Проповедь Блаженнейшего Святослава в 27-ое воскресенье по Сошествии Святого Духа

вторник, 15 декабря 2020, 16:06
Просим апостола Андрея, чтобы помог нам увидеть в таинстве Рождества, в лице воплощённого Бога источник нашей надежды, нашего обновления и возрождения. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас, грешных.

Проповедь Блаженнейшего Святослава

в 27-ое воскресенье по Сошествии Святого Духа

Всечестные отцы!

Дорогие во Христе братья и сестры, которые соединяются с нами

по трансляции в разных уголках земного шара

Дорогие наши дети, которые только закончили очередную лекцию

в катехизической воскресной школе,

и прихожане Патриаршего собора Воскресения Христова в Киеве!

Слава Иисусу Христу!

Сегодня слово Божие, которое слышим из уст апостола Луки, благовествует нам нашего Бога как источник возрождения, обновления и полноты жизни своего творения – вселенной и самого человека. Ведь Господь Бог призвал к существованию мир, и Он единственный является источником, обеспечивающим его животворность и развитие.

Этот благовест об обновлении мира книги Священного Писания передают нам сегодня в контексте ожидания Рождества. В частности, пророк Исаия предсказывал приход Спасителя в момент обновления и возрождения, момент, когда Бог соберёт рассеянных, выпустит на волю заключённых, оздоровит больных, когда закончатся войны, а человечество сумеет перековать мечи на орала. Говорит Господь Бог устами этого пророка: «Вот Я творю всё новое» (Ис. 43, 19, ср. Откр 21, 5).

В свете такого ожидания обновления и нынешнее евангельское событие оздоровления порабощённой женщины в синагоге в субботу (Лк. 13, 10-17) станет очень интересным, знаменательным и глубоким для каждого из нас. Мы слышим, что в тот день Христос пришёл в одну из синагог. (Синагога – это было место слушания слова Божия и изучения Его Закона.) Там Он видит женщину, разбитую параличом, пожалуй, много лет, потому что она не могла выпрямиться. Она долго ждала освобождения от того зла, от нечистого, который, как говорит евангелист Лука, был причиной её рабства и неполноценности. Дискуссия идёт вокруг одного ветхозаветного предубеждения: суббота – день полной неподвижности. Как мы слышим в начале книги Бытия, Бог действовал шесть дней, а на седьмой почил. Ритм духовной жизни, в соответствии с ветхозаветным Законом, воспроизводил моменты действия и отдыха Всевышнего. Начальник синагоги был убеждён, что в субботу Господь Бог не действует. Поэтому он возмущённо говорит, что есть шесть дней, чтобы работать: мол, тогда приходите и исцеляйтесь, а не в субботу. Он не понимал, не испытывал и не видел, что Бог, о котором он так много говорил, стоит перед ним в лице своего единородного Сына. Создатель, которому он так приказал следовать, находится среди своего народа. Более того, того для Бога седьмой день не является праздным, ибо Он вживую присутствует, чтобы освобождать, спасать, обновлять и возрождать человека. Поэтому Иисус говорит: если даже в субботу вам разрешено спасать животное, то почему Бог не может спешить на спасение своего наивысшего из всех созданий – человека?

И в подтверждение своих слов Христос совершает чудо оздоровления. Это событие – свидетельство того, что Бог ни на минуту не оставляет создания без своего спасительного внимания. Если бы Он перестал хоть на минуту нас любить, то мы бы все погибли и вернулись в небытие. Господь Бог в своей деятельности и силе любви поддерживает всё сущее. Придя на землю и приняв человеческое тело, Он принёс человеку, приблизил к нему источник его возрождения, сообщества и вселенной. Таким образом, создал всё новое. Поэтому апостол Павел говорит, что Христос является источником обновления каждого человека, принимающего таинство Крещения (другое название – Тайна нового рождения). Говорит Павел: «Кто во Христе, тот является новым творением» (II Кор 5, 17-21).

Нам сегодня важно осознать это слово о возрождении, обновлении и ожидании полноты жизни. Ведь мы так ждём, когда Бог поможет нам освободиться от болезни и оков, которые сегодня нас огорчают. Ожидая Рождества, мы ожидаем возрождения и обновления света надежды на полноту жизни.

Сегодня мы празднуем день Андрея Первозванного – одного из первых апостолов Христа. Он имеет особое отношение к каждому из нас и к Киевской Церкви. Он не только был первым, кого призвал Христос, но и первый зовёт других. Знаем, что апостол Андрей является родным братом апостола Петра и его привёл ко Христу, а Спаситель впоследствии сделал того скалой, построив на ней свою Церковь. Именно благодаря миссии Андрея Пётр стал учеником и апостолом Иисуса. Когда апостолы разошлись по миру, чтобы силу возрождения разнести до края земли, Андрей пришел с проповедью Евангелия, в частности, в неведомый в то время городок Византия. Сила проповеди восстановления и возрождения жизни назвала этим именем потом великую христианскую империю, а городок превратился в её столицу и стал Константинополем. Это название сегодня знает каждый. День апостола Андрея – это особый праздник для Церкви древнего Константинополя и нашей материнской Церкви – Вселенского Патриархата.

Апостол Андрей имеет отношение и к нам. По древнему преданию, именно он, поднявшись по Днепру, пришёл на Киевские горы. Предвидя и проповедуя славу Божию, которая засияет на Киевских горах, он, видимо, тогда не представлял, что этот город станет столицей крупнейшего христианского государства на Востоке Европе. Поэтому апостол Андрей является нашим апостолом, с которого выводит апостольскую преемственность Киевская Церковь. Его мощи покоятся на престоле нашего Патриаршего собора здесь, в Киеве. Он является символом и заступником единства нашей Церкви.

Поэтому сегодня, в день апостола Андрея, наша поместная Украинская Греко-Католическая Церковь отмечает праздник своего глобального вселенского единства, символом и служителем которого является её Отец и Глава. Это день всемирной молитвы за Главу УГКЦ. Спасибо каждому из вас, кто молится за меня, грешного, нашему Спасителю, чтобы через силу нашего молитвенного единения церковное обновление и возрождение, о котором слышим в сегодняшнем Евангелии и которое в новейшие времена особенно проявлялось с момента выхода нашей Церкви из подполья, достигло края земли, всех местностей, где бьётся украинское сердце и живут наши церковные общины.

В этот день мы соединяемся с дочерьми и сыновьями нашей Церкви не только молитвой и идеей о поместност и единстве нашей Церкви. Мы хотим объединиться в конкретной акции и действии. Во всех наших храмах проходит сбор пожертвований под названием «Андреев грош». Как во Вселенской Церкви в праздник Петра и Павла проводится акция «Петров грош» для поддержки инициатив неотложной помощи, которую предоставляет Папа Римский, так и мы в этот праздник единства нашей поместной Церкви обнаруживаем нашу солидарность, чтобы почувствовать, что не только приобщаемся к радости и надежде других, но и поддерживаем в нужде каждого мирянина, сына и дочь Церкви. Эта Всецерковная солидарность особенно важна и животворна в контексте пандемии. Во время карантина мы заново открыли для себя важность человеческих отношений и солидарности, а ещё – что никто из нас не спасётся сам, как часто повторяет Папа Франциск. Мы сможем выжить только тогда, когда будем вместе, если будем поддерживать, помогать и спасать друг друга.

Просим апостола Андрея, чтобы помог нам увидеть в таинстве Рождества, в лице воплощённого Бога источник нашей надежды, нашего обновления и возрождения. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас, грешных. Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...