был недавно отстроенный Иродом Великим, о котором далее услышим в контексте истории о рождении Христа. Хотя храм был величественным, однако его сокровенное помещение святая святых пустовало, поскольку ковчег Завета, с которым путешествовал израильский народ через пустыню и который был знаком Божьего присутствия, был утерян в момент разрушения Иерусалима во время вавилонского нашествия. И до сих пор неизвестно, где он. Этот ковчег стал предметом разного рода поисков, гипотез и даже кинофильмов.

На тот момент, когда приходит Дева Мария, Иерусалимский храм был как бы криком человека к Богу. Он символизировал собой ожидание прихода Сына Божия и должен был найти с этим приходом свой истинный смысл. И вот в это опустевшее святая святых, куда мог входить только один раз в год первосвященник для особой молитвы искупления грехов народа Израиля, в наиболее сокровенное место, Захария вводит Пречистую Деву Марию. Ведь именно она является настоящим храмом и новозаветным ковчегом, который займёт место утраченного. Над Марией покоится Божественная благодать, как когда-то над ковчегом и его херувимами покоилось облако (шекина, видимое сияние славы Божьей) Божьего присутствия. Мария станет той, которая примет в своё лоно воплощённого Бога и даст Ему свою человеческую природу. Она сегодня входит в святая святых, чтобы возвестить осуществление того ожидания, которое знаменовал собой в то время Божий дом. Недаром мы празднуем этот праздник в начале Рождественского поста, времени, когда мы все ожидаем большого дня Воплощения и прихода в дом среди нас в человеческом теле нашего Господа и Спасителя.

Нынешний праздник открывает нам великую правду о человеке и одновременно является днём ​​христианского воспитания. Ибо всякая программа и модель воспитания связана с нашим представлением о том, кем является человек, каким мы его воспитаем, чтобы он действительно смог реализовать весь потенциал и замысел, который его Создатель вложил в его жизнь.

Если мы считаем, что человек должен быть безмолвным рабом, винтиком какой-то тоталитарной машины, то, соответственно, таким будет воспитание. Ему запретят думать, самому принимать решения, он будет всё делать по мановению какого-то правителя. Помню со времен своей службыя в советской армии, как говорил сержант: «Солдат не должен думать, а должен только чётко выполнять приказы своего командира».

Но если мы считаем, что человек – это разумное существо, которое призвано к свободе, то будем создавать возможности для его интеллектуального развития, чтобы он воплощал в личных поступках и решениях те разумные принципы, которые он сам способен понять. Только тот человек, который сознательно, добровольно и самостоятельно выбирает добро, воспитан к свободе.

Сегодняшний праздник нам ещё глубже свидетельствует о человеке. Мы слышим слово о храме, который является местом и пространством общения человека и Бога. Видим Пречистую Деву Марию, её нынешние торжественные песнопения называют настоящим храмом Господним, потому что человек создан по задуму своего Творца, чтобы быть храмом Святого Духа, быть не просто умным, а богоносным существом. Только в человеке, в его сердце неизвестный, величественный, непостижимый, неописанный Бог может найти себе достойное место. Об этом говорил даже царь Соломон, построивший первый храм и умолявший Бога его освятить: «Какой дом я тебе построю, ибо небо является престолом Твоим, а земля – подножие ног Твоих?».

Господь Бог создал человека для того, чтобы в нём поселиться, найти себе место в своём созданном мире. Человек же в полной мере может развить свой потенциал только тогда, когда Господь наполнит его существо и он станет храмом Святого Духа. Поэтому сегодняшний праздник для нас действительно ревеляционный (есть открытием. – Ред.). Он показывает, как мы должны воспитывать нашу молодёжь и самих себя. Мы должны осознать, что пространством, в котором можно построить храм Святого Духа в лице каждого ребенка, есть святое пространство Божьей любви.

Как Пречистая Дева Мария росла в храме, кормясь Божьим словом, силой и благодатью, так же каждый человек может полностью развить свой потенциал только тогда, когда найдёт свою дорогу к храму. Каждый ребенок, который призван расти так, как строится святилище Господне, должен научиться основным принципам духовной жизни, овладеть «азбукой» общения с Богом, получить навыки личной молитвы, умение читать, слушать и особенно слышать слово Божие. Более того, он должен открыть тайну своего «я», когда найдёт дорогу к храму, который содержится в его сердце, когда войдёт в это святая святых своей личности, где находится Бог.

Давайте попросим Пречистую Деву Марию, чтобы Она взяла нас за руку и ввела в наш храм, в котором мы существуем, и открыла нам в глубине нашего сердца святая святых, где поселится наш Господь и Спаситель. Помолимся за наших родителей, которым Бог поручил строить храм Святого Духа, который есть детская душа, и заботиться о воспитании своих детей. Помолимся за воспитателей, которые имеют особое задание в условиях коронавирусной пандемии – заложить ещё один кирпичик, чтобы храм Святого Духа в душах и телах наших детей мог полноценно жить и развиваться.

В эти дни в Украине проводится акция противодействия домашнему насилию, к которой присоединяются все Церкви и религиозные организации Украины. К сожалению, во время карантина в наших семьях произошёл всплеск домашнего насилия. Это позорное явление разрушает храм Божий в наших детях и наносит глубокие раны семье, которую мы называем домашней Церковью.

Поручим же сегодня Пречистой Деве Марии наши христианские семьи и наших христианских детей, чтобы семья, как домашняя Церковь, была достойным местом Божественной любви, какую свидетельствуют родственники и родители, чтобы мы все вместе, как Христова Церковь, могли достойно совершить строительство храмов Святого Духа. Пусть Пресвятая Богородица нам в этом поможет! Аминь.

 

† Святослав

 

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...