Проповедь Блаженнейшего Святослава Отца и Главы УГКЦ, в 12-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

среды, 02 сентября 2020, 11:38
Сегодняшнее евангельское чтение представляет нам встречу и диалог, которые часто случались во времена Иисуса Христа. Стиль разговора – в форме вопросов и ответов – относится к методологии обучения, что тогда практиковалась в различных духовных школах израильских синагог. Поэтому вполне естественно, что к Учителю приходит ученик, который задаёт ему вопросы.

 

То, что невозможно у людей, возможно у Бога.

Дорогие во Христе!

Разговор между богатым юношей и учеником является одним из важнейших мест в книгах Священного Евангелия. Сегодняшнее евангельское чтение представляет нам встречу и диалог, которые часто случались во времена Иисуса Христа. Стиль разговора – в форме вопросов и ответов – относится к методологии обучения, что тогда практиковалась в различных духовных школах израильских синагог. Поэтому вполне естественно, что к Учителю приходит ученик, который задаёт ему вопросы. В них юноша касается сути многих вещей, имеющих для него глубокое духовное значение, и затрагивает самые тонкие струны духовной жизни учеников Христовых всех времён, включая и наши дни.

Разговор начинается с важного вопроса: «Учитель добрый! Что делать, чтобы получить жизнь вечную?». Отвечая, Иисус сначала обращает внимание на слово «добрый». Очевидно, что хорошим человек становится тогда, когда делает добро. Речь идёт о конкретных поступках. Нельзя делать зла и не стать злым. Нельзя украсть и не стать вором. Так же и с добром. Делая добро, человек как бы его духовно усваивает, благодаря ему приобретает себе определённые духовные и нравственные признаки. Он становится добрым, облагораживается. Поэтому Божественный Учитель говорит юноше: «Хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – и перечисляет заповеди, которые мы сегодня знаем как десять Божьих заповедей, сердцевину закона Моисея.

Но такой ответ юношу не удовлетворяет, потому что ему кажется, что он всу это уже сделал. Ему кажется, что он уже добрый... Парень ожидал, очевидно, что Учитель научит его ещё какой-то духовной практике, которая бы гарантировала ему счастье, благополучие и вечность.

Его вопрос заключается не в том, как ему лучше выполнять заповеди, а в том, что делать, чтобы иметь жизнь вечную. То есть в вопросе о добре юноша ищет, как обеспечить себе хорошее существования после смерти. Этот вопрос беспокоил многих в древние времена.

Очевидно, что юноша хочет этими добрыми делами обеспечить себе хорошую жизнь не только сейчас, при земной жизни, но и после смерти. Как бы хочет купить себе жизнь вечную. Однако сталкивается с серьёзной проблемой. Христос объясняет ему: чтобы иметь жизнь вечную, недостаточно только творить добрые дела. Невозможно собственным богатством и даже добрыми делами купить себе вечность.

Апостол Павел говорит: «Мы спасаемся не делами закона, а верой в Иисуса Христа» (ср. Гал. 2, 16). Для того чтобы получить жизнь вечную, надо верить в Иисуса Христа как в Бога живого, присутствующего среди нас.

Поэтому Христос говорит юноше: «Если ты хочешь быть совершенным, продай всё, раздай бедным и следуй за Мною. Тогда будешь иметь сокровище на небесах». Иными словами, надо полагаться на собственное богатство, даже не на богатство добрых дел, не на себя и свою способность делать добро, не на всё сделанное до сих пор добро, а на Божье милосердие.

Милосердие Божие, спасение, вечную жизнь Господь Бог даёт даром. Этот дар нужно принять – нужно принять верой! Не наши добрые дела, а вера даёт нам возможность получить жизнь вечную как дар Божьего милосердия и вечной любви.

Поэтому апостол Пётр говорит, что самым большим богатством человечества есть дар Иисуса Христа, Его страдания, смерть и Воскресение. Самым большим сокровищем является то, что мы были искуплены дорогой ценой. Дороже сокровища, чем цена крови нашего Спасителя, у человечества нет. Именно благодаря этому сокровищу мы можем получить жизнь вечную (ср. 1 Пет. 18-25).

Следовать за Христом – означает поверить в Бога. Следовать за Христом – это быть христианином. Следовать за Христом – означает быть богатым тем сокровищем, которым является Иисус Христос.

Очевидно, здесь речь идёт о какой-то радикальной революции в изменении некоторых представлений: что определённое, а что сомнительное; что настоящее, а что призрачное. Юноше очень трудно поверить бездомному уличному Учителю, раздать всё своё имущество и последовать за Ним. Трудно понять, что делать добро и исполнять заповеди – это лишь одно из необходимых условий, чтобы жить. А этого мало. Надо ещё развиваться, расти, идти вперёд.

Этот разговор заканчивается тем, что тот, кто полагается на себя и думает, что только силою может спастись, всегда будет разочарован и расстроен.

Мы можем спросить себя: а стоит ли тогда делать добрые дела? На это отвечает нам апостол Иаков. Он как бы показывает нам другой источник,  другое качество добра в наших поступках: «Как тело без души мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Тот, кто верит в Бога, оказывает добрые дела как проявление своей веры. То есть наши добрые дела, исполнение Божьих заповедей должны вытекать из веры в Бога. Это исповедь веры собственными поступками, повседневной жизнью. Источником добра наших поступков есть единственный добрый Бог. Поэтому добрыми делами мы свидетельствуем о добре единого Бога.

Иисус Христос говорит: «Пусть ваш свет светит среди людей. Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, который есть на небе» (Мф. 5, 16). Поэтому давайте богатеть в Боге. Пусть нашими поступками мы станем способными свидетельствовать настоящую веру в нашего Спасителя.

Эта духовная беседа очень актуальна, потому что в современном мире человек ищет в религии какой-то магии, какого-то чуда. Особенно в нынешних обстоятельствах мы ищем волшебную палочку, взмахом которой сможем решить все современные проблемы человечества. Мы порой ищем такого волшебника среди политиков, который придёт и всё сделает без нас и за нас. И встречаем немало таких политиков, которые в порыве популизма инструментализируют такую ​​«волшебную» потребность своих избирателей – найти лёгкие решения сложных проблем, решить все вопросы «одним махом», без кропотливого и муравьиного труда целых поколений народа.

Иногда мы ищем ещё какой-то молитвы, особого вида благочестия, каким бы заставили Бога сделать для нас то, чего мы от Него ожидаем, чтобы обустроить себе выгодную земную жизнь и как бы «купить» себе счастливую вечность. Это совершенно несовместимо с тем, что мы называем верой или настоящей религиозностью. Кто так подходит к Иисусу Христу и таким образом ищет себе добра, отойдёт разочарованным, как евангельский юноша.

Пусть милостивый Господь поможет нам ежедневно следовать за Ним с верой в «то, что невозможно у людей, возможно у Бога».

Аминь.


ПУБЛИКАЦИИ

Постановления Девяносто первой сессии Архиерейского Синода УГКЦ в Украине18 мая

Девяносто первая сессия Архиерейского Синода УГКЦ в Украине состоялась 10-11 мая 2022 года в Трускавце. Публикуем постановления этой...

АНОНСЫ