«Речь идёт не только о нас, но и о вас», – Глава УГКЦ о борьбе Украины за свободу

пятница, 14 ноября 2014, 15:07
Впервые я встретил Святослава Шевчука в Риме в апреле 2011 года, через несколько недель после его избрания и инаугурации Верховным Архиепископом УГКЦ, которая имеет византийскую литургию и строй, но находится в полном общении с Римом.

Более 40 лет, с 1946 по 1990 год, УГКЦ считалась крупнейшей подпольной Церковью в мире, поскольку в 1946 г. в Советском Союзе Сталин провозгласил её незаконной после создания инициативной группы, пресловутого «Львовского собора», которой руководило НКВД, предшественник КГБ.

Сталин знал, что УГКЦ является сокровищницей украинской национальной культуры и идентичности, и, очевидно, боялся, что именно Церковь станет центром сопротивления «закручиванию гаек» в послевоенный период. Большинство греко-католических епископов, священников и множество мирян отказались «объединиться» с российским патриархатом, о чём постановил львовский псевдособор, за что и умерли в лагерях Гулага.

Двадцать четыре из них провозглашены блаженными мучениками Папой Иоанном Павлом II в 2001 году. Остальные миряне, священники и монахи, которые не хотели подчиняться российскому православию, вели религиозную жизнь в подполье, занимались катехизацией детей дома, а также создавали подпольные учебные и благотворительные заведения, в том числе семинарии.

Верховный Архиепископ Святослав родился в 1970 году, именно в дни подпольной жизни УГКЦ и рукоположён в священники в 1994 году, когда УГКЦ уже получила легальный статус в постсоветской Украине. После служения в секретариате Блаженнейшего Любомира (Гузара), бывшего Верховного Архиепископа, и во Львовской духовной семинарии, о. Шевчука назначили викарным епископом епархии УГКЦ в Буэнос-Айресе (а позже Апостольским администратором), где он опекал греко-католических эмигрантов всей Южной Америки и подружился с местным кардиналом Хорхе Марио Бергольо, архиепископом латинского обряда.

Полиглот, который знает украинский, испанский, польский, русский, английский, итальянский, греческий, латинский и старославянский языки, о. Святослав получил степень доктора богословия в Папском университете св. Фомы Аквинского, Ангеликуме. На удивление (учитывая его возраст) епископы УГКЦ избрали Святослава Шевчука Верховным Архиепископом в марте 2011 года, а их выбор утвердил Папа римский Бенедикт XVI.

Когда я встретил его в Риме после выборов и интронизации, меня поразили не только его дружелюбие и искренность, но почти сверхъестественный покой. Однако больше всего удивило то, что в 41 год владыку Святослава перевели из Буэнос-Айреса, избрали руководителем УГКЦ, интронизовали в Киеве, а потом отправили в Рим на встречу с Папой Бенедиктом и членами курий.

Мы разговаривали больше часа, и ни один из нас даже представить не мог, что через два с половиной года Верховный Архиепископ Шевчук окажется в водовороте национальной, даже можно сказать международной, драмы, когда его народ восстанет против посткоммунистического застоя и коррупции, его Церковь будет играть главную роль на Майдане, в Революции достоинства, а епископы и священники будут уклоняться от российских пуль, чтобы поддержать людей, которые хотели свободы и справедливости.

В течение этого года, а особенно после российского вторжения в Украину в августе, Верховный Архиепископ Шевчук был голосом благоразумия, моральной мудрости и призыва к межрелигиозному сотрудничеству в нестабильной ситуации, призывая к мужеству и сдержанности. Его жизнь не стала легче из-за надежды некоторых членов ватиканской курии на успехи в экуменическом диалоге с российским православием, – и которые довольно неблагоразумно пригласили представителя московского патриархата, митрополита Илариона Алфеева, на недавний внеочередной Синод в Риме.

Митрополит Иларион обратился к Синоду с требованием давления на УГКЦ, негативно освещая её роль в Революции на Майдане и ставя под сомнение её церковную идентичность и интегритет, ссылаясь на полное сопричастие УГКЦ с Епископом Рима (который сидел перед митрополитом Иларионом во время его гротескных замечаний). Несмотря на это, Верховный Архиепископ Шевчук спокойно объяснил истинную ситуацию и историю своей Церкви, когда возмущённый кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан сразу после интервенции Илариона на Синоде взял интервью у него на своём радио.
Невозможно отрицать серьёзность ситуации в Украине. Однако, когда недавно Блаженнейший Святослав посетил США и нашёл время для разговора, то был спокоен, как всегда. Это спокойствие происходит от глубокой веры и убеждения, что он и его народ находятся на истинной тропе формирования новой Украины. Поэтому я разместил несколько вопросов, на которые Верховный Архиепископ имел возможность ответить.
 

ДЖОРДЖ ВАЙГЕЛЬ: Приближаясь к первой годовщине Революции достоинства в Украине, как бы вы оценили ситуацию в стране?

БЛАЖЕННЕЙШИЙ СВЯТОСЛАВ: Украина сейчас находится в состоянии общественных преобразований и российской агрессии. После Революции достоинства экс-президент Виктор Янукович оставил почти разрушенную страну без государственных учреждений в подлинном смысле этого слова. Не было армии, государственную казну разграбили, вся милиция и СБУ были парализованы и дискредитированы. Генпрокуратура была полностью коррумпирована, судебная система в Украине полностью разрушена, экономика страны оказалась на грани дефолта. А затем началась иностранная агрессия: сначала аннексия Крыма, потом военные действия на Востоке Украины – в Донецкой и Луганской областях.

Однако в этих трагических обстоятельствах мы стали свидетелями возникновения гражданского общества и возрождения Украины, включая не только этнических украинцев, но и русских, евреев, крымских татар, людей с польским происхождением, белорусов, армян, грузин; украино- и русскоязычного населения; православных, католиков, мусульман и евреев – другими словами, граждан Украины несмотря на своё происхождение, изъявивших своё желание жить в свободной и независимой стране. Также мы видим появление новой формы украинского патриотизма, никогда не известной в нашей истории: патриотизм, благодаря которому любовь к Родине побуждает рисковать жизнью ради свободы и независимости.

В этих критических условиях мы всё же провели выборы нового президента и парламента. Это демократический способ создать государственную структуру, которая будет защищать, а не уничтожать человеческое достоинство.

Украинцы сделали свободный выбор. Мы выбрали европейскую перспективу развития нашей страны, европейские и украинские ценности и сбросили с себя постсоветское бремя и любые виды экстремизма и жестокости.

Возможно ли для Украины, которая, по сути, осталась без помощи, противостоять давлению со стороны Москвы и её союзников на Донбассе?

Очень трудно, однако возможно. Ведь уже почти год, как мы противостоим этой агрессии. Наш народ очень хорошо понимает, что никто нас не защитит, никто не обеспечит наше существование и никто извне не перестроит нашу страну. Мы это понимаем. Однако важно, чтобы мир понял, что украинцы отдают свою жизнь ради европейских ценностей, которые сама Европа всё меньше и меньше способна защищать. Поддержать Украину – означает поддержать демократию и процветающую международную систему безопасности.

Сегодня Украина борется не только за свою, но за европейскую и мировую свободу и достоинство. Это борьба за нашу и вашу свободу. Если Запад в своих переговорах относительно Украины принимает во внимание только экономические вопросы, если опять деньги преобладают над человеческим достоинством и свободой, то крупные западные государства просто предали своих граждан и само человеческое достоинство. И название Европейский Союз станет пустым словом.
 

Какова роль УГКЦ в украинской общественной жизни за последний год?

За последний год УГКЦ и другие христианские Церкви проповедуют Евангелие человеческого достоинства. На основе Христова учения мы должны способствовать человеческой солидарности, поощрять волонтёрские движения за социальное учение Католической Церкви и простыми моральными терминами разъяснять истинное значение демократии. Впервые общество независимой Украины, а особенно восток и юг, открыло для себя Церковь как Мать и Учительницу. Почему? Да потому, что наша Церковь принимала участие в народной драме жизни и смерти. И несмотря на страх и опасность тысячи людей научились молиться: они открыли присутствие живого Бога в своей жизни и стали христианами. Вот так мы осуществляли Новую евангелизацию, провозглашённую Папой Иоанном Павлом II и Папой Бенедиктом XVI.
 

Какие сейчас отношения между УГКЦ и тремя конкурирующими православными юрисдикциями в Украине?

В течение многих лет наша Церковь развивает ровные и братские отношения со всеми церквами и христианскими общинами. Наши отношения с православием базируются на убеждении, что все мы дети и потомки одной Киевской Церкви, которая зародилась в крещении князя Владимира [в 988 году]. Поэтому мы не заморачиваемся различиями, а скорее уважаем структуру и традиции православных церквей, молясь за их единство в Украине.
 

Возможно ли для УГКЦ, самостоятельно или в сотрудничестве с православными церквями, стать посредником в налаживании украинского национального диалога о реформе?

Мы уже этим занимаемся. Ведь благословением является то, что крупнейшая неправительственная организация в нашей стране – именно Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, который представляет 75 процентов граждан Украины. В течение последнего года этот Совет проявлял себя достаточно активно, делая громкие заявления в поддержку реформы, поэтому украинское общество считает нас важным нравственным ориентиром. Как лидеры различных Церквей и религиозных организаций мы верим, что наша ответственность заключается в содействии социальному диалогу и примирению, даже на международном уровне, мы должны быть посредниками реформ в нашем обществе.
 

Каковы важнейшие, на ваше усмотрение, правительственные реформы для улучшения экономики Украины?

За последние 20 лет, как в постсоветской стране, у нас была олигархическая экономическая система. Эти олигархи росли у нас как грибы на остатках экономики Советского Союза. Вся государственная система крутилась вокруг их личных, эгоистических экономических интересов. И такую олигархическую систему нужно полностью изменить. Согласно христианскому учению, экономика должна служить общему благу. Именно сейчас Украине нужно развивать специальную государственную помощь для среднего класса, создавая возможность развития малого бизнеса, а также создавать гражданское общество, которое даёт каждому доступ к преимуществам государственной экономики, а не монопольной.
 

Какими были существенные правительственные реформы для будущего Украины как закономерной демократии?

В течение последних десятилетий олигархи, которые правили Украиной, использовали политику и закон для своих выгод. Это выглядело просто пародией на демократию – власть денег над законом. И такая ситуация достигла своей кульминации при Януковиче, которому подчинялась судебная система Украины. Поэтому мы должны восстановить верховенство закона в нашей стране, которое бы базировалось на христианской добродетели справедливости, когда каждый гражданин, независимо от его финансового положения, имеет те же гражданские права и обязанности. Также нужно искоренить коррупцию, которая подрывает концепцию правосудия, закона и права. Принцип «все равны перед законом» необходимо развивать, соблюдать и защищать.
 

Какие существенные правительственные реформы приняты для будущего украинского гражданского общества?

Двадцать лет назад в Украине проходили масштабные дебаты на тему, действительно ли существует «гражданское общество» в нашей стране? Во времена Советского Союза диктатура коммунистической партии подавляла нормальную жизнь людей и их право проводить общественные инициативы. Революция достоинства, очевидно, показала своеобразный взрыв гражданского общества в Украине, и Церковь в это время объясняла христианскую идею источника государственной власти: индивиды и общество предоставляет государственным служащим право управлять путём свободных, демократических выборов. Поэтому в избирательном законодательстве Украины должны произойти фундаментальные реформы. Органы власти должны служить гражданскому обществу, а не самим себе, и точно не манипулировать желаниями, опасениями, нуждами и доверием нашего народа. Христианское понятие общественного служения должно стать основой политической культуры и демократических учреждений в свободной стране.

Возможно ли искоренить «культуру коррупции» в Украине в течение одного поколения?

Если честно, то я сомневаюсь в этом. В течение многих поколений продажность политиков и власти была способом покорять себе народ Украины, и простое население неохотно соглашалось с такой системой и старалось защитить себя от гнёта. И сегодня мы видим результат этого, когда матери дают взятку военным комиссарам, чтобы их детей не забрали в АТО. Много времени нужно на исцеление этих ран в нашем обществе и убеждения украинцев, что их страна – это Родина, которая их защищает, уважает их достоинство и способствует развитию природных талантов. И много времени понадобится для того, чтобы убедить государственных чиновников, что они не обладатели рабов, а служат для общего блага.
 

Поразило ли вас вмешательствоМитрополита Илариона на внеочередном Синоде 2014 года?

Я был разочарован и обижен, ведь достопочтенный представитель христианской Церкви дезинформировал Синод Католической Церкви. Настоящий экуменизм должен базироваться на взаимном уважении и искреннем стремлении найти правду. Во время внешней агрессии против Украины христианские иерархи должны стать апостолами мира, но никак не теми, кто подстрекает к нападению.
 

Как ваша Церковь реагирует на обвинения со стороны Московского патриархата, что вас втянули в «политику» в прошлом году?

Ответом есть наша стойкая позиция и сотрудничество с украинскими Церквами в прошлом году. Наша Церковь никогда не ввязывалась в государственную политику, как некоторые православные Церкви. Мы никогда не поддерживали ни одну политическую партию или политика. Однако мы были и будем принимать активное участие в гражданской жизни. Православная социальная доктрина не имеет чёткого разграничения между гражданской жизнью и политической деятельностью; православная теория сведуща лишь в церковно-государственных отношениях, но не в церковно-общественных. Вот почему Митрополит Иларион видит в нашей евангелизации и служении гражданскому обществу «политику».
 

Для тех, кто знаком с историей Львовского псевдособора, это выглядит так, что Митрополит Иларион внутренне поддерживает этот «собор», как истинное церковное деяние, хотя все компетентные историки рассматривают его как акцию НКВД. Расскажите тем, кто не знает истории, о последовательности событий от Львовского псевдособора до сегодняшнего дня?

С юридической точки зрения, Львовский псевдообор 1946 года был инструментом репрессий, направленных на ликвидацию Украинской Греко-Католической Церкви в Советском Союзе. Любые попытки показать этот «собор» как независимый и непринуждённый, особенно в период правления Сталина, просто лживы. «Собор» во главе с российскими православными епископами заставлял священников УГКЦ выйти из лона Католической Церкви. И с церковной точки зрения, этот «собор» был грубым и бесстыдным актом православного прозелитизма, с помощью которого миллионы украинских католиков под страхом смерти, пыток и ссылки заставляли присоединяться к русской православной церкви.

 

Чем могут помочь друзья Украины на Западе вашей стране в следующие шесть месяцев или следующий год?

Сейчас Украина переживает иностранную агрессию, своего рода «гибридную войну», которая включает необъявленное военное вторжение, серьёзное экономическое давление и огромную кампанию дезинформации. Украина стала жертвой этой агрессии, поэтому прошу наших друзей во всём мире во имя справедливости и Христа стать на сторону тех, кого притесняют в нашей стране. Станьте в знак солидарности на сторону народа, которого угнетали на протяжении многих лет и который сейчас поднимается, чтобы вернуть своё достоинство. Помогите нам защитить свободу и демократию. Ведь в современном мире речь идёт не только о нас, а и о вас. Помогите нам распространять по миру правду о ситуации в Украине. Как христиане, мы убеждены, что провозглашение истины может стать сильнее, чем оружие, и вызволять лучше, чем любая человеческая сила.

Джордж Вайгель
 

Справка
Джордж Вайгель – старший научный сотрудник вашингтонского Центра по вопросам этики и общественной политики.

Перевод с анг. Марии Довгань
Источник: http://headugcc.info

 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...