РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ БЛАЖЕННЕЙШЕГО СВЯТОСЛАВА

пятница, 05 января 2018, 22:11
Сегодня мы снова делимся невыразимой радостью святого Рождества, которая наполняет сердце каждого верующего. Сын Божий стал одним из нас, взяв себе матерью Деву из Назарета...

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

БЛАЖЕННЕЙШЕГО СВЯТОСЛАВА

Високопреосвященным и преосвященным архиепископам и митрополитам,

боголюбивым епископам, всечестному духовенству,

преподобному монашеству, возлюбленным братьям и сёстрам,

в Украине и на поселениях в мире сущим

Вы же знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа,

что для вас стал бедным, будучи богатым,

чтобы вы его убожеством разбогатели.

2 Кор. 8, 9

Христос рождается! Славим Его!

Дорогие во Христе!

Сегодня мы снова делимся невыразимой радостью святого Рождества, которая наполняет сердце каждого верующего. Сын Божий стал одним из нас, взяв себе матерью Деву из Назарета. Сын предвечного и всемогущего Бога, Творца всего видимого и невидимого, родился в бедном вертепе и лично испытал всю человеческую нужду. Это не только исторический факт, событие давно минувших лет, но и наша действительность. В этом событии, что произошло в Вифлееме Иудейском свыше две тысячи лет назад, мы познаём безграничную Божью любовь ко всему роду человеческому на все времена: «Ибо Бог так возлюбил мир, что Сына своего Единородного дал, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, а жил жизнью вечной» (Ин. 3, 16).

Глядя на новорождённого Спасителя в бедном вертепе, в яслях на сене, мы чувствуем, насколько Божья мудрость превосходит мудрость человеческую. В свете рождественской звезды сила, слава и богатство, что исходят от человека, выглядят пустыми, преходящими и малозначимыми. Христос, Сын Божий, ради нас стал нищим и немощным, отказался от небесной славы, чтобы родиться как последний среди людей – нуждающимся, которому негде главы приклонити, как поёт наша колядка: «...не в царской палате, а среди бедноты...» Он для нас «становится бедным, будучи богатым, чтобы мы Его убожеством разбогатели» (сравн. 2 Кор. 8, 9). Принимая человеческую нужду и немощь на себя, Сын Божий возносит бедного человека к Господнему величию.

В Рождестве словно происходит обмен дарами: Бог сходит с неба на землю, чтобы человек взошёл на небо; Сын Божий становится нищим, чтобы обогатить человека

Примечательно, что именно нищие пастушки в окрестностях Вифлеема стали первыми адресатами этого спасительного благовестия, которое и нам сегодня возвещает ангел Господень: «"И вот вам знак: Вы найдёте дитя в пеленах, что будет лежать в яслях". И моментально присоединилась к ангелу большая сила небесного войска, хвалила Бога и приговаривала: "Слава на высотах Богу и на земле мир людям его благоволения"» (Лк. 2, 12-13). В Рождестве словно происходит обмен дарами: Бог сходит с неба на землю, чтобы человек взошёл на небо; Сын Божий становится нищим, чтобы обогатить человека.

Мы сейчас живём в мире, где жажда материального обогащения нередко перерастает, по словам Папы Франциска, в «новое идолопоклонство перед деньгами», а в «экономике проявляется большой недостаток внимания к человеку, что сводит человеческое существо лишь к одной из его потребностей – потреблению» (Радость Евангелия, 55), но ангел Рождества направляет своё послание именно к бедным и призывает их, а заодно и нас прославить Бога, в котором помещено истинное и вечное богатство человека. Будучи соединенными со Христом, «в котором скрыты все сокровища мудрости и знания» (Кол. 2, 3), христиане предстают перед миром «как бедные, которые многих обогащают; как ничего не имеющие, но всё занимают!» (сравн. 2 Кор. 6, 10). И вот в Рождестве это богатство – жизнь с Богом и в Боге – приходит к нам и становится источником нашей радости и надежды, которыми мы одариваем друг друга.

Нынешние «нувориши» в Украине преимущественно беднее – и духовно, и культурно, – чем нищие

Несмотря на нищету и испытания настоящего, должны признать, что на самом деле существуют разные виды бедности: духовная, культурная, образовательная, цивилизационная и затем – материальная. Убожество современного мира чаще имеет не материальный, а духовный характер. Нынешние «нувориши» в Украине преимущественно беднее – и духовно, и культурно, – чем нищие. И эта духовная нищета, то есть удалённость сильных этого мира от Бога, нередко влечёт за собой социальную несправедливость, гибельное использование власти, коррупцию и злоупотребление ресурсами, данными для общего блага.

В такой ситуации не достаточно, чтобы богачи предназначили часть крошек со своего стола как определённую помощь неимущим. Нужна перемена человеческого сердца, которое допустило бы к себе Божий свет и Божью благодать. Ибо, кто считает себя спасителем бедных, но не несёт Бога, тот предлагает пустые идеологии, которые только используют нищету человека с политической целью и в действительности не способны их устранить. При таких обстоятельствах бедные будут становиться ещё беднее, а богатые – дальше наживаться. Лишь тот, кто станет богатым Богом, сможет преобразить собственную жизнь и способствовать построению справедливого общества, в центре которого будет стоять человек, а не прибыль; общее добро, а не эгоистические интересы отдельных групп или кланов.

В Рождестве Христос нас всех делает богатыми, насыщает и поднимает из всех видов бедности, ибо Он рождается в Вифлееме для того, чтобы каждого человека сделать своим братом или своей сестрой – дитям Божиим, участником вечных Божьих благ. Вот почему Рождество – праздник общечеловеческой солидарности, когда человек небогатый, лишённый «золота-даров» этого мира, обогащает многих ближних своих «ценным даром» – «верой сердца и искренней любовью», как об этом поётся в наших колядках.

Давайте склонимся над Христом, присутствующим в наших нуждающихся братьях и сёстрах, давая им почувствовать близость Бога

Дорогие во Христе! Чтобы достойно праздновать Рождество, давайте поделимся с неимущими – всякого вида бедности – тем богатством, которое у нас, верующих людей, есть, прежде всего, духовными дарами, а затем и материальными благами. Пусть прадедовская коляда, которая приветствует Царя в бедном вертепе, будет для нас Божьим заветом приближаться к бедным и обогащать их сокровищами нашей святой веры. Давайте склонимся над Христом, присутствующим в наших нуждающихся братьях и сёстрах, давая им почувствовать близость Бога, который окутывает каждого своим безграничным милосердием и своей безусловной любовью. Зайдите с колядой к нашим воинам в местах их пребывания – то ли в дома, куда они вернулись после исполнения святого долга по защите Родины, то ли в воинские части, на фронте. Наведайтесь к пострадавшим от боевых действий, примите в своё сердце боль страждущего и нуждающегося – так мы примем Христа с Пресвятой семьёй, обогатим наш дом, семью и общество неисчерпаемыми Божьими сокровищами, «которых ни моль не точит, ни воры не крадут» (Мф. 6, 19-20). К этому призывает нас святая Церковь, когда поёт: «Приготовимся ныне духом и поспешим встретить чистыми глазами и добрыми делами Того, кто своим чудесным рождением захотел прийти к своим. Он рождается в Вифлееме, чтобы нас, лишённых райской жизни, по своему милосердию, снова к ней привести» (Стихира из Вечерни Воскресенья перед Рождеством).

Дорогие братья и сёстры, от чистого сердца желаю каждому из вас – от самого молодого до самого старшего, от самого богатого на Божьи дары до самого бедного в Украине и на поселениях – подлинной радости детей Божьих, вкусной кутьи, весёлых праздников Рождества Христова и счастливого, мирного и благословенного нового года!

Христос рождается! Вославим Его!

 

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Киеве,

при Патриаршем соборе Воскресения Христова,

в день святых преподобномученика Стефана Нового и мученика Іринарха,

11 декабря 2017 года Божьего

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...