«Прощаются тебе грехи твои» Проповедь Блаженнейшего Святослава во второе воскресенье Великого поста

вторник, 17 марта 2020, 23:29
В это воскресенье Великого поста, когда всё человечество страдает от первой в истории современного мира пандемии, Слово Божие о связи между грехом и болезнью, покаянием и здоровьем, Божьим милосердием и надеждой на преодоление неподконтрольного человеку бедствия звучит с особой силой…

 

«Прощаются тебе грехи твои»

Эти животворные слова сегодня мы привыкли слышать довольно часто. Каждый раз, когда мы сегодня чувствуем на сердце тяжесть греха и вины перед Богом, то всё же со светом надежды покаяния ожидаем радостного момента Божьего прощения. Христианская жизнь – это переживание радости Божьего милосердия. Потому что только он сам, наш Бог, есть Тем, кто может и хочет простить нам наши грехи, когда мы их обнаруживаем перед ним, каемся в них и готовы исправиться. Однако до прихода в мир Бога в человеческом теле, до времени живого присутствия между нами Иисуса Христа, слово об отпущении грехов было неслыханным! Ветхозаветный Божий народ просил о прощении грехов, приносил многочисленные жертвы, ожидал Божьего милосердия, однако слова: «Прощаются тебе грехи твои» – были чем-то неслыханным, казались в ушах законоучителей даже богохульством! Тот, кто не верит в божество Иисуса Христа, не имеет надежды на прощение. Но именно благовест этой надежды является хорошей новостью Божьего Слова в это воскресенье.

Евангелист Марк рассказывает нам об оздоровлении расслабленного человека, которого его четыре приятеля принесли Иисусу в Капернауме, сделав отчаянный поступок: разобрав потолок, они спустили больного туда, где собралось много людей в доме. Увидев эту необычную картину, возможно, среди восклицательных осуждениий этого дерзости и причитаний хозяина дома, Христос произносит слова, которых не ожидал никто – ни апостолы, ни удивлённые присутствующие, ни эти отважные друзья больного, да даже, наверное, сам расслабленйй: «Прощаются тебе грехи твои». Этими словами Спаситель обнаруживает внутреннюю связь между двумя интимно связанными моментами действительности: грехом и болезнью, здоровьем души и здоровьем тела, видимым и невидимым измерением существования человека. А в конечном итоге – животворную и жизненно важную связь человека с Богом.

Ломка и расторжение связи человека с Богом – источником его жизни и здоровья, которые мы называем грехом, происходят в невидимом, внутреннем мире человека, однако это оказывается снаружи в его деструктивном образе жизни, а окончательно – в разбитом его теле, болезнях и смерти. И наоборот – восстановление жизненного единства человека с Богом через прощение грехов оказывается сегодня перед нашими глазами видимым образом в чуде оздоровления расслабленного. Вот почему говорит Христос: «Да чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет на земле власть отпускать грехи, – говорит расслабленному, – тебе говорю, встань, возьми свою постель и иди домой!»

В это воскресенье Великого поста, когда всё человечество страдает от первой в истории современного мира пандемии, Слово Божие о связи между грехом и болезнью, покаянием и здоровьем, Божьим милосердием и надеждой на преодоление неподконтрольного человеку бедствия звучит с особой силой. Гордый современный человек, в определённый момент поверивший, что может построить новую мощную глобальную цивилизацию, отрицая всякое своё отношение с Богом, чувствует себя в это воскресенье особенно испуганным и смирным. Маленькое, не видимое для человеческого глаза существо – вирус, который меньше живой клетки, мгновенно разбил иллюзию всемогущества современного человечества, обрушил мировую экономику, обездвижил целые страны и континенты. Такое ощущение, что современные общества действительно моментально стали расслабленными: имея самый высокий в истории человечества уровень развития медицины, мы не способны не только предупредить эту инфекцию, но и, вероятно, контролировать пути её распространения.

Но именно этому расслабленному, разбитому и смущённому человеку сегодня сам Спаситель благовествует хорошую новость: «Сын, дочь, прощаются тебе грехи твои». Так как опыт собственной греховной немощи и собственного ограничения и бессилия необходим для духовного роста, познания истины о нас самих, так и опыт усмирения современного способа организации общества и мирового сообщества через бедствие пандемии коронавируса может стать благодатным моментом созревания современного человечества. Пусть современный человек избавится от идолопоклонства перед самим собой и плодом собственного интеллекта. Сегодня в повиновении признаем себя расслабленными перед лицом Господним и, получив прощение наших грехов на великопостном пути покаяния, услышим его приказ: «Говорю тебе, встань!»

Всё пройдёт, в своё время пройдёт и пандемия. Откроются границы и восстановятся обычные способы быть вместе, общаться и строить своё будущее. Но непременно останется после этого карантина радостный опыт Божьего милосердия к нам. Останется радостное ощущение того, что наша жизнь не в человеческих руках, сила которых всегда ограничена, но в руках Божьих! Останется опыт того, что даже среди вынужденной изоляции человека от человека, Бог себя от нас не закрывал и не отделил, он вместе с нами и над его оздоровляющей десницей ни один вирус не имеет власти. После Великого поста придёт время пасхальной радости. Именно к ней мы сегодня идём.

Поэтому мы сегодня молимся. Будем сегодня подобны этим добрым приятелям расслабленного и принесём человечество, которое переживает волну собственного бессилия, к лику Господа в этот день святого воскресенья. Мы молимся за здоровье больных и здоровых, за старших и младших, за медработников и руководителей государств. Но одновременно молимся о Божьем милосердии для каждого из нас и прощении грехов современного нам человечества: «Боже, ущедри нас и благослови нас, просвети лик Твой на нас и помилуй нас». Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...