Проповедь Блаженнейшего Святослава Отца и Главы УГКЦ, в 14-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

вторник, 15 сентября 2020, 14:08
Всечестный отец! Преподобные сестры! Дорогие во Христе братья и сестры! Слава Иисусу Христу!

«Ибо много призванных, но мало избранных»

Образ свадьбы и банкета в Святом Евангелии, как и в книгах ветхозаветных пророков, является очень важным мессианским знаком. Это проявление того, что Мессия – Божий посланник, Тот, кого так все ждут, – есть среди нас.

Сегодня таким мессианским знаком свадьбы Христос объясняет, что есть Царство Небесное. Прежде всего, оно является зрелым отношением между Богом и людьми, а затем людей между собой.

Царство Небесное – это принципы, ценности, на которых строится человеческое общение, само сообщество и, наконец, человеческая жизнь. Мессианский знак свадьбы особенно интересен. Например, в книге пророка Осии способ отношений Бога и Его избранного народа описывается как отношения жениха и невесты, как особый вид любви, которая стремится к сочетанию и ведёт к обмену жизнями, к единению двух в одно целое. Свадьба – это момент создания такого союза любви, заключения и восстановления Завета между Богом и Его любимым народом.

Когда мы слышим в Евангелии о свадьбе, то понимаем, что наступает момент, которого все ожидали. Хозяин зовёт приглашенных на свадьбу к сыну: «Вот я приготовил обед, зарезал волов, жду вас». Эта минута является провозглашением полноты времени, момента, когда открывается приглашение.

Через образ свадьбы Матфей описывает приход на землю нашего Спасителя. Возможно, таким образом сам Христос хочет сказать, что вот Царство Божие уже есть у вас: пришёл Жених!

Свадьба уже подготовлена, открыта для всех, все приглашены. Это событие как бы сфокусировано на том, кто и как отвечает на это приглашение. Как уже было упомянуто, созывает гостей хозяин. В образе хозяина мы видим Личность Бога Отца и Творца. Он готовит полноту времен, посылает своего единородного Сына как Жениха Церкви и в мессианской свадьбе хочет заключить Новый Завет со своей Невестой – Церковью.

Сначала зовёт избранных – тех, которые были наследниками Ветхого Завета. Здесь евангелист Матфей подразумевает ветхозаветный израильский народ, ведь это ему было обращено слово о приходе Мессии, которого народ очень ждал. Однако этого момента призвания разделить свадебную радость и принять воплощённого Сына Божия народ не чувствует, не понимает и не принимает, поэтому отвергает призвание и приглашение. Хозяин говорит, что обед готов, но приглашённые были недостойны его употребить. Достоинство или негодность разделить радость свадьбы здесь как синонимом принятия или непринятия этого приглашения.

Спросим себя: к чему приглашает хозяин? Очевидно, что свадьба – это желание плделиться не только материальным, земным достатком. В этом случае на пир собираются не только чтобы хорошо поесть. Содержание значительно глубже. Приглашая на свадьбу своего единородного Сына, Отец хочет поделиться с человеком радостью.

Эта радость – не только какое-то мгновенное, преходящее чувство или поверхностный сентимент. Это полнота жизни. Как мы слышали пророка Осии, жених зовёт свою невесту для участия в полноте его богатства и радости. Приглашая на эту свадьбу жениха, на этот мессианский пир Царства, наш Отец хочет поделиться с нами своей вечной радостью и счастьем. Приглашает разделить с Ним полноту вечной жизни. Только Бог может обеспечить человеку всё то, чего он хочет. Только Бог может исполнить его всем, в чём человек нуждается. Только Бог может дать ему вечную радость и счастье. Как печально, что и человек, которому Бог открывает своё сердце, глубину своей любви и радости, личную вечную жизнь, может не оценить и не принять приглашения, пренебречь им и его отбросить... Приглашённый становится недостойным приглашения!

Что тогда делает хозяин? Видя, что те, кто первыми были приглашены, стали недостойны, посылает своих слуг звать всех, кого те встретят на дороге. Иными словами, приглашение нашего Бога Отца на свадебный пир своего Сына имеет универсальное значение. Оно направлено не только к какой-то маленькой группке, а ко всем людям: всех социальных сословий, этнических рас и культур! Более того, слуги зовут как добрых, так и злых. Хозяин хочет, чтобы его горница наполнилась всеми людьми. Он даёт каждому возможность ответить на это приглашение. Достойным приглашения, способным разделить свадебный пир становится каждый, кто принимает приглашение и отвечает на призвание! Вот почему читаем в книге Откровения Иоанна Богослова такие слова: «Давайте радоваться и возвеселимся, и воздадим славу ему, потому что наступил брак Агнца и жена его подготовилась. И дано ей, оделась в виссон чистый, ясный, виссон же – это праведность святых». И сказал мне: «Напиши: отныне блаженны, что на брачную вечерю Агнца призваны» (19 7-9).

Во время свадебной трапезы хозяин приходит, чтобы посмотреть на тех, кто ответил на приглашение. Он изучает каждого присутствующего, можно сказать, каждого из нас. Вот он видит одного, который не имел свадебной одежды. Конечно, здесь речь идёт не о нехватке какого-то материального достатка или физической вещи, а о состоянии души. Приглашая на свадьбу, слуги одевали в свадебную одежду всех, кто приходил. Ветхозаветные израильтяне готовились к молитве, даже использовали для этого определённую одежду. Это был один из важнейших элементов жизни человека того времени как члена молитвенного сообщества.

Что означает отсутствие свадебной одежды в этой притче? Это означает, что тот, кто принял это приглашение, не ценит своего призвания, более того, презирает его. Ему всё равно, быть на свадьбе царя или на вечеринке с разбойниками. Он не чувствует святости, величия и достоинства, к которому приглашён, ведь в древнем мире не каждый мог сесть за стол с царём. Это был признак очень высокого достоинства и уважения.

Святые Отцы, помогая нам понять, что означает отсутствие свадебного наряда, говорят, что в Таинстве Крещения человек получает белую одежду как знак чистоты души, как знак возвращения Богом данной благодати и невинности. Потерять эту одежду – значит стать нечистым, упасть. Мы теряем белые одежды, когда грешим! И можем найти их в Святых Таинствах Покаяния и Исповеди, чтобы стать участниками свадебного пира Царствия Божия. Итак, только тот, кто ответил на приглашение и по дороге не потерял полученного свадебного наряда, становится избранным. Призванными есть все, а вот избранными – те, кто отвечает на призвание и живёт в соответствии с тем даром, который получил, будучи причастником Божественной трапезы жизни.

Дорогие во Христе! Мы понимаем, что этот свадебный пир, трапеза Небесного Царства – это Божественная Литургия. Каждая Литургия начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Мы сегодня понимаем, что тот пир является открытым приглашением для всех. Мы в нём нуждаемся, потому что без него нет радости. Не мы его подготавливаем, не мы созреваем к нему. Его готовит наш Бог и Спаситель. Он зовёт нас через своих слуг – епископов, священников и каждого верного мирянина. Посылает нас на перепутье современного мира, чтобы звать и приглашать. Возможно, в последнее время делает это даже через современные средства коммуникации, социальные сети.

Он зовёт, чтобы сделать нас причастниками вечного счастья нашего Бога. Как важно, чтобы мы сегодня не пренебрегли этой возможностью.

Интересно, что современный человек часто оценивает свою жизнь и поступки по тому, что он получил или не получил. Евангелист Матфей приглашает нас пересмотреть собственную жизнь, обращая внимание на то, чтобы мы не потеряли возможности, не потеряли дарованного нам достоинства христианского призвания. Именно по этому будет оценивать нас Хозяин в конце веков.

В настоящее время карантина это Евангелие звучит по-особому, потому что нет такой ситуации и обстоятельств, в которых бы человек не был приглашён на свадебный пир Царствия Небесного. Сегодня каждый является приглашённым. Церковь даёт человеку возможность ответить на это приглашение лучшим для него образом. Конечно, лучший способ принять участие в банкете Небесного Царства – это физически присутствовать на Святой Литургии, причаститься Тела и Крови нашего Спасителя. Однако даже тогда, когда мы не можем физически находиться в храме, мы призваны ответить на приглашение. Должны праздновать этот день, ища возможности доступным образом объединиться в молитве с сообществом Церкви, которая собрана вокруг Господней евхаристической трапезы. Помолимся, чтобы мы смогли почувствовать святость этого призвания, потому что момент, когда приглашение открыто, ограничен. Ведь Божественная Литургия – мессианский пир – открыт для человека между первым и вторым приходом нашего Спасителя. В нашей жизни – это период нашего земного существования. Завтра ответить на это приглашение уже может быть поздно. Не будем уподобляться тем, кто пренебрегли: были приглашены, но стали негодными. Будем подобны тем, кто ответил и был избран, чтобы вечно жить в Небесном Царстве. Аминь.

 

† СВЯТОСЛАВ

13 сентября 2020 года

 


ПУБЛИКАЦИИ

«Без мудрости – дорога в никуда», – Глава УГКЦ для издания «Новое время» 25 сентября

Куда бы ни направлялся человек, предпосылкой успешного путешествия всегда остаётся чёткое понимание направления: каждый успех требует...