Проповедь Блаженнейшего Святослава в воскресенье перед Воздвижением

четверг, 24 сентября 2020, 12:51
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную.

Сегодняшний день в ритме нашего литургического года называется воскресеньем перед Воздвижением. В следующее воскресенье мы будем праздновать Воздвижение честного и животворящего Креста. Поэтому это воскресенье как бы такое вступление, подготовка к тому великому празднику. Более того, евангельское чтение, которое мы сегодня слышим, объясняет нам, кого мы увидим распятым и почему это произошло, указывает цель, ради кого и чего миру явилось таинство животворящего Креста Господня.

Как раз сегодня, в это воскресенье, нам надо ответить на эти три вопроса. Потому что когда на следующей неделе вы придёте и увидите на тетраподе Крест Господень, то должны знать, почему, кто, для чего... Отвечая на эти три вопроса, благовест Евангелия от Иоанна говорит нам, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Бог послал Сына Своего не для того, чтобы мир осудить, но чтобы нас спасти.

Иными словами, таинство Креста – это полное откровение того Бога, в которого мы верим, откровение Бога, который является любовью. Мы часто слышим слово «таинство» в различных аспектах церковной жизни. Здесь оно употреблено не в смысле тайны, какого-то секрета. Напротив, объявленное таинство означает, что Бог хочет всё о себе человеку рассказать, дать Себя ему. Однако это таинство любви Бога так велико, что сколько бы мы о нём ни слышали, сколько бы Бога ни узнавали, Он всегда новый, всегда интересный и всегда превосходит все наши представления, ожидания и всё, что мы можем о Нём ещё знать.

Для того чтобы войти в это таинство, которое нам сегодня объявляет Евангелие, указывая на Крест Господень, рассмотрим несколько глаголов, которые мы слышим в сегодняшней фразе. «Возлюбил Бог... дал... чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную». Божья любовь, которую так воспевает евангелист Иоанн, – это любовь, которая себя даёт. Бог нас любит, не требуя ничего взамен. Бог нас любит не за то, что мы имеем, умеем, что мы умные, добрые... Это таинство любви Божией нас удивляет, потому что Бог любит грешника и хочет его спасти. Апостол Павел говорит, что Христос умер за нас, когда мы были грешниками. Может, за хорошего человека кто-то бы и отдал свою жизнь, продолжает апостол, а Он умер за нас, когда мы были Его врагами, когда мы Его не знали, когда мы от Него отреклись (ср. Рим. 5, 6-8).

Поэтому Бог любит, давая себя. Бог Отец дал большее, что Он имел, самый плод вечной Божественной любви – своего Сына единородного. Это как главный мотив таинства Креста. Почему? Бог нас любит.

Следующий глагол тоже очень интересен: чтобы всякий верующий не погиб. Божья любовь является животворной, она оживляет, лечит, а потому спасает. Для чего Господь Бог хочет нам подарить свою любовь? Чтобы мы имели жизнь вечную! Мы слышим сегодня о змее, которого когда-то в пустыне поднял Моисей. Поскольку израильтяне грешили против Бога, их кусали змеи, они умирали... И чтобы их спасти от этого яда, Бог сказал Моисею соорудить медного змея. И у каждого, кто смотрел на него, яд переставал действовать. Но это как бы только предвестник той Божьей любви, которая является противоядием от смерти.

Каждый раз, когда мы грешим и чувствуем, что эта злая гадюка нас кусает, а смертоносный яд вроде распространяется по нашему телу, Господь Бог хочет вложить в эту рану животворную силу своей любви. Животворная любовь Божья является противоядием от смерти. Поэтому так важно, чтобы мы могли открыть перед этой Божьей любовью свои раны, ибо Он не хочет нас осудить. Он смотрит на нас взглядом врача, который хочет вылечить, спасти, сохранить, дать жизнь вечную.

Божья любовь даёт, Божья любовь является животворной, она спасает.

В современном мире среди человеческих слов, пожалуй, больше всего обесценено слово «любовь». В частности, в контексте потребительской культуры любовь означает, что доставляет удовольствие, и то, что можно взять с наименьшей за это ответственностью.

Помню, как одна девушка мне рассказывала, что её мир изменился, когда она начала использовать смартфон с хорошей камерой. До этого времени, когда она приходила в музей и видела красивый пейзаж, она наслаждалась красотой, а теперь хочется всё зафиксировать на фото. Вместо того, чтобы переживать красоту и чувствовать ценность дарованного момента, хочется его присвоить. Хочется иметь её. Даже в храм многие приходят со смартфонами и, вместо того чтобы молиться, начинают делать фотографии, чтобы якобы присвоить ту красоту, то событие, которое видят. Такая потребительская любовь хочет больше взять и меньше отдать, – взять как можно больше без всякой личной за это ответственности.

Какая разница между Божьей и потребительской любовью!? Божья любовь животворит, даёт нам возможность «быть» – быть собой, быть человеком, быть Церковью. А потребительская любовь стремится только «иметь» – иметь всё в своём маленьком кармане, иметь как можно больше! Созерцая таинство животворящего Креста Господня, мы начинаем осознавать, что мало только обладать качествами человека, надо быть человеком, говорил Блаженнейший Любомир, мало иметь семью, нужно быть семьёй, мало иметь Церковь, надо быть ею, частью жизни этого сообщества...

Мало иметь родителей – надо быть их хорошими детьми, недостаточно только иметь детей – нужно быть родителями! Поэтому христианская вера – это школа Божественной христианской любви. Господь Бог дарует нам эту любовь, чтобы мы научились любить своего ближнего, даже самих себя так, как это делает Господь Бог. Это хорошо знают родители, которые любят своего ребенка, дают ему всё, что имеют, чтобы он мог жить, был здоровым, чтобы вошёл в общество... И это таинство Креста Господня в жизни каждого верующего человека, Креста Господня как источника Божественной любви, который сегодня открывается и даётся нам, чтобы мы были его причастниками.

В нашей Церкви, даже здесь, в приходе Патриаршего собора, есть отдельное сообщество – «Вера и свет». Оно служит детям с особыми потребностями. Мы часто называем их инвалидами... Ещё есть отдельное сообщество, которое называется «Ковчег»: в нём молодые девушки и ребята создают пространство Божьей любви для таких детей и лиц. Каждый, кто находится в их движении, в личном контакте с теми людьми, знает одну очень важную истину – эти дети могут многое не знать в нашей жизни и в нашем поведении, но они чувствуют до глубины души, любит или нет их тот человек, который приближается к ним. Они умеют чётко различить мотив вашего приближения, чувствуют дыхание Божьей любви в сообществе Христовой Церкви или её отсутствие.

Один из волонтёров этого движения рассказал мне историю, как один мальчик ночью разбудил его, указал на Распятие и сказал одно слово: «Почему?».

Очень прошу вас: когда вы на следующей неделе придёте в храм и увидите поднятого на Кресте Спасителя нашего, распятого Бога, который всё отдал, чтобы мы имели жизнь вечную, вспомните этот вопрос и ответ, который нам сегодня даёт на него Божье Слово: «Почему? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную». Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...