«Пусть Божья мудрость поведёт нас». Пастырское послание Блаженнейшего Святослава по случаю Года памяти митрополита Андрея Шептицкого

воскресенье, 28 декабря 2014, 21:05
Высокопреосвященным и Преосвященным Архиепископам и Митрополитам, боголюбивым епископам, всечестному духовенству, преподобному монашеству, возлюбленным братьям и сёстрам в Украине и на поселениях в мире сущим

Дорогие во Христе!

Согласно решению Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви, 1 ноября 2014 года в нашей Церкви начался Год митрополита Андрея Шептицкого. Это год, в котором исполняются две круглые даты: 70-летие со дня смерти Митрополита, которое мы уже церковно отметили, и 150-летие со дня его рождения, к которому ещё только готовимся.


Эти большие юбилеи предстоит достойно почтить. Ведь столетний юбилей Андрея Шептицкого публично отмечали разве что на поселениях, тогда как на родной земле голос нашей Церкви был скован запретами и репрессиями. Имя Митрополита молитвенно вспоминали лишь за плотно закрытыми окнами подпольных молитвенных собраний или за колючей проволокой сибирских лагерей.


Нынешняя религиозная свобода, которая принесла нам высший дар – возможность свободно молиться Богу, создаёт также возможность достойно и всем миром отметить 150-летие этого великого церковного мужа. Да, он действительно был великим в делах своих: это отец Церкви и этнарх безгосударственного народа. По преданию, он чувствовал себя одолженным своим славным родом, украшением которого стал. Но ещё больше он был одолжен нам Богом, когда на Церковь и народ наш надвигалась разруха ХХ века и люди нуждались в Пастыре, духовный уровень которого соответствовал бы требованиям времени.
А дальше, когда Господь забрал эту душу обратно на небо, произошло чудо. Потому что народ понял, что в его руках великое сокровище. Словно песчинка в раковине, которая обрастает перламутром и наконец становится жемчужиной, так и фигура митрополита Шептицкого, окружённая добрыми делами, опоясана бесценными письменами, освящённая жертвенным свидетельством, стала жемчужиной нашего христианского благочестия.


Митрополит Андрей обращается к людям всей своей жизнью. Для нас он пастырь, богослов, воспитатель, проповедник, святитель, строитель, меценат, дипломат и святой учитель веры. Перечень сделанного им никогда не будет исчерпывающим.


Он пример для всего духовенства, как можно верно и жертвенно служить Божьему народу. Потому что митрополит Андрей не только управлял Церковью, он развивал целую христианскую цивилизацию, привнося христианские ценности в такие общественные сферы, как образование, наука, искусство, здравоохранение, законодательство и т. д. И везде он действовал действительно как слуга Божий.


Шептицкий постепенно реформировал литургическую жизнь приходских общин, очищая её от неорганических примесей, заимствованных из доминантной тогда римско-католической традиции. С помощью своего младшего брата, блаженного архимандрита Климентия, митрополит Андрей возобновил монашескую жизнь в соответствии с древним студитским уставом. Ему, члену реформированного Ордена святого Василия Великого, Церковь обязана основанием восточной ветви ордена редемптористов и нескольких других западных орденов, а также новых женских сообществ посвящённой жизни апостольского измерения.


Основа его концепции Украинской Церкви – вопрос единого Киевского патриархата, идею которого выдвигали ещё во времена киевских митрополитов Петра Могилы и Иосифа Вельямина Рутского. Модель церковного единства, в которой было бы признано руководство наместника Петра, была для митрополита Андрея залогом верности Христовой воли, где поступают по науке, а заодно – ключом к свободе Церкви от чрезмерного вмешательства государственных властей, которое не раз в истории оборачивалось подчинением Церкви политическим целям.


Всю свою жизнь митрополит Шептицкий неутомимо работал над исцелением церковного раскола между православным Востоком и католическим Западом. Он верил, что Господь дал украинскому народу особое посланничество в этом деле. Благодаря своим унийным усилиям владыка Андрей был настоящим предтечей Второго Ватиканского Собора и современного экуменического движения, особенно в области православно-католических отношений.


Как один из самых богатых украинцев в Галичине, митрополит Андрей употреблял своё богатство не для собственной выгоды или для жизни в роскоши, а ради общего подъёма своего народа. Способствовал развитию кооперативного хозяйства, предоставлял стипендии перспективным молодым людям для исследований в различных областях науки – от богословия до искусства, истории, права и экономики. В 1905 году создал одно из величайших собраний украинского искусства как частный фонд, передав его в 1913 году украинскому народу и этим основав Национальный музей во Львове. В том же городе он основал Народную лечебницу (сегодня Госпиталь имени митрополита Андрея Шептицкого) для обслуживания, в первую очередь, бедных. Открывал читальни, школы, детские сады.


Закончив докторские студии в университетах Кракова, Вроцлава, Мюнхена и Вены, он хорошо понимал чрезвычайную важность высшего образования и мечтал о том, чтобы во Львове создать Украинский католический университет. Когда польская власть этого ему не позволила, он не сложил руки, а как первый шаг к будущему университету создал Греко-католическую богословскую академию во Львове, назначив ректором о. д-ра Иосифа Слипого.
Как добрый пастырь, митрополит Андрей не колебался выступить на защиту безгосударственного народа, который не находил выхода из тогдашних геополитических ситуаций. На протяжении длительного времени он обосновывал перед государственными властями важность создания украинских культурных и образовательных учреждений, украинской прессы; отстаивал право украинского народа на независимость. Во время пацификации Восточной Галичины польской армией Андрей Шептицкий протестует против издевательств над украинским народом. В том же 1930 году он проводит акцию протеста против уничтожения Польским государством православных храмов на Холмщине и Подляшье, а затем и на Волыни. Впоследствии, когда на Большой Украине царил голодомор, вызванный сталинским режимом, глава УГКЦ поднимает на весь мир голос в защиту обречённых на голодную смерть украинских крестьян и совместно с другими греко-католическими епископами издаёт известное послание «Украина в предсмертных судорогах». Потом он организует массовое движение помощи голодающим под большевистской оккупацией братьям и сёстрам.


В ноябре 1938 года Андрей Шептицкий приветствует провозглашение Карпатской Украины и предоставляет благословение её премьеру о. Августину Волошину. Во время первой большевистской оккупации 1939–1941 годов активно протестует против преследования украинского народа, его Церкви и её духовенства. А в обстоятельствах немецкой оккупации 1941 года, когда провозглашают восстановление украинской государственности, митрополит Андрей издаёт послание, в котором благословляет Украинское Государство, а вскоре и намечает целый план перестройки «Украинской хаты».

В те времена, когда, казалось, был ад на земле, с особой силой проявился пастырский талант митрополита Шептицкого. Как никто другой в оккупированной нацистами Европе, он осмелился написать рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру письмо протеста против издевательства над евреями и против втягивания украинцев в эту бесчеловечную акцию. Он не только обнародовал смелое послание «Не убий!», противопоставив себя машине смерти, но и вместе со своим братом Климентием организовал целую сеть спасения еврейских детей в студитских монастырях, где было спасено 160 жизней.


В эти времена войн и оккупаций слуга Божий созвал ряд архиепархиальных соборов, главной темой которых, по словам самого Митрополита, был теоцентризм – центральность божественной жизни Пресвятой Троицы. То есть в момент наибольшей угрозы для Церкви и народа Андрей Шептицкий искал решение не в человеческой, а в Божьей мудрости. В его посланиях, обращениях, выступлениях по разным случаям и его молитвах мы встречаем намёки на то, что он считал таким животворным – на связь между Христом – Божьей Мудростью и мудростью человека, а в уважении к мудрости он видел особую черту украинской души. Считал, что наверняка большинство украинского народа выбрала бы путь «мудрым нищим», а не «глупым царём». Так, читаем в его сочинении «Божья Мудрость» (1932-1933): «...и одно качество оценивать как следует мудрость такой, какой она является, и тем, чем есть, должно всей нашей национальной жизни предоставить безусловно некую могущественную силу...»


Надо ли после этого далеко не исчерпывающего перечня подсказывать, кому должно было бы подражать наше современное духовенство и монашество, дипломаты и государственные мужи, педагоги и работники культуры, меценаты и благотворители?


Рассказывают, что, когда после 18-летней каторги в Сибири исповедник веры митрополит Иосиф Слипой прибыл в 1963 году в Рим, то в своих разговорах с сотрудниками часто ссылался на мудрость своего великого предшественника. Не раз он становился посреди коридора, задавая себе самому вопрос: «А что в этом случае сделал бы покойный митрополит Шептицкий?» Мнение слуги Божьего Андрея, его всеобъемлющая мудрость были для Патриарха Иосифа самым большим сокровищем в строительстве будущего Церкви и в решении проблем своих будней.


Поэтому разговор украинцев с митрополитом Шептицким не прекращается никогда. Меняются эпохи, и он неизменно обращается к нам Божьей мудростью и обстоятельствами своей жизни – звучит так, будто является нашим современником. Зададим и мы себе этот вопрос: а что посоветовал бы нам митрополит Андрей Шептицкий, если бы был среди нас сегодня?


По какому-то непостижимому приговору Господнего Провидения Украина вновь стала объектом нападения со стороны тёмного варварства, которое претендует стать «новым» словом в мировой политике. В нашу жизнь вернулись старые темы: исторической несправедливости со стороны России, героики справедливой войны, потребности в национальной консолидации и обороне. Поэтому из всего проповеднического наследия митрополита Андрея в этот раз мы выбрали те его мысли, которые касаются нынешнего состояния войны – не объявленной, но такой реальной и ощутимой.


Митрополит, хоть и был прикован к своему инвалидному креслу, сердцем чувствовал особенности военного лихолетья. Его пастырское чутьё сразу уловило, что война уродует человеческие отношения и поднимает Божий порядок в обществе. Его первое послание-предупреждение датировано уже 1 сентября 1939 года:


Время военное затрудняет человеку руководствоваться указаниями трезвого, ясного ума, просвещённого верой. Верх берут чувства, уязвимость, страсть, а от этого – необдуманные шаги, вредные не только единицам, но и общественности, целой семье, обществу и народу. Эта опасность в положении особенно трудном, в котором находится наш народ, очень грозная (Пастырское послание к духовенству об обязанности увещевать верующих перед разговорами с провокаторами и агитаторами).
 

Пройдёт ещё несколько лет, но война не изменит своего нечеловеческого лица:


Во время войны даже между теми, кто не воюет, или теми, кого ничто не разделяет, накапливаются такое небывалое количество недоразумений, споров, вражды, порой даже и ненависти, что не возможно узнать этот мир и людей, которых знал хорошо ещё несколько лет назад. Люди делятся, повсюду заняты собой, не имеют времени для ближнего, не могут дать хоть доброе слово, все стали нервными, роздражёнными, с разными формами неврастении, истерии, и общественная, или, может скорее, товарищеская жизнь становится чем-то вроде принципиального «bellum omnium contra omnes» [война всех против всех (лат.)] Гоббеса, вследствии чего простая доброжелательность и христианская любовь ближнего становится товаром очень редким, дороже масла или сала (Пастырское послание на Пасху для читателей журналов «Краковские Вести», «Львовские вести» и «Родная Земля»).
 

Казалось бы, во время войны должны перестать действовать евангельские принципы, потому что становятся актуальны извечные законы возмездия и мести. Наступает эпоха, когда создаётся впечатление, будто Бог заслоняет от нас своё лицо. Добрый пастырь знает, что в такую пору в сердцах людей может наступить большое духовное затмение. И они, ища защиты, способны наносить друг другу раны. Тогда и врагу удобно изменить тактику, поскольку выигрышной становится подрывная работа: подстрекательство к насильственному сведению счетов, диверсии, дезорганизация общественной жизни. И всё это публично мотивируется патриотическими лозунгами или военными обстоятельствами. Для митрополита Андрея это время полной разрухи того, что он всю свою жизнь лелеял, – руины, от которой народ теперь надо предостеречь:

 

Не давайте склонять вас к каким-либо актам насилия или непослушания, оставайтесь осмысленными и спокойными, поддерживайте единство и согласие, руководствуйтесь умом, просвещённым верой. Закон Божий пусть будет правилом Ваших поступков и Вашей целью. Идя этой дорогой без сомнения, вы лучшим образом послужите Родине и будущему нашего народа (Пастырское послание к духовенству об обязанности увещевать верующих перед разговорами провокаторов и агитаторов).


Никакие человеческие взгляды и никакие данные предопределения не оправдывают греха против Божьей заповеди... Могут прийти волны, в которых будут вам советовать поведение, противное вашей совести и Божьему закону. В таких волнах поступайте всегда как христиане, верные и послушные Божьему закону (Об организации приходов и общины).


Христианин может и должен быть патриотом, но его патриотизм не может быть ненавистью и не смеет накладывать обязанности, противные вере... Любите всё своё, своего придерживайтесь и о своём заботьтесь, но остерегайтесь ненависти, ибо ненависть – это чувство нехристианское (Христианская работа).
 

Лучшим средством, которое прекращает отчаявшиеся раздоры и создаёт условия для положительной работы, является национальное единство. Митрополит Шептицкий видел, что в общественной жизни украинцев всякий раз воспроизводится их фатальная склонность к взаимной вражде, и неутомимо боролся за приумножение единства. Этим своим словом он обращается к нам и сегодня:


К постижению наших национальных идеалов нужно нам стремиться к единству... Надо нам, сколько это только возможно, устранить всякие раздоры и всё, что разделяет, и всеми силами стремиться к постижению, по возможности, наибольшего единства (Письмо православным архиереям в Украине).


Как долго не будет среди нас христианского единства, так долго и самый слабый противник будет сильнее (Не убий).


Наибольшей опасностью являются внутренние раздоры, соперничество… и вытекающая из раздоров атаманщина, которая уже и так очень значительно приобщилась к разрухе и упадку всех наших действий во время первой нашей пробы построить Украинское Государство (Об организации приходов и общины).
 

Для нас, совсем недавно переживших зарождение украинской политической нации, в которой соединились сердца представителей многих этнических групп, особенно значимо найти в сочинениях митрополита Шептицкого такую фразу, будто списанную с сегодняшнего дня:
 

Среди вас были люди и другой национальности, однако с таким пожертвованием они работали для нашего народа, что стали в полном смысле этого слова нашими ближайшими и самыми дорогими сотрудниками в винограднике Христовом (Послание монашеским орденам и конгрегациям о преследовании Церкви советской властью и обязанности и в дальнейшем работать для блага Церкви и народа).
 

Участникам ненасильственного протеста на Майдане не раз казалось, что митрополит Андрей среди них. Почему? Да потому, что Майдан молился. Украинская Революция достоинства не была бы такой успешной, если бы не молитва. Об этом значении молитвы нам надо помнить и сегодня, когда на востоке Украины идёт война с российскими военными группировками. Вот почему те из нас, кто самоотверженно формировал молитвенный Майдан, наверное, почувствуют свою душевную созвучность с такими выводами Андрея Шептицкого:
 

Мы являемся свидетелями исторических событий, которые на все времена станут ясным доказательством, чем является молитва для человечества (Пастырское послание к духовенству о церковном правиле и распоряжения для духовенства об обязанности священника соблюдать церковное правило).


Всё то, что казалось невозможным и несотворимым, оказалось возможным, потому что даже самые большие препятствия устраняются тогда, когда Бог благословит какое-то дело и хочет его довести до конца (Обращение по поводу завершения IV Архиепархиального Собора).


Секрет такого удивительного пророческого слова митрополита Андрея прост: его самое большое богатство было не от этого мира, потому что он занимал Божью Мудрость и Божий мир. Из всех видов деятельности этого слуги Божьего, его трудов, молитв и наставлений, мечтаний и страданий, завещаний и задач, которые он нам оставил, и сегодня лучится Божественная благодать. Это и определило калибр его личности: «Великан Свято-Юрской горы» был прежде великаном духа. Вот почему, когда мы наталкиваемся в церковно-исторических текстах на слово «Митрополит», поданное без имени, нам не надо угадывать, кто это такой: мы все знаем, что это Андрей Шептицкий. Когда в каком-то выступлении услышим выражение «слуга Божий» (термин, которым обозначают каждого, в отношении кого в Католической Церкви начато дело о возможной беатификации), мысль наша сразу заканчивает: «митрополит Андрей Шептицкий».
Как это часто бывает с великими фигурами, за именем Андрея Шептицкого всё ещё тянется шлейф вражеских наветов и недоброжелательных искажений. Зловещие тоталитарные системы всё ещё держат часть людей в своих идеологических тисках. Однако не возлагают своих рук те, кто был спасён благодаря Митрополиту, или те, что навеки озарены его духовным величием. А потому шаг за шагом лёд недоверия и непонимания вокруг фигуры Шептицкого тает. Для примера, в 2012 году «за его отважные действия, участие в судьбе преследуемых еврейско-украинских сограждан и длительную преданность фундаментальным человеческим правам и высоким обязанностям человеческого рода» митрополита Андрея единогласно почтил Парламент Канады.
Украинская Греко-Католическая Церковь уже давно уверена, что митрополит Андрей Шептицкий является святым, учителем и свидетелем Христовой веры и образцом совершенной христианской жизни. Мы работаем и молимся, чтобы его прославила славой святых Вселенская Церковь, потому что этого великана духа должны узнать все народы. Есть доказательства о чудесных оздоровлениях, полученных при его посредничестве. Но едва ли не самым большим его чудом является именно возрождение УГКЦ, которое он на смертном ложе предсказывал.
Впрочем, впереди осуществление ещё одного пророчества митрополита Андрея, данного им в смертный час, – пророчества об Украине. Так, сегодня наше государство в опасности, а украинцы – в беспокойстве. Однако именно на пороге своей смерти, в тот момент, когда Бог открывает перед праведником Небо и все тайны будущего, наш Праведник увидел возрождение нашей страны:
 

Украина освободится от своего упадка и станет государством могучим, объединённым, величавым, которое будет равняться с высоко развитыми государствами. Мир, благосостояние, счастье, высокая культура, взаимная любовь и согласие будут царить в ней. Всё будет, как я говорю, только надо молиться, чтобы Господь Бог и Матерь Божья заботились о нашем народе, который столько вытерпел, и чтобы эта опека длилась вечно.


А как могли бы мы приблизить это время? Как ему способствовать? Кажется, из всех наставлений Митрополита мы не найдём более актуального для нашего состояния, чем это. И пусть оно будет наставлением нашей Церкви всем верующим в его Год:
 

Не порывами одной минуты, а непрерывным напряжением и непрерывными жертвами аж до крови и смерти многих поколений двигается народ. И легче временами кровь пролить в одну минуту энтузиазма, чем долгие годы с трудом исполнять обязанности и тяжесть этого бремени, зной дня и жар солнца, и злобу людей, и ненависть врагов, и недостаток доверия своих, и нехватку помощи от близких, и среди такого труда вплоть до конца выполнять свои задачи, не ожидая лавров за победу, ни вознаграждения за заслугу! (Слово к украинской молодёжи).
Слуга Божий митрополит Андрей, моли Бога за нас грешных!


+ СВЯТОСЛАВ


Дано в Киеве,
в Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в день Святого всехвального апостола Андрея Первозванного,
13 декабря 2014 года Божьего

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...