Проповедь Блаженнейшего Святослава, Отца и Главы УГКЦ, в 11-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

четверг, 27 августа 2020, 13:11
Если Бог мне простил, то могу ли я по-другому относиться к своему ближнему? Если Бог мне простил, то как я могу отказать своему ближнему в том, в чём я сам нуждался? Если я просил у Бога, то как я могу по-другому поступать, если у меня кто-то просит того же?

«Не следовало ли и тебе быть милосердным с твоим товарищем, как я был милостив к тебе».

Сегодняшнее Евангелие – это действительно радостная новость о нашем Боге, безграничном в любви и милосердии к человеку.

Сегодняшняя притча объясняет нам, что такое Царство Небесное. Мы молимся в молитве «Отче Наш»: «…да приидет Царствие Твое». Мы призваны распространять, строить Царство Небесное здесь, на земле. Но, очевидно, Царство Небесное – новый вид отношений между людьми, которые основываются на определённом отношении Бога к человеку. Иными словами, как Бог относится к человеку, так и люди должны относиться друг к другу. Именно эти два вида отношений – между Богом и человеком, между одним человеком и другим – описывает нам эта притча.

Говорит евангелист, что один хозяин захотел свести счёты со своими слугами. Один из них задолжал господину десять тысяч талантов, которые тот одолжил ему когда-то. Во времена Иисуса Христа талант – самая большая денежная единица, что употреблялась в обществе. Десять тысяч талантов – это была сумма, в несколько раз превосходившая годовой доход, который император получал от Иудеи. То есть такой суммы, которая здесь упоминается, человек не только не мог заработать за всю свою жизнь, но и не мог даже видеть своими глазами.

Иными словами, здесь описывается некая сказочная сумма, которую слуга получил от господина... и как-то умудрился всё это потерять. Очевидно, что хозяин понимал, даже если он продаст его детей, всё его имущество, то всё равно не получит назад тех денег.

Что он делает? Милует и прощает слуге этот долг. Милует, видя немощь – неспособность получить и отдать такую сумму. Это такой жест, который в то время никто не мог сделать. Поэтому мы в образе господина, щедрого в своём милосердии и прощении, видим образ бесконечно любящего Бога.

Содержанием этого Евангелия является то, что Бог намного больше готов дать человеку, чем он готов взять и принять. Бесконечность Божьей любви незримо превосходит даже наши способности грешить. И именно Божья любовь, Божье прощение, а не совершенство и сила человека, является тем, что спасает. Бог, который в своём милосердии прощает, спасает, возвращает человеку его достоинство, освобождает его от собственного греха и неверности. Эта сила и является проявлением Царства Небесного между нами – отношением Бога к человеку, такого отношения, которое человек должен воспроизводить в свою очередь своим отношением к другому человеку и остальным созданиям мира.

А как же тот человек, которому простили долг? Как он относится к своему ближнему, к тому, кто в свою очередь ему что-то сделал? Евангелист рассказывает, что товарищ должен был ему сто динаров. Это смешная сумма, если сравнить с теми тысячами талантов, которые только что были прощены ему. Товарищ просит его: потерпи и я отдам тебе этот долг, поработаю сто дней и отдам. Один динарий в то время можно было заработать примерно за сто дней работы. А тот делает абсолютную ерунду – бросает его в темницу. Очевидно, что в темнице ничего не заработаешь и узник, у которого отобрали способность работать, должен был уже ждать, чтобы кто-то другой его выкупил. Тот должник был способен сам заработать и отдать заработанное, но только что прощённый отбирает у него эту возможность. Он словно мстит ему за собственную неспособность отдать свой прощеный долг: полученное милосердие его, скорее, подавляет, чем радует, он будто не хочет, чтобы кто-то его жалел – а хочет показать свою силу над тем, кто слабее его.

Что здесь нам подчёркивает евангелист? Поразительное, ужасное несходство этого прощёного должника с Богом, который прощает. Хозяин слуге простил всё. А тот, в свою очередь, не хочет простить ничего. Именно неспособность к прощению, неспособность простить гораздо меньше, чем ему самому простили, является причиной трагедии этого человека. Потому в итоге он теряет всё.

Господин с огорчением узнаёт о том, как ведёт себя только что прощёный его слуга, как полученное милосердие в нём внутренне отвергнуто и презренно, и не становится способом отношения к ближнему в пространстве Небесного Царства между людьми. Тогда хозяин зовёт того слугу вдруг к себе и говорит: «Слуга лукавый, я простил тебе. Не следовало ли и тебе быть милосердным, как и я был милостив с тобою?!» И господин передал его палачам, пока тот не вернёт ему всего долга. Очевидно, что он не способен будет это сделать.

Это Евангелие подчёркивает нам, что мы, христиане, есть те, кому Господь Бог в своём милосердии простил наши долги перед собой. Каждый из нас должен себя чувствовать, прежде всего, человеком, прощённым Богом. И наши отношения к другим людям мы должны строить, исходя из этой позиции. Если Бог мне простил, то могу ли я по-другому относиться к своему ближнему? Если Бог мне простил, то как я могу отказать своему ближнему в том, в чём я сам нуждался? Если я просил у Бога, то как я могу по-другому поступать, когда у меня кто-то просит того же?

Мы призваны быть милосердными с другими людьми не за их добрые дела, не за их способности нам вернуть то, но во имя Божие, во имя того прощения, которое мы перед тем получили от нашего Небесного Отца. Таким образом, мы уже будем жить в пространстве Небесного Царства и, как говорит молитва «Отче наш», будем распространять его приход здесь на земле, будем святить имя Божие в своей жизни и в собственных отношениях с другими.

Пусть сегодняшнее Евангелие раскроет правду о каждом из нас, потому что нет ни одного человека, который бы мог провиниться передо мной так много, как много я получил Его любви и милосердия. Чтобы удержать то милосердие, чтобы в этом милосердии жить и находиться, надо им делиться. Тот, кто делится,  получает, а тот, кто отдаёт,  то принимает. Тот, кто милосерден с другими, сам способен принять и удержать в себе Божье милосердие.

Пусть милостивый Господь простит нам наши грехи, пусть поможет нам осознать бездну наших грехов, которые Он нам прощает, беззакония наши, которые мы иногда даже не осознаём. Поэтому давайте делиться щедро не нашим милосердием, а Божьим милосердием над нами с нашим ближним.

Пусть Господь будет тем, кто своим отношением к нам будет фундаментом всех наших человеческих отношений.

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим! Аминь.

 

† СВЯТОСЛАВ

23 августа 2020 года


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...