Провозглашение блаженным слуги Божьего митрополита Андрея приближается

суббота, 02 мая 2015, 21:41
С Блаженнейшим Святославом, Главой УГКЦ, о том, как в условиях общественно-политических событий в Украине сохранить и приумножить веру, разговаривает Андрей Боднарук.

– В феврале было звершенно паломничество Синода епископов УГКЦ к гробам Верховных апостолов в городе Риме. Ваше Блаженство, насколько важным был этот визит для УГКЦ и Украины в целом?

– Прежде всего, в том паломничестве мы молились. Мы совершали Божественные литургии в папских базиликах, мы служили на могилах апостолов Петра и Павла. Мы имели также возможность общаться со Святейшим Отцом и с представителями государственного секретариата Римской курии. Этот визит имел очень важное международное измерение, ведь состоялся также брифинг для дипломатического корпуса, аккредитованного при Апостольской Столице. Завершилось наше паломничество интересной пресс-конференцией на Ватиканском радио. И там я имел возможность обратиться от украинского епископата к мировой общественности. Мы надеемся, прежде всего, на духовные плоды для нашей Церкви. Важным итогом всего этого визита была попытка донести правду об Украине Святейшему Отцу о том, какой надеждой сегодня живёт украинский народ и что у него болит.


– Что говорил папа о ситуации в Украине?
– Во время нашего общения папа не столько говорил, как слушал. Для него очень важно было услышать живое свидетельство пастырей. Он действительно хотел услышать о том, что творится в Украине. Подытоживая нашу встречу, он произнёс очень глубокие слова: «Я к вашим услугам, я бок-о-бок с вами». Мы все знаем, что один из титулов папы – Слуга слуг Божиих. Для нас было трогательно услышать, что Святейший Отец действительно хочет быть нашим слугой, хочет нам послужить. Возможно, общаясь, он искал ответа на вопрос, как это сделать лучше, чтобы соответствовало христианскому миру.
 

– Папа приедет в Украину?
– От имени УГКЦ, христиан и людей доброй воли я вручил Святейшему Отцу приглашение посетить Украину. Насколько мне известно, подобное приглашение направил Святейшему Отцу и Президент Украины. Официально пригласить – в его компетенции. Мы надеемся, что Святейший Отец наведается в Украину, потому что такой визит стал бы чрезвычайной поддержкой для нашего народа, для нашей Церкви и для нашего государства – жертвы несправедливой агрессии.
 

– Кардинал Пьетр Паролин, Госсекретарь Апостольского Престола, на встрече с нашими епископами заверил всех украинцев в солидарности и поддержке Апостольского Престола. Недавно об этом говорил и архиепископ Сильвано Томази – постоянный наблюдатель от Апостольской Столицы при структурах ООН. Как на самом деле выглядит поддержка Украины Ватиканом? В чём конкретно заключается помощь со стороны Апостольской Столицы?
– На протяжении последнего года Папа Римский очень много говорил об Украине. Думаю, что один из крупнейших знаков поддержки и солидарности – это постоянная молитва папы за Украину. Святейший Отец, в некотором роде, будит совесть христиан всего мира. Обращение Архиепископа Сильвано Томази к мировой общественности с трибуны ООН было сделано, возможно, как отклик на мою просьбу о необходимости гуманитарной помощи Украине. За последний год мы действительно очень много получили подобной помощи. Например, нам поступила определённая финансовая помощь организации служения внутренним переселенцам в Украине. Как известно, Ватикан является наследником старинной Церковной дипломатии. И здесь мы хотели бы большей поддержки. В частности для украинского государства. Посещая госсекретаря Ватикана, кардинала Пьетра Паролина, мы полемизировали против фразы о братоубийственной войне. Мы объясняли, что Украина – жертва несправедливой агрессии соседнего государства. И потому христианская дипломатия, как один из видов провозглашения Христова Евангелия, должна отражать христианские ценности и принципы.


– Во время недавнего рабочего визита в Рим (18 марта 2015 г.) Вы посетили Конгрегацию по делам провозглашения святых. Связан ли этот визит с ситуацией вокруг памятника митрополиту Андрею Шептицкому во Львове? Какова дальнейшая судьба этого памятника и когда будет провозглашён слуга Божий Андрей блаженным?
– Сооружение памятника митрополиту Андрею в Львове – это, прежде всего, моральный долг львовской общины. Помню, когда во Львове не было памятника Шевченко, львовская община с совестью сказала: «Памятник Шевченко будет стоять здесь» – в центре Львова, напротив Оперного театра. Именно там он и предстал. Вот подобным образом совесть сообщества показала, где должен стоять памятник митрополиту Андрею Шептицкому – на площади святого Юра, перед Святоюрским комплексом. Поэтому я надеюсь, что львовская община добросовестно эту задачу исполнит. Посещая конгрегацию по делам святых, мы говорили о всех процессах беатификаций и канонизаций, которые сегодня ведёт наша Церковь, в частности о беатификационном процессе слуги Божьего митрополита Андрея Шептицкого. Я очень прошу, чтобы все наши верующие молились за славу слуги Божьего митрополита Андрея Шептицкого. Плодом визита нашего епископата в Конгрегацию по делам святых является то, что Святейший Отец заново перевёл своим отдельным рескриптом этот процесс на другой уровень беатификации. Мне сообщил кардинал Анджело Амато, что в июне готовится очередная консистория кардиналов, где будет представлено дело беатификации митрополита Андрея. Уже есть канонический декрет о регистрации отдельного чуда при посредничестве митрополита Андрея. Поэтому мы все чувствуем, что провозглашение блаженным слуги Божьего митрополита Андрея приближается.


– Уже больше года прошло с того момента, как Украину окутали страшные события на Майдане. Казалось бы, причина всех несчастий исчезла, у нас новая власть, новые силы, и, если бы не весь этот хаос на востоке, то был бы порядок во всей Украине. Однако и в дальнейшем мы часто слышим о коррупции и беспорядке внутри государства. Как, по Вашему мнению, предотвратить хаос?
– То, что сегодня мы называем процессом восстановления нашего государства или строительством европейской страны, это долгий процесс. Это призвание к ежедневной кропотливой работе для общего блага, чтобы мы действительно могли построить украинское государство на христианских началах, где бы не было лжи, коррупции, где царила бы социальная справедливость и были созданы необходимые условия для экономического процветания нашего государства. Я хотел бы призвать всех быть готовыми к долгому пути, не выбиваться из сил, не разочаровываться, потому что перед нами долгий путь, но я убеждён, что мы его успешно пройдём. Потому что мы стали на этот путь по Божьему зову. И этот путь мы должны пройти отважно и смело, с большим доверием к Господу Богу, который нас по этому пути ведёт, который шествует вместе с нами – как Он когда-то путешествовал вместе с Израильским народом во время его сорокалетнего странствия в пустыне.


– Трудно говорить о добре, когда вокруг столько зла... сегодня возможно говорить о вере и любви к Богу и ближнему? Как УГКЦ в условиях войны распространяет Божьи добродетели?
– Мы чисто по-человечески всегда склонны видеть скорее зло, чем добро. Бесспорно, мы живём в мире, где много зла, но и очень много хорошего. Поэтому я думаю, что задача Церкви как матери и учительницы – прежде всего, указывать на добро, на добрые, благородные черты, которые сегодня проявляются в нашем народе. Церковь в таких драматических обстоятельствах всегда подаёт свет надежды, ведь среди церковного сообщества присутствует живой Бог. Господь нас ведёт к свободе, Он нас позвал на эту дорогу, в Нём источник нашей силы. Он залог нашей победы. Задача Церкви – указать на этот источник. Поэтому я убеждён, что мы должны приложить все силы, чтобы победить зло, отстоять свое государство, чтобы дойти до цели, к которой мы отправились все вместе во время событий на Майдане.


– «Обращение к священникам о пастырстве в условиях войны» – откуда взялась идея такого поучения и как на практике оно реализуется?
– Мы действительно как пастыри оказались в совершенно новых обстоятельствах, должны чётко и ясно понять, что так священнодействовать, так действовать в наших приходах, так жить в Церкви, как мы жили ещё два-три года назад, сегодня нельзя. Появляются новые вызовы – Господь говорит через обстоятельства. Мы должны почувствовать эти новые обстоятельства, а значит чётко очертить пастырскую стратегию ответа на них. Непосредственные исполнители, те, кто совершает ежедневное пастырское служение для людей, – это священники. Мы говорим, например, о такой действительности, как информационная война, как преодоление паники, разного рода травм, которые сегодня известны даже широкой общественности, в частности посттравматических стрессовых расстройств. Мы говорим о таких актуальных проблемах, как мобилизация, помощь семьям мобилизованных, помощь нашей армии и в частности о капелланском служении. О правилах, требованиях, стоящих перед священником, которого Церковь и народ зовёт быть рядом в воином, защищающим свою страну. Мы почувствовали, что обязаны таким образом обратиться к нашим священникам, помочь им быть лучшими пастырями в таких непростых обстоятельствах.
 

– Из-за большой пропаганды и запугивания агрессором нашего народа много молодых и не только молодых людей избегают обязанности защищать Родину. Что об этом говорит Церковь?

– Когда речь идёт о мобилизации, то мы говорим, что определять целесообразность мобилизации, её провозглашать, а значит обеспечивать всем необходимым мобилизованных лиц, – это в компетенции государственной власти. Со стороны Церкви мы всегда говорим о святом долге защищать свою родину, призываем осуществлять эту обязанность. В нашем обращении к священникам мы ясно говорим, что ни один священник не имеет права прямо или даже косвенно высказываться против призыва государственных органов к мобилизации. Мы поддерживаем мобилизованных духом и даже материально. Мы предоставляем необходимую пастырскую опеку семьям. Наши священники сопровождают мобилизованных, присутствуя в качестве капелланов в армии. Мы молимся за нашу армию, стараемся сделать всё, чтобы там, где государство не в состоянии обеспечить всем необходимым мобилизованных, можно было бы дополнить те вещи, чтобы защитить жизнь солдат.


– Многих сегодня беспокоит экономическое состояние. Как считаете, долго ли ещё смогут терпеть это самые слабые и наименее защищённые?
– Война всегда несёт за собой разруху, она всегда уничтожает. Думаю, что не было ни одной войны, которая обогатила бы народ, к которому она пришла. Наоборот – она всегда несёт бедствие, уничтожение. Очень часто несёт голод и нищету. Мы видим, что сегодня у нашего государства чрезвычайное экономическое положение. И, прежде всего, жертвами этого экономического кризиса становятся социально незащищённые слои нашего населения. Что здесь делает Церковь? Впервые в своём пастырском письме на начало Великого поста в этом году я прямо говорю о социальной справедливости. То есть государственные мужи должны в таких сложных обстоятельствах заботиться об экономическом состоянии своих людей и непременно чувствовать обязанность защитить наименее защищённых. Мы сегодня видим, как в наших приходах растёт количество людей, которым нечего есть, которые не имеют средств, чтобы покрыть расходы за коммунальные услуги. Мы стараемся помогать таким людям, создавать при каждом приходе ячейки – приходские «Каритасы», где можно было бы помочь такого типа нуждающимся. Поэтому социальное служение Церкви в драматических обстоятельствах войны преобретает удивительно важную миссию. Необходимо реформировать наше государство вместе, стараться сделать всё, чтобы экономика страны заработала, стремиться к необходимым изменениям и реформам в нашей стране. Нужно помогать конкретному человеку, в чём он нуждается.


– Обращаясь к студентам в Папской коллегии Покрова Пресвятой Богородицы, Вы призвали присутствующих задать себе вопрос: «Где мой блокпост?..» А где находится блокпост Главы УГКЦ?
– Этот вопрос я задаю себе каждый день. И каждый гражданин Украины должен каждый день себя об этом спрашивать. Тогда Господь Бог, который всегда говорит через совесть, нам укажет, что мы должны взять под свою опеку. В последний год у меня было несколько таких передовых линий, на которые позвал меня Господь Бог... В первую очередь, это тот фронт, где мы стоим в молитве перед престолом Божиим с поднятыми руками, молясь за свой народ. Мы должны стоять перед лицом Божьим день и ночь в молитве, подобно солдату на боевом посту. Есть много других фронтов: например, фронт информационной войны – когда мы говорим правду о том, что творится в Украине. В течение последнего года я посетил много стран, и всегда чувствовал свой долг – донести правду об Украине, поскольку сегодня ведётся необъявленная война дезинформации. И дипломатический фронт: здесь наша Церковь сегодня занимает уникальную позицию, потому что у нас есть связи со многими международными структурами. Поэтому я спрашиваю себя каждый день: где моё место? И пытаюсь встать на то место, которое мне указывает Господь. К этому я призываю каждого христианина, каждого, кто действительно добросовестно чувствует обязанность что-то сделать для своего народа, для своей страны, которую Господь Бог нам подарил.
 

– Христос Воскрес! Воскресла ли Украина?
– Украина воскресает, это длительный процесс, который мы иногда называем очищением, реформированием, освобождением. Но христианский глаз всегда видит здесь действие Божие. Потому окончательно – Бог воскрешает, Бог даёт нам воскресение. Человек не может воскреснуть собственными силами. Воскресение оказывает Воскресший Христос. И я убеждён, что сила Божия, которая, по словам апостола Павла, проявляется в наших немощах, является той силой Воскресшего, который возносит нас к новой жизни.
 

– Что Отец и Глава УГКЦ пожелает украинцам и всем людям на Пасху?
– В первую очередь я бы хотел всем пожелать, чтобы это время, этот момент, когда мы будем праздновать Воскресение нашего Спасителя, был праздником, когда мы в Воскресшем Христе увидим нашу победу. Мы, возможно, будем долго идти к ней, но когда увидим Воскресшего Христа – в Нём должны увидеть глазами веры нашу победу. Когда мы говорим «Христос Воскрес!» – исповедуем нашу веру в Воскресшего Христа. Поэтому я призываю всех поверить в Воскресшего и поверить в нашу победу, которую Он нам, бесспорно, подаст. Всем желаю весёлых праздников Пасхи Господней. Вкусного пасхального яйца и действительно глубокого переживания радости, потому что у нас есть много причин для грусти, но в пасхальном празднике Христос нам даёт причину и силу радоваться. Так что возрадуемся! Христос Воскрес!
 

– Воистину Воскрес!


Беседовал Андрей Боднарук

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...