«Символ веры»: Иисус Христос – Бог или человек?

вторник, 26 января 2021, 13:58
В 36-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над третьим членом «Символа веры»: «Он для нас, людей, и нашего ради спасения сошёл с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и стал человеком». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Христос родился!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие Никео-цареградским «Символом веры», наследием, которое мы получили от наших апостолов и в котором живём и учимся сегодня. Мы обязаны передать полноту этой апостольской веры следующим поколениям верующих людей.

Третий член «Символа веры»

Сегодня мы рассмотрим третий член «Символа веры», который говорит следующее: «Он [Господь наш Иисус Христос] для нас, людей, и ради нашего спасения сошёл с небес и, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы, стал человеком».

Этот член «Символа веры» подчёркивает, что мы верим в Бога, который является Троицей: Отцом, Сыном и Духом Святым. Но именно второе Божье лицо – Сын Божий, Иисус Христос – сошёл с неба и только Он принял человеческую природу, стал человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения.

Иисус Христос – настоящий Бог и истинный человек

Это таинство мы называем воплощением – когда Божественное лицо Иисуса Христа, Сына Божия, вмещает в себе как полноту божества, которое Он безначально получил в своём рождении от Отца, так и полноту человеческой природы, которую Он получил от Пречистой Девы Марии силой и действием Святого Духа. Это таинство вхождения вечного Бога в человеческую историю; таинство, в котором Иисус Христос впитал в свою Божественную особу всё то, что мы называем опытом человеческой жизни прошлых, современных нам и будущих человеческих поколений. Это таинство, как я уже упомянул, мы называем таинством воплощения.

Богочеловечность Христа проповедовалась с самого начала

Наш «Символ веры» говорит нам, что это таинство свершилось благодаря действию Святого Духа в лоне Девы Марии. Эта истина, что Сын Божий Иисус Христос в своём воплощении родился от Девы без содействия мужа, принадлежит к древнейшим элементам апостольской проповеди. Это рождение от Девы, непорочная девственность Пречистой Девы Марии проповедовались от начала христианства.

Воплощения Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы было сердцевиной веры Церкви в божество Иисуса Христа. Хотя Сын Божий стал человеком, но не перестал быть Богом. Хотя Он стал человеком, но сохранил в себе полноту божества.

Поучения отцов Четвёртого Вселенского Собора

О воплощении Сына Божия мы читаем в догматических актах, решениях Халкедонского Собора (451 год). Это был Собор Вселенской Церкви в V веке, который как раз подчёркивал, что полнота человеческой природы в лице Иисуса Христа сохранилась и после Его воплощения. Полнота человечности в Иисусе Христе, будучи соединённой с Его божеством, не упала, не исчезла, не уменьшилась, а, наоборот, обожествленная, она расцвела, достигла своей полноты. И поэтому, как говорит апостол Павел, в лице Иисуса Христа всякая полнота: и Его божества, и Его человечности.

Вот как об этом говорит Халкедонский Собор: «Поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, единосущного Отцу по Божеству, и того самого, единосущного с нами человечностью, в двух сущностях незлито, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, не в два человека рассечённого или разделённого, но одного и того же Сына и единородного Бога-Слова, Господа Иисуса Христа». Поэтому мы исповедуем Сына Божия как истинного Бога и истинного человека, который соединил две природы, Божию и человеческую, в единой Божественной личности.

Воплощения Сына Божия в Священном Писании: Благовещение и Рождество

Таинство воплощения описывается в книгах Священного Писания в контексте двух событий. Одно из них – это событие Благовещения Пречистой Девы Марии в Назарете, когда ангел Гавриил пришёл к Ней, нетронутой девушке, которая была обручена с Иосифом Обручником, и возвестил Ей, что от Неё родится Спаситель мира. И тогда Богородица ответила: «Как это произойдёт? Ведь я мужа не знаю». Тогда говорит ангел: «Дух Святый сойдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Именно эти слова, слова откровения ангела, произнесённые Богородице в контексте Благовещения в Назарете, и вошли как неотъемлемая составляющая «Символа веры», над которыми мы сегодня размышляем.

Второе событие, в которой этот воплощённыйе Бог, ставший человеком, показался, стал видимым, известным людям, – это таинство Рождества Христова. Рождество Христово – это момент рождения Того, который непорочно зачат от Духа Святого в лоне Девы Марии, рождения исконно ожидаемого Мессии, Спасителя. Об этом ангел сообщает пастырям, которые ночью стоят на страже у своих стад. В один момент они слышат, как на небе поёт небесное воинство: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Поэтому ангел говорит пастырям: «Возвещаю вам великую радость, потому что сегодня в городе царя Давида, то есть в Вифлееме, родился вам Спаситель, Христос Господь».

По свету звезды мудрецы с Востока прибыли для того, чтобы поклониться этому Царю веков, Богу, который появился на свет в человеческом теле как маленькое дитя. Они видели человеческую природу Иисуса Христа, но поклонялись Ему как живому Предвечному Богу. Поэтому, описывая это таинство, украинская коляда говорит: «Бог предвечный родился, пришел днесь с небес, чтобы спасти народ свой весь».

Он стал человеком ради нашего спасения. Затронул опыт человека всех времён и всех исторических эпох. Поэтому и говорит апостол Павел: «Иисус Христос есть тот самый вчера, сегодня, навсегда».

Христос родился! Славим Его!

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...