Ребёнок должен чувствовать, что его любят, но родительская любовь должна быть мудрой...

понедельник, 30 мая 2016, 11:30
Несколько недель назад был опубликован мой материал «Ответственность перед детьми и молодёжью». Главная мысль его – что ребёнок с первых дней своего существования нуждается в любви родителей: так он сможет должным образом развиваться и заложить прочную основу для своей жизни. Поэтому основная задача родителей – создать надлежащую атмосферу любви.

К родителям, которые несут присущее им бремя ответственности за развитие потомков, с годами приобщаются педагоги разных уровней – от сада и до высших учебных заведений. Кроме учителей, важное влияние на развитие имеют пастыри, а даже всё общество, особенно когда речь идёт о формировании будущего зрелого гражданина.
Похоже, что достаточно много людей просматривало эту колонку. Хотя было мало письменных комментариев, но до меня дошло много устных замечаний на эту тему.
Хочу поделиться с уважаемыми читателями двумя темами из услышанного, которые я считаю слишком важными, чтобы не обратить на них своё и ваше внимание.
Первая тема – это вопрос, как надо понимать «любовь к ребёнку». Все читатели предыдущей колонки единодушно поддержали мою позицию, что ребёнок должен быть любим, должен чувствовать любовь своих родителей.
Обращаю внимание на это утверждение, ибо мне казалось странным, что именно некоторые читатели вкладывают в понятие любви к ребенку и как говорят об этом. Они считают, что любовь к ребёнку состоит в том, чтобы потакать всем его прихотям: то, что ребенок хочет, надо ему дать, ни в чём не отказать. В основном, так говорили родители, в чьих семьях только один ребёнок.
Хотел бы я предотвратить такое, по моему мнению и по мнению многих других, ложное представление.
К таким детям, которым всё позволяют и ни в чём не отказывают, мы обычно применяем название «избалованный ребенок». Употребляю такое словосочетание не только ради того, чтобы осудить родителей, придерживающихся такого стиля воспитания, а чтобы в противовес этому представить, что считаю правильным пониманием той любви, в которой очень нуждается ребёнок.
Безусловно, ребёнок должен чувствовать, что его любят, но родительская любовь должна быть, решаюсь сказать, мудрой. Что имею в виду, употребляя слово «мудрая»?
Отец и мать, создавая атмосферу любви, должны дать почувствовать ребёнку его достоинство и достоинство других людей – старших и таких же, как он, детей.
Важный элемент в таком здоровом и творческом подходе – дисциплина. Дисциплине должны подчиняться все члены семьи и, прежде всего, родители: на всё есть своё время и определённая позиция по отношению ко всему.
Эта дисциплина без лишнего навязывания и шума является нормальным обстоятельством семейной жизни. Ребёнок, вырастая в условиях такой дисциплины, воспринимает её как саморазумеющееся обстоятельство и будет придерживаться её в дальнейшей жизни.
Следующая важная вещь, которую должны учитывать родители и педагоги, – каждого ребенка надлежит воспитывать в духе желания делать добро другим: родителям, товарищам, братьям и сёстрам.
Одним словом, нужно лелеять любовь не только к себе, но и к ближним. По моему мнению, только таким образом можно «вырастить» счастливого человека, потому что избалованный ребенок раньше или позже чувствует себя несчастным, потому что не всегда сможет получать всё так легко, как ему это удавалось в детстве.
Завершая разговор о первой теме, какой должна быть любовь к ребёнку, даю уважаемым читателям возможность для размышлений.
Вторая тема, на которую обратил внимание не один комментатор, совершенно другого характера. Она неприятная, кое-кто даже говорит – вызывает тревогу.
Ни для кого не секрет, что в нашем народе есть определённое число студентов (не знаю точно, сколько), которые не стараются учиться, а покупают хорошие оценки в зачётке.
Есть ещё другая группа, которая покупает диплом, документ об окончании обучения, который даёт право работать по определённой специальности. Эти люди тоже не учатся, не прилагают никаких усилий.
Есть ещё третья группа людей, которые покупают научные степени кандидатов или докторов наук. Это уже люди, которые занимают определённые должности, но хотят «продвинуться выше» или иметь возможность похвалиться тем, что якобы получили признание как учёные.
Это всё неприятно, обидно, даже драматично. Почему? Кто из нас захочет стать клиентом или пациентом таких «специалистов». Люди, покупающие свою должность, свой якобы профессиональный статус, не могут иметь доверия.
А таких «специалистов» в нашем народе много, и это порождает в обществе тревогу.
Однако хотел бы сказать несколько слов о том, на что (или на кого!) конкретно наши устные комментаторы обратили внимание, так сказать, ещё с большей тревогой. Они говорили не столько о тех, кто покупает оценки, дипломы или академические степени, сколько о тех, кто их продаёт.
Ибо хотя нелегко понять, почему люди не учатся, не прилагают усилий, а покупают себе профессию (может, причиной является лень, плохие привычки, неправильное воспитание), в любом случае, более негативно воспринимаются те, кто эти оценки, дипломы или академические степени продаёт.
Боязнь людей, которые обращают внимание на такую ситуацию, явно небезосновательна, ибо речь идёт здесь, скажу без преувеличения, о саморазрушении государства. Кто в этом виноват: ректоры, преподаватели, учителя или, может, государственная власть, которая должным образом не обеспечивает тех людей или не уделяет внимания тому, что они делают?

Несколько месяцев назад учёные проводили демонстрацию под стенами Верховной Рады Украины, добиваясь уважения к их правам. Невозможно представить себе нечто подобное в любом государстве в западном мире, где преподаватели университетов или других высших учебных заведений имеют большое уважение, потому что являются важной частью интеллектуальной элиты.
Необходимо поставить вопрос ребром и искать ответы, почему такая демонстрация возможна в Украине.
Автор этих строк чувствует, что те устные комментаторы, что выдвинули проблематику подкупа и продажности, болеют за судьбу нашего народа.
Чтобы хоть как-то поддержать этих встревоженных людей, подытожу их пожелания в трёх пунктах. Эти пожелания не касаются праведных людей, которые должным образом выполняют свою педагогическую деятельность, а направлены к тем, кто ею торгует.
Первое: не разрушать в молодых, даже грешных людях, доверия к их учителям.
Второе: категорически не принимать подарков.
Третье: несмотря на любые обстоятельства или соблазны, беречь своё высокое достоинство.
Как мы можем спасаться в ситуации, сложившейся в нашем государстве? Пусть те, кто любым образом в этом виноват, ударят себя в грудь и ищут правильного решения. Выход есть, к нему надо только искренне стремиться для блага нашего государства, для блага нашего народа, а прежде всего – для блага будущих поколений.


+ Блаженнейший Любомир (Гузар)
 

www.pravda.com.ua

ТЕГИ: Гузар
ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...