Проповедь Блаженнейшего Святослава в 22-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

среды, 11 ноября 2020, 10:59
Пусть милостивый Господь откроет наши духовные глаза, пусть избавит нас от этой опасности – иллюзии богача, о которой мы слышим в сегодняшнем Евангелии, пусть сделает наше сердце чувствительным к тому, когда Бог посетит нас.

Слава Иисусу Христу!

Всечестный отец, преподобные сёстры, любимые во Христе братья и сёстры!

В книгах Священного Писания мы находим образ Бога, который день и ночь протягивает свои руки к человеку, чтобы быть рядом с ним, чтобы дарить ему свою помощь и поддержку, а окончательно – вечную жизнь.

Исаия говорит слово Господне: «Я протягивал мои руки изо дня в день к мятежному народу, ходившего недобрыми путями, по своим прихотям» (Ис. 65, 2). Подобную фразу читаем у апостола Павла (ср. Рим. 10, 21), который указывает, что наибольшая опасность подстерегает человека тогда, когда он не узнаёт Бога и не видит того способа, которым Господь Бог подаёт ему свою помощь.

Люди часто думают, что Божья помощь приходит к ним через могущество и силу этого мира. Однако Господь Бог часто протягивает нам руку не через могущественных и сильных мира сего, а ради того, кого мы считаем последним, самым слабым, худшим – через того человека, который, возможно, больше нуждается в помощи.

Такого типа посещение Божьей силы через убогого мы видим в притче о богаче и Лазаре. Эти две фигуры – богач и Лазарь – описываются как два противоположных полюса человеческого общества. Богач находится на вершине общественной пирамиды, а Лазарь – это тот, кто забыт, выброшен прочь из общества. Приятели Лазаря – только собаки, которые приходят, чтобы лизать его струпья.

Где здесь мы видим образ Бога? Лука особым образом указывает нам, откуда в этом обществе простирается человеку Божья рука.

Интересно, что мы не знаем, как зовут богатого. Он как бы безымянный. Однако нам известно имя убогого, хотя бедных обычно не записывают в исторических хрониках. А в Евангелие, Книге жизни, имя убогого записано – Лазарь, что означает «Бог помогает».

Если кто-то живёт в иллюзии самодостаточности, на вершине своей силы и славы, то считает, что ни в ком в мире не нуждается, даже в Боге. Более того, это к нему все должны обращаться в необходимости. Но одновременно в своём земном состоянии, с перспективы вечности, он бедный и несчастный. Почему? Потому что не узнаёт протянутой к нему Божьей руки, не понимает, что всё, что он сегодня имеет и делает, должен увидеть в перспективе будущего. А перспектива эта – вечная жизнь, к которой призван каждый – и убогий, и тот, кто находится на вершине современной общественной пирамиды.

Лука говорит, что когда бедный протягивает руку, просит о милостыне, то он у нас ничего не забирает, а наоборот – даёт нам Божью силу во спасение, силу, которая прерывает смерть и препровождает нас к вечной жизни. Поэтому очень важно, чтобы иллюзия самодостаточности и богатства не была моментом, когда человек не примет той руки. Кто даёт милостыню, как бы берёт за руку Бога, который проведёт нас в вечность, в счастье вечной жизни, которая никогда не проходит.

Евангелист описывает три момента, когда Лазарь должен протягивать руку к богачу. Первый момент – бедняк в своей земной жизни просит милостыню. Но его протянутой руки никто не принимает. Однако уже там, по ту сторону смерти, богач ищет руки Лазаря. Он хочет уже хоть не целой руки, а хотя бы пальца. Говорит: «Отче Аврааме, помилуй меня и пошли Лазаря, чтобы намочил в воде конец пальца своего и прохладил язык мой, ибо я очень мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16, 24). Когда видит, что это невозможно, снова просит Авраама, чтобы послал Лазаря третий раз, уже с новой миссией, мол, у него есть братья и родственники, которые живут в той же иллюзии и опасности вечной погибели, в которой жил он. В ответ Авраам сказал: «У них есть Закон и пророки, то есть Божья рука им протянута, и если они её не видят сегодня, то даже если бы кто-то из мёртвых воскрес, они не поверят (ср. мам же, 16, 28-31).

Эта притча является мощным Божьим словом к нам. Потому что мы при своей земной жизни часто находимся в мире различных иллюзий и, одновременно, большой беды и больших потребностей... Как нам нужно действительно распознать время Божьих посещений, как об этом говорит Иисус Христос, плача над Иерусалимом (ср. 19, 44). Как нам важно не упустить того момента, когда к нам придёт живой Бог здесь, на этой земле! Как нам важно распознать ту спасительную руку Божию, которая сегодня протянута к нам! Поэтому Святейший Отец обращает наше внимание на отвергнутых, униженных, забытых современным обществом. Говорит, что именно через тех убогих и отвергнутых сегодня Господь Бог протягивает руку к каждому из нас.

Давая милостыню, мы больше принимаем, чем отдаём. Давая милостыню, мы действительно покрываем многие собственные грехи. Давая милостыню, мы берём Бога за руку, которую Он сегодня через нуждающегося протягивает к нам. Поэтому мы поём во время Литургии: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, ибо у них нет спасения!»

Мы не раз становились свидетелями того, что люди, чтобы улучшить своё положение или решить какие-то проблемы, заискивают перед сильными мира сего, занимаясь своеобразным идолопоклонством перед властью, деньгами, славой. А богачи этого мира (мы их ещё называем олигархами) часто думают, что их состояние является их спасением и поклоняются ему, как золотому тельцу. Говорит Христос: «Нельзя служить двум господам – ​​Богу и мамоне».

Божье слово, которое мы сегодня услышали, должно изменить наше представление о том, что является самым важным, и помочь нам распознать присутствие Бога в лице нищего, отвергнутого, последнего. Говорит Христос: «То, что вы сделали это одному из Моих меньших, вы мне сделали». Господь приходит к нам лично в образе последнего и замечает: там, в вечности, последние будут первыми, а первые – последними.

В следующее воскресенье, на призыв Папы Франциска, наша Церковь будет переживать особый день внимания к бедным. Мы в Церкви отмечаем День бедного. Поэтому сегодня призываю всех верных всего мира протянуть руку тем, кто нуждается в помощи. Мы проведём одну конкретную акцию, которая будет называться «Накорми бедного». Чтобы протянуть руку к Божьей руке, в следующее воскресенье во всех наших приходах во всём мире мы принесём в храмы продукты, чтобы накормить бедных. Будьте уверены, мы вынесем из храма больше духовных даров, чем принесём.

Пусть Божье слово о Лазаре и его руке будет указателем в современной жизни, потому что мы так нуждаемся, чтобы Господь Бог нам помог пережить бич пандемии коронавируса. Сегодня человечество плачет и рыдает под его бременем, потому что никто не знает точно, как уберечься от него. Но для того чтобы принять Божью помощь, мы должны накормить бедного.

Пусть милостивый Господь откроет наши духовные глаза, пусть избавит нас от этой опасности – иллюзии богача, о которой мы слышим в сегодняшнем Евангелии, пусть сделает наше сердце чувствительным к тому, когда Бог посетит нас.

Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...