Проповедь Главы УГКЦ в 26-ое воскресенье по Сошествии Святого Духа

вторник, 08 декабря 2020, 11:30
Ошибка этого человека заключалась в том, что он, даже получив от Бога плод земли, не умел правильно им распорядиться. Его отношение к земле, к плодам и даже к своей собственной жизни было безумно. Обращаясь сам к себе, к своей душе, он думал, что его жизнь заверена на многие годы вперёд.

Так оно с тем, кто собирает сокровища для себя,

вместо того чтобы богатеть у Бога

Лк. 12, 21

Ваше преосвященство, владыко Богдан!

Всечестные и преподобные отцы!

Дорогие братья и сёстры! Дорогие братья и сёстры в разных уголках земного шара,

кто сейчас молится с нами при помощи этой «живой» трансляции!

Дорогие дети!

 

Слава Иисусу Христу!

Божие Слово, которое мы сегодня слышали, является словом вечной Божественной мудрости. Господь Бог создал человека по образу и подобию своей мудрости. Интересно, что ветхозаветный божий народ благодарил Бога за его Слово и его Закон, потому что слово Божие было подсказкой, словом мудрости и учения, чтобы правильно поступить в различных жизненных ситуациях. Кто умел принять и услышать слово такого мудрого совета, мог хорошо и правильно управлять и своим домом, богатством, то есть правильно организовывать свою жизнь. И окончательно иметь возможность стать причастником жизни и мудрости самого Бога.

Сегодняшнее Евангелие – Евангелие Божьей мудрости. Лука нам описывает неумного, чтобы нас научить мудрости. И говорит нам, вот у одного богача земля хорошо родила, и он, видимо, чувствовал себя на седьмом небе, радовался трудам своих рук, собрал хороший урожай. Ждал, что теперь его жизнь обретёт совершенно другой смысл и качество. Он говорит про себя: «Душа моя! Имеешь добра много в запасе на многие годы! Покойся себе, ешь, пей и веселись!» (Лк 12, 19).

По-человечески говоря, вроде всё в порядке: тот, кто рабо тал, достиг успеха. Но в чём заключается его ошибка? Говорит Господь: «Безумный! Этой же ночью душу твою возьмут у тебя, а то, что ты собрал, кому оно будет?» (Лк 12, 20)

Ошибка этого человека заключалась в том, что он, даже получив от Бога плод земли, не умел правильно им распорядиться. Его отношение к земле, к плодам, и даже к своей собственной жизни было безумно. Обращаясь сам к себе, к своей душе, он думал, что его жизнь заверено на многие годы вперёд. Чтобы нам понять ошибку этого человека, всю глубину его безумия и не повторить его ошибок, стоит послушать книги мудрости Ветхого Завета.

Есть как минимум три незамысловатых поступка даже в его словах самому себе, разоблачающие его безумие. Первая ошибка заключается в том, что он возлагает надежду на своё богатство, как фундамент своей жизни на последующие годы. Собственно, он совершает грех идолопоклонства, ибо даже плод его рук превращается в «золотого тельца». Он полагает, что на это богатство можно опереться, как на точку своей надежды, что то богатство обеспечит его жизнь. Но жизнь человека, его дыхание происходит не от земли, а от Бога. Здесь разоблачает его пророк и псалмопевец Давид, говоря о такой фигуре, как отрицание существования самого Бога: «Говорит безумный в сердце своём: "Нет Бога"» (Пс 14, 1). Поэтому, полагаясь на богатство, этот богатый отрицает Бога, отрицает настоящий источник его жизни, отрицает того, кто даёт ему дыхание, возможность жить, а земле – плодоносить. Вот почему говорит Христос своим ученикам: «Не от избытка того, кто что имеет, зависит его жизнь» (Лк 12, 15).

Вторая ошибка, которую он делает, – это то, что он в радости от своего успеха думает только о себе. Он думает только о собственной выгодной жизни на много лет вперёд, однако не понимает, что мало получить материальные блага, надо получить особую благодать Божию и ещё самому ими воспользоваться. Книги мудрости называют безумным и зазорным того, кто сам заработал, но не смог этим воспользоваться и самым стыдным считалось, что труд твоих рук будут потреблять другие, а не ты.

И третья ошибка. Священное Писание говорит, что, если человек получил в результате своего собственного труда больше добра, чем нужно для его личного потребления, остальное принадлежат бедному, нуждающемуся, ближнему, потому что именно в этом заключается религиозный опыт Израиля на обетованной земле. Эта земля имеет универсальное назначение, её плоды нельзя себе единолично присвоить. Плоды земли, как и её ценность, принадлежат Богу, а Бог даёт возможность человеку пользоваться её плодородностью. Не только труд человека, но и Божья сила и благодать делает землю плодотворной. И люди это доказывали на собственном опыте, потому что, когда они грешили, земля переставала плодоносить. Земля была не только пространством экономической деятельности, но и живого общения между человеком и Богом. Вот что значит богатеть у Бога. То есть иметь мудрость правильно относиться к тому, что у меня есть. Потому что земные блага никогда не могут быть целью человеческого труда и человеческой жизни. Земные блага всегда лишь средство для чего-то высшего, средство для дел милосердия и любви, чтобы послужить жизни как своей, так и ближнего, потому что «не хлебом единым жив человек, но всяким словом которое исходит из уст Божиих»! (Ср. Втор 8, 3; Мф 4,4)

Богатеть у Бога – означает уметь пользоваться и радоваться тому, что Господь Бог тебе даёт, уметь правильно им управлять, заботясь о нуждающихся, бедных и голодных. Мудрый никогда не будет ставить земные достатки, имения и деньги на место Бога. Потому что, когда человек поставит на место Бога земные достатки, его труд и плоды превращаются в жестокого тирана, который забирает свободу. И тогда тот незамысловатый богач не будет иметь покоя ни днём, ни ночью. То, что он имеет, начинает преобладать над тем, кем он есть. Его состояние превращается в жестокого рабовладельца, рабом которого является он сам. Потому то слово Божие учит нас сегодня мудрости, учит нас богатеть у Бога, а не собирать богатство исключительно для себя.

Слушая это слово о мудрости к земным благам, мы сегодня видим, как много безумцев на нашей украинской земле. Как много таких нуворишей, которые получили имущество, но не получили мудрости, чтобы им управлять, и сегодня они могут быть более опасными для нашего независимого государства, чем его внешние враги. Потому тот человек, который любой ценой пытается как можно больше заработать без каких-либо моральных правил, не умеет заботиться об общем благе. Бизнес, особенно крупный, который не чувствует собственной общественной ответственности, грешит безумием и опасен как для самого себя, так и для общества. Список таких безумцев мы можем читать в конце каждого года, когда мировые журналы составляют рейтинги богачей нашего с вами времени. Именно к ним сегодня обращён пророческий голос Церкви, говорящий: «Да безумный, возможно, в эти дни, даже от этого коронавируса, Бог заберёт у тебя жизнь и душу, и всё то, что ты приобрёл, кому оно будет?»

Кто хочет богатеть только для себя, не умеет работать для общего блага. А всякое общество, которое заботится о сильной и крепкой государственности, будет основываться на умении заботиться не только о себе, но и о всеобщем благе. Олигархическое государство не может быть сильным и независимым, потому что такого типа безумцы не умеют творить мудрые дела для общего блага.

Тот голос мудрости сегодня звучит и для каждого из нас. Так как не зависимо от того, сколько мы имеем, мало или много, мы можем быть безумцами, даже имея считанные деньги. Земной достаток сам по себе хорош и Богом данный. Однако нам нужно научиться сегодня правдиво и мудро заботиться не только о себе, но и об общем благе. Народная мудрость гласит: «Хочешь помочь себе, то сначала помоги ближнему».

Древняя традиция, в частности, этого предрождественского поста заключается в том, что когда мы решаем, как достойно пережить пост и выпросить у Бога какие-то милости для себя, мы сначала должны быть ласковы и милостивы к своему ближнему. Сначала мы должны давать милостыню, а потом становиться перед Божее лицо, чтобы каяться в своих грехах и одновременно просить его милости для себя и своих родных.

Дорогие во Христе! Мы сегодня отмечаем особый праздник – День вооружённых сил Украины. Особенно в последние годы именно наши воины могут быть учителями мудрости для украинских олигархов, потому что они поняли, что есть что-то ценнее денег и в это тяжёлое время можно и нужно богатеть у Бога. За свободу и независимость, за свою родную землю, за возможность мирного труда каждого из нас они отдавали и отдают самое ценное, что имеет человек, – свою собственную жизнь.

Мы сегодня молимся за наших воинов. Мы поминаем в молитве всех тех, кто отдали свою жизнь, защищая наше независимое государство, потому что они поступили мудрее, действительно обогатились у Бога.

Мы поминаем в молитве тех, кто находится в плену, терпит муки и издевательства. Мы благодарностью окутываем ветеранов и волонтёров. Молимся за семьи наших военнослужащих, особенно тех, чьи дети, родители, мужья пропали без вести.

Пусть Всемилостивый Господь научит нас всех своей небесной премудрости. Пусть научит нас правильно инвестировать свои жизненные силы. Пусть подаст нам радость, что происходит не от земных благ, утешение, что исходит не от людей, надежду, которая происходит от единого Бога!

Аминь.

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...