Проповедь Блаженнейшего Святослава, Отца и Главы Украинской Греко-Католической Церкви, в 10-е воскресение по Сошествию Святого Духа

пятница, 21 августа 2020, 19:59
Текстовый вариант проповеди Блаженнейшего Святослава, Отца и Главы Украинской Греко-Католической Церкви, произнесённой в 10-е воскресение по Сошествию Святого Духа.

 

«Когда будете иметь веру, как горчичное зерно,

то ничего не будет для вас невозможного »

(Мф. 17, 20)

Всечестный отче! Преподобные сёстры!

Слава Иисусу Христу!

В сегодняшнем Евангелии евангелист Матфей описывает нам встречу двух сыновей Иисуса Христа Сына Божия, Сына небесного Отца и сына отца-человека, который приходит ко Христу просить об исцелении от его странной болезни. Интересно, что эти два сына между собой очень разные, хотя сын человеческий был сотворён по образу и подобию Сына Божьего. Но что их отличает друг от друга? Первое, то, что Сын Божий – наш Спаситель полон Святого Духа. Духа, который обновляет лицо земли. Духа, который возрождает творения и даёт им жизнь. А сын человека – носитель злого духа. Он делает странные вещи с парнем. Сам отец о нём говорит, что «он часто болеет, и тот дух бросает его то в огонь, то в воду». Христос, когда слышит об этом, говорит не столько о сыне, как об отце: «...о, род неверный и развращённый». Собственно, как Иисус Христос сам является образом Отца, тем воплощённым Сыном Божиим, в котором, как говорит апостол Павел, покоится телесно вся полнота Божества (ср. Кол. 1,15-19), объявляет людям правду об Отце, так и сын человека, что болен злым духом, объявляет, что именно происходит внутри его отца, внутри того человеческого рода, который он носит в себе и, видимо, обнаруживает образом своей жизни. Итогом встречи и содержанием исцеления является изменение духа. Христос, как будто изгоняя из парня дух разрушения, распущенности и неверности, наполняет его Святым Духом. Иными словами, возобновляет в сыне подобие Божие. А с другой стороны, открывает глубину болезни, в которой находится весь человеческий род сегодня.

В чём заключается болезнь, неверность и распущенность современного народа?

Собственно, отцы Церкви говорили о том, что человек, будучи сотворён по образу и подобию Бога, получил в своём существе определённые силы, энергию и способности, которые его должны уподоблять Богу. Эти силы человека силой и действием Святого Духа должны были не столько бросать его в крайности, как вывести на небеса. Но что сделал злой дух с человеческим родом? Он разбил эти силы. То есть направил каждую из них в другую сторону. Интересующий нас образ дезориентации сил человеческой природы – басня Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой герои тянут воз в разные стороны, из-за чего он остаётся намертво стоять на одном месте. Именно те силы, которые Бог дал человеку для уподобления Себе, в своей дезориентации он превращает в страсти. Так эти силы тянут нас в разные стороны, готовы «разорвать» человека своими усилиями и делают его зависимым от неупорядоченных желаний и наслаждений – лишают его свободы. Святые отцы говорили о трёх важнейших духовных сферы человека: ум, воля и чувства. Причина распущенности каждого из нас в том, что наш разум понимает одно, воля хочет второго, а чувство приковывают к третьему. Таковы разбитие и паралич, такова причинность, как говорит сегодня Матвей, является причиной порабощения злым духом и греховности как каждого человека в отдельности, так и всего израненного человеческого рода в целом.

Апостол Павел описывает это состояние, говоря: «О, нещасный человек. Кто меня может освободить от этого тела смерти? Потому что то, что не хочу делать, – делаю. Таким образом исполняется этот грех, живущий во мне» (ср. Рим. 7, 15-24). Именно поэтому оздоровление и исцеление парня есть не что иное, как возвращение направления его душевных сил. Когда все силы (воля, разум и чувства) направлены в одну сторону: свобода – к Добру, разум – к Правде, чувства – к вечности Божией любви, – тогда человек всем своим существом переориентируется в направлении к живому Богу. Тогда воз Крылова превращается в огненную колесницу Ильи. Тогда душевные силы человека, силой и действием Святого Духа, превращаются в добродетели, уподобление Богу, в тех огненных коней, которые могут вывезти человека за пределы ловушек мира, быстро проходящего, в вечное счастье – жизнь с Богом. Освободить человека от бросков в крайности. Потому что истинная добродетель, как говорил Григорий Нисский, находится не в крайностях, а в центре, и она направляет человека вверх к Богу. Делает его способным воссоздать в своём существе образ и подобие Божие.

Недаром Христос, когда ученики жалуются, что не ощущают силы, потому что не смогли изгнать этого злого, начинает говорить о вере в Бога. Он сравнивает веру с горчичным зёрнышком. Так вера – это переориентация человеческого существа и обращение в полноте человека к Богу. Вера освобождает духовные силы человека от порабощения и дезориентации и даёт ему исцеление. Когда человек верит в Бога, то принимает в себя Святого Духа – Духа свободы, который не уничтожает его природных сил, а наоборот усиливает: делает их свободными от зависимости перед злом. Настоящая свобода – это не попустительство своим страстям и греховным похотям развращения, а наоборот – свобода от зла! Когда человек всеми своими силами объединён в одном стремлении к Богу, то для него нет ничего невозможного.

Мы теперь входим в период короткого, но очень важного поста, который готовит нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Именно молитвой и постом изгоняется этот вид бесов. Это замечательный момент, чтобы увидеть и хорошо понять, а чего, собственно, я хочу? Куда направлены мои силы? Ибо молитва направляет внимание и сердце к Богу, а пост даёт возможность очистить личные стремления, желания и предпочтения. Смысл христианского совершенства и аскетизма – освобождение моих душевных и духовных сил от зависимости и развращения злом. Молитва и пост дают мне возможность объединить усилия и направить силы моей души в одном направлении – к Богу. Об этом поёт святой Августин: «Кто мне поможет (Господи) отдохнуть в Тебе? Кто мне даст эту возможность, чтобы Ты пришёл к моему сердцу, чтобы я забыл о всяком моём зле и обнял Тебя – единственное моё Добро!» (Ср. Исповедь 1,1-2,2.5,5).

Так что пусть событие оздоровления парня станет частью нашей личной истории. Мы видим, как современный человек бросается в крайности, как не знает, чего действительно хочет, как не понимает, в чём окончательно его глубокое призвание. А его неверность и распущенность является причиной стольких бед и бедствий. Особенно, когда этим страдают те, кто управляет целыми народами и странами. Пусть это время поста станет для нас временем оздоровления, переосмысления и очищения, чтобы мы шли за Христом в воскресение, ибо Он для того пришёл, чтобы найти то, что погибло, чтобы воскресить то, что немощно и упавшее, подарить то, чего мы так ищем в жизни. Пусть Христос сегодня погрозит чёрту, который так мучает современного человека, чтобы мы вместе с тем юношей выздоровели ту же минуту. Аминь.

Слава Иисусу Христу!

 

† СВЯТОСЛАВ

 

16 августа 2020 года