Проповедь Блаженнейшего Святослава Отца и Главы УГКЦ, в 13-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

четверг, 10 сентября 2020, 11:58
Образ виноградника в Священном Писании занимает особое место. И это не случайно. Виноделие давно было частью культуры и быта, мировоззрения древнего мира, особенно вокруг Средиземного моря.

Всечестный отче! Преподобные сёстры!

Дорогие во Христе братья и сёстры!

Слава Иисусу Христу!

Образ виноградника в Священном Писании занимает особое место. И это не случайно. Виноделие давно было частью культуры, быта и мировоззрения древнего мира, особенно вокруг Средиземного моря. Понимая, что виноградная лоза является особым растением, пророки использовали образ виноградника и специфического ухода за ним, чтобы объяснить, кем является Божий народ и как Господь Бог относится к нему. Мы знаем, что виноградная лоза – одно из уникальных растений, которое обладает способностью произрастать даже на камне. На конце даже малейшего корня, который произрастает из виноградной косточки, выделяются специальные аминокислоты, способные расщеплять камень. Виноград выживает, в отличие от других растений, на каменистой почве.

Ещё одна важная деталь культуры виноделия заключается в следующем. Чтобы виноградник приносил хорошие плоды, он должен мучиться, бороться за выживание. Древние считали, что виноградная лоза будто впитывает жизненную силу и энергию из земли, солнца, воздуха и воды. Люди с давних времён заметили, что на том же месте тот же виноград в разные годы даёт вино разного вкуса и разного качества, потому что виноград в своей ягоде концентрирует всю жизненную энергию вселенной, сотворённой Богом.

Особенно виноград привлекал внимание людей своей потребностью в уходе. Чтобы правильно культивировать виноград, виноградарь ежегодно его обрезал. В зимний период он стриг его молодые побеги. Такая процедура для виноградника довольно болезненна, однако необходима, чтобы он не одичал, а не растратил своей жизненной силы впустую, а направил её в свою кисть. Весной, когда виноградная лоза пробуждается и восстанавливается сокодвижение, она будто начинает плакать. Там, где была обрезана молоденькая веточка, появляется слеза, символизирующая её жизнь. Плач обрезанной лозы означает, что вот приближается весна, жизнь к ней возвращается, и она снова возрождается и воскресает. Сам сбор вина был как бы венцом труда виноградаря, а собранное вино часто называлось кровью грозди. Когда виноградник даёт хорошие плоды, в бокале вина концентрируется вся его сила и аромат, вся мука лозы за год.

 Такая уникальность виноградарства не могла пройти мимо внимания вдохновенных Святым Духом авторов Священного Писания. Сегодняшняя часть Святого Евангелия в определённой степени перепевает песню о Божьем винограднике, которая помещена в книге пророка Исаии (ср. Ис. 2, 1-7). Пророк говорит о Божьем народе как о Божьем винограднике. Ведь именно Господь Бог создал себе свой народ, освободив его из Египта, и насадил народ в обетованной земле, как виноградарь насаждает виноградник. Он насадил хороший сорт винограда и, соответственно, ожидал хороших плодов. Однако его виноградник вместо сладких плодов принёс кислые.

Евангелист Матфей, ​​перепевая часть текста пророка Исайи, вкладывает в новозаветную песню о Божьем винограднике слово Евангелия – говорит о приходе на землю Спасителя. Он говорит об одной большой беде, об одном большом грехе, который совершили эти виноградари. Мы понимаем, что хозяин, посадивший виноградник, – это Бог. Он позвал к существованию свой народ. Виноградари – это слуги и служители, которые должны были ухаживать за виноградником от имени хозяина, выполнять вместо него его служение, чтобы виноградная лоза принесла хорошие плоды. Но что они делают?

В определённый момент, когда хозяина не было, арендаторы пытаются присвоить себе виноградник. Присвоить – это значит вырвать его из целого контекста мироздания. Мы знаем, что виноградник не может плодоносить, если не получает света, погодных условий. Присваивая виноградник, арендаторы совершают ужасный акт вероотступничества. Они выбрасывают из созданного мира его Творца. Присваивая себе виноградник, хотят стать на место Бога.

Как рассказывает нам Матфей, хозяин же, которому принадлежит этот виноградник, видит сердца и мысли виноградарей. Поэтому посылает к ним своих слуг. По словам евангелиста, они одних убили, а других побили камнями. Очевидно, что в этой ситуации Христос подразумевает ветхозаветных пророков, тех Божьих людей, которых Господь посылал к своему народу, чтобы они сказали им слово Божие, а с другой – чтобы напомнили, что плоды виноградника принадлежат не арендаторам, а Богу. Интересно, что они всегда приходили во время сбора винограда. Наконец, хозяин посылает уже не слугу, а своего сына.

Понятно, что в образе этого сына Иисус Христос. Во время сбора ягод, когда из гроздей винограда выжимают сок, в нашем воображении возникает символ крови Иисуса Христа, то, что сделали с ветхозаветными пророками и с Божьим Сыном: вывели за город и убили. Иными словами, в этом образе мы видим страсти и крестную смерть нашего Спасителя за стенами тогдашнего города Иерусалима. В завершение Христос будто напоминает, что никогда виноградник не будет собственностью арендаторов, которые убили наследника. Потому что хозяин, как говорит Евангелие, яростно расправится с виноградарями, а виноградник отдаст другим, которые своевременно будут приносить своему хозяину хорошие плоды.

Слово о Божьем винограднике открывает истину о духовной жизни каждого христианина. Посмотрите на себя, прежде всего, на восприятие себя, своей жизни и призвания. Евангелист Иоанн передаёт нам слова нашего Спасителя о Божьем винограднике во время Тайной вечери. Устанавливая Святое Таинство своих Тела и Крови, благословляя хлеб и вино, Господь называет сам себя виноградной лозой (ср. Ин 15, 1-11). Он говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь».

Итак, мы, христиане, являемся ветвями на настоящей лозе, которая есть Иисус Христос. В образе этого новозаветного виноградника мы видим Христову Церковь. По словам Христа, без Него мы не можем ничего делать, так же, как эта ветка (а ею является каждый из нас), если не хорошо вживлена ​​в виноградную лозу и не питается её соком, сохнет и умирает. Многие Отцы Церкви говорили об этом как о внутреннем действии Святого Духа. Мы сами, без присмотра Виноградаря, не можем дать плода. Именно поэтому каждого и каждого из нас, как ветвь на Его любимой лозе, Он время от времени остригает. Говорит Христос: «Отец Мой... каждую во Мне ветвь, не приносящую плода, отрезает. А каждую, которая родит плод, очищает, чтобы ещё больше плодов давала» (Ин. 15, 2). От этого обрезания мы плачем, но наш плач подобен плачу лозы, предвещающему возрождение, новую жизнь и воскресение. Это значит, что мы живём. Даже тогда, когда Господь творит нам что-то мучительное, то делает это, чтобы мы не одичали, как ветвь, а наоборот, чтобы ещё больше собрали духовной силы и принесли хорошие плоды.

Иногда Виноградарь зовёт нас участвовать в Его действии, потому что доверяет каждому из нас. Случается, мы сами должны быть виноградарями относительно виноградников собственной души. Мы должны заботиться, чтобы сила и благородство Христовой лозы могли дать у нас под действием Духа Святого полноту плодов праведности и святости. Ведь в день сбора виногра придёт Хозяин и пожелает от нас плодов. Мы не можем присвоить себе собственную жизнь. Следует понимать, что жизнь мне дал Бог и она принадлежит не мне, а ему. Я должен сделать всё, чтобы выявить, развить и сделать плодотворными в личной жизни таланты, которые Он мне подарил.

Думаю, это слово о Божьем винограднике очень важно для нашей современной общественно-политической жизни. Вот стартовала в Украине новая избирательная кампания. Немало претендентов хотят быть управителями в Божьем винограднике Украины. Мы видим, смотря на страны вокруг нас, как часто тот или иной земной обладатель хочет присвоить себе Божий народ. При таких обстоятельствах он становится тираном и начинает его эксплуатировать. Такое корыстное желание часто приводит к коррупции, пренебрежению и уничтожения народа. Оно наносит ему глубокие раны и большие беды. Если виноградари, которые приходят в виноградник Украины, не будут хорошими и не увидят роли и места Хозяина виноградника, не будут уважать историю украинского народа как народа Божьего и в плену своего политического и практического атеизма не найдут места для Бога и Его Святого Закона и Истины в нашей общественной жизни, то может случиться так, что он будет отдан другим управляющим, которые станут лучше приносить Богу своевременные плоды.

«Камень, выброшенный строителями, стал камнем краеугольным. От Господа это случилось и дивно оно в очах наших». В этих словах речь идёт об Иисусе Христе, Сыне, которого выбросили из виноградника злые виноградари. Следите, чтобы иногда и мы, заботясь лишь о собственной выгоде, не выкинули из нашей жизни живого Бога, частью Мистического тела которого являемся мы, христиане.

Помолимся сегодня нашему Спасителю, чтобы Божий виноградник Украины лучше смог принести плоды в своё время. Даже тогда, когда нам трудно и мы плачем перед современными вызовами, пусть наш плач станет плачем виноградной лозы, которая воскресает. Пусть он будет плачем надежды, предвещающим новый период возрождения, в котором Божий виноградник, оживая, принесёт ещё больше добрых плодов. Аминь.

 

† СВЯТОСЛАВ

6 сентября 2020 года


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...