Проповедь Блаженнейшего Святослава в 23-е воскресенье по Сошествии Святого Духа

вторник, 17 ноября 2020, 18:25
Сегодня по призыву Папы Франциска посмотрим в глаза современным бедным людям. Посмотрим в глаза тем, кто сегодня исключён из общества так называемой «культурой отчуждения», о которой уже много лет говорят культурологи и философы и на которую сейчас обращает большое внимание Святейший Отец. Именно поэтому во Всемирный день бедного наша Церковь в Украине и в разных уголках мира начала бессрочную акцию «Накорми голодного»...

Благодатью Божией мы спасены!

Преосвященный владыка!

Всечестные отцы!

Достойные братья-семинаристы!

Дорогие сёстры и братья в монашестве!

Дорогие братья и сёстры – дети нашей Церкви в разных уголках Украины и мира, что сейчас вживую молятся с нами через эту трансляцию из Патриаршего собора!

Дорогие наши прихожане, дети!

«Благодатью (Божьей) мы спасены!» (Еф. 2, 5). Этими словами о благодати Божией, которые мы услышали сегодня из уст апостола Павла, как будто получаем ключ, чтобы понять и открыть для себя глубокий смысл Божьего слова, которым к нам говорит через Божественное Евангелие наш Господь и Спаситель.

Евангелист Лука описывает нам фигуру Иисуса Христа как источник нашей свободы и достоинства (ср. 8, 26-39). Мы услышали, что Иисус пускается в путь. Он вместе с учениками переплывает на другой берег Галилейского моря, то есть за границу, в другую страну, в другую административную единицу тогдашней Римской империи. Интересно, что вся логика этого рассказа строится вокруг того, что Христос как будто специально идёт туда, чтобы найти человека и спасти его: вернуть ему утраченные достоинство и свободу. (Кто посещал Израиль, то мог видеть место, где произошло это событие.)

Господь ступает на эту землю, а Ему навстречу выходит бесноватый человек, то есть человек, лишенный свободы и находящийся под властью нечистого духа. Лука, как хороший врач, очень подробно описывает состояние этбесноватого. Прежде всего, он говорит, что этот человек был наг, то есть без одежды. В древнем мире публично снять с человека одежду – означало отобрать у него до последней крохи человеческое достоинство. Такое лицо выбрасывали из человеческого общества и приравнивали по достоинству к животному. Более того, Лука говорит, что этот человек уже давно жил не в доме, а в могилах, поселился в «городе мёртвых», умер в сознании живых горожан. Кроме того, этот человек опасен в своём зле, что господствует над ним, – опасен не только для жителей того края, которые, видимо, его специально выдворили за пределы своего сообщества и общины, но и для самого себя. Горожане связывали его цепями, заковывали в кандалы, однако нечистый дух, царивший над человеком, гнал его в пустыню, где бесноватый крушил цепи, бил сам себя.

Это ужасное описание жизни бесноватого показывает, что зло – разрушительная сила, отнимающая у человека достоинство и свободу. «Всякий, делающий зло, становится его рабом», – говорит апостол Пётр в своём Втором послании (ср. 2, 19). Всякий, делающий зло, отдаёт добровольно свою свободу в руки злого духа, как будто приглашает тирана забрать его свободу. И тогда зло окончательно разрушает жизнь, человека и мир. Со злом нельзя играть, потому что оно всегда приносит разрушения и беду, всегда унижает человека.

Встретив бесноватого и изгнав из него злого духа, Христос как будто вернул ему всё потерянное. Он выступил как самый большой благодетель для мужчины, ведь Он вернул ему достоинство и свободу.

Лука описывает последствия и плоды этого освобождения мужа от зла. Евангелист говорит, что, когда горожане пришли, чтобы посмотреть, что случилось, то бывший бесноватый сидел среди учеников Иисуса «одетый и в здравом уме». Те два последних словосочетание в современном лексиконе означает, что он вернулся к человеческому достоинству и снова получил власть над самими собой. Ему было возвращено то достоинство, которое исходит не от человека, а от Бога. Человек получает достоинство, будучи созданным по образу и подобию Бога. Христос восстанавливает в том мужчине этот образ и это подобие. Ибо человеческое достоинство является врождеённым, а не приобретённым или данным нам кем-то или чем-то в этом мире. Мужчина сидел в здравом уме. Это означает, что он снова стал самовластным лицом и уже мог сам управлять. Более того, он стал способным творить добро. Человек в своём достоинстве создан для того, чтобы быть подобным Богу, своему благодетелю. Достоинство человеческой личности открывается в каждом из нас лишь тогда, когда мы делаем добро! И, делая ближнему добро, мы своим уважением к нему помогаем ему испытать его собственное достоинство. Человеческая свобода – это способность делать добро. Она создана по образу Божьей свободы и является проявлением нашего достоинства. Каждый раз, когда мы делаем добро, то переживаем свободу и радуемся. Зато, делая зло, чувствуем, что что-то уничтожилось и разрушилось и во мне, и в человеке, кто рядом.

Дорогие во Христе братья и сёстры, сегодня во всём мире Вселенская Католическая Церковь отмечает День бедного. Мы видим, что в современном мире, который, по словам папы Иоанна Павла II, живёт так, будто бы Бог не существует, и человек ведёт себя так, будто не существует бедного, обиженного или нуждающийегося Современный человек, ум которого порабощён иллюзорным миром телевидения или социальных сетей, думает, что горя и беды нет. Он живет так, будто не существует человеческой скорби, страдания, пренебрежения человеческого достоинства. Мы так часто становимся нечувствительными к человеческой беде!

В современном мире мы можем увидеть, что бедность имеет много лиц. Обычно, когда слышим о бедном, то думаем о человеке, который не имеет благ или ресурсов для достойной земной жизни. Но это лишь одно из современных лиц бедности. Миллионы людей лишены доступа к образованию и обучению. Сегодня у нас огромное нашествие культурной бедности. Те, кто набил собственные карманы, часто показывают такую ​​культурную нищету своим языком, своим отношением к ближнему и способом трактовки тех, у кого чего-то ещё нет. Мы тогда говорим: бедный он человек, хотя и имеет много... Сейчас существует и духовная бедность. Речь идёт о бедности человека, находящегося в плену собственного зла, страстей и греха. В современной постиндустриальной культуре распространяется ещё один вид бедности, который называется одиночество. Это когда человек, даже пользующийся современными средствами массовой коммуникации, не умеет строить глубоких и полноценных человеческих отношений. Он, возможно, имеет всего много, но из-за одиночества не всегда способен этим воспользоваться. Такие лица современной бедности можно перечислять еще много...

Поэтому сегодня по призыву Папы Франциска посмотрим в глаза современным бедным людям. Посмотрим в глаза тем, кто сегодня исключён из общества так называемой «культурой отчуждения», о которой уже много лет говорят культурологи и философы и на которую сейчас обращает большое внимание Святейший Отец. Именно поэтому во Всемирный день бедного наша Церковь в Украине и в разных уголках мира начала бессрочную акцию «Накорми голодного».

Мы можем размышлять о достоинстве, о свободе, но давайте сделаем один конкретный хороший поступок. Станем подобными делающему Богу и, приближаясь к нуждающемуся, будем подобны Христу Спасителю, который сегодня ищет человека, находящегося в плену зла и униженного, лишённого достоинства и свободы из-за современного бремени бедности третьего тысячелетия человеческой цивилизации.

Убеждён, что, слыша о различных видах бедности, мы сегодня откроем в себе много сокровищ и даров. И увидим, что среди нас нет никого, кто бы был настолько нуждающимся и бедным, чтобы не мог помочь другому. Мы почувствуем в этом поступке, который сделает нас лучше, собственное достоинство и откроем в себе способность нести добро! Пусть этот день поможет не только нуждающимся, но и каждому из нас. Пусть этот день будет моментом, когда добро воцарится в наших душах и, подобно лучику света, устранит всякую тьму.

Сегодня, слушая слова об освобождении, настоящей свободе и достоинстве детей Божиих, просим в молитве, чтобы Бог помог понять и написал у нас на сердце слова великого и святого митрополита Андрея Шептицкого: «В минуту твоей смерти тебе останется только то, что ты отдал бедному».

Аминь. Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...