«Символ веры»: кем является Сын Божий, в которого веруем?

вторник, 19 января 2021, 15:36
В 35-ем выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над вторым членом «Символа веры»: «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков – свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло». Предлагаем текстовую версию катехизиса.

Христос родился!

Дорогие во Христе братья и сестры, продолжаем наше духовное путешествие по Никео-Цареградскому «Символу веры», начатое нами в прошлый раз. Говоря об источниках нашей веры, о Божием явлении, мы упоминали, что апостольская традиция дала нам Священное Писание, слово Божие, как источник нашей веры, а затем «Символ веры» – как ключ понимания Божьего слова.

«Символ веры», как мы уже говорили, всегда был связан с Таинством Крещения. Благодаря ему новые члены входили в тайну жизни и вероучения Церкви Христовой. Им торжественно передавали содержание той веры, которую они принимали, их учили этой вере. А ключом к пониманию Божьего слова, компасом, который должен указать им на истину, был как раз «Символ веры».

Мы также упоминали, что все ранние Церкви имели свои символы веры. Когда возникали какие-то ереси, сомнения, определённые доктринальные дискуссии, тогда различные поместные Церкви собирались на Вселенские Соборы, чтобы согласовать тот символ веры, который они передают своим верующим и тем людям, которые принимают Таинство Крещения. Мы путешествуем по дорогам Никео-Цареградского «Символа веры», который был согласован поместными Церквами в IV веке на двух Вселенских Соборах: Никейском (325 год) и Цареградском (381 год).

Второй член «Символа веры»

Сегодня мы рассмотрим второй член «Символа веры», который концентрирует наше внимание на втором лице Пресвятой Троицы – на Сыне Божием, Иисусе Христе, нашем Спасителе. Он звучит так: «Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков – свет от света, Бога истинного от Бога истинного рождённого, несотворённого, единосущного с Отцом, через Которого всё произошло». Итак, кто Он – этот Сын Божий? Что говорит о Нём Священное Писание, а затем, что означают слова: «Свет от Света», «Бог истинный от Бога истинного», «рождённый», «несотворённый», «единосущный с Отцом»?

Сын Божий – второе лицо Пресвятой Троицы

В прошлый раз, когда мы размышляли над первым членом «Символа веры», то обращали наше внимание на первое лицо Пресвятой Троицы, на нашего Бога Отца. Собственно, Бог Отец неразрывно, интимно связан с Богом Сыном. Мы уже говорили, что определяем нашего Бога как Отца потому, что Он изначально, надвременно порождает своего единородного Сына и находится с Ним в отношениях, как Отец с Сыном.

Второй член «Символа веры» открывает нам одну из глубинных истин жизни Пресвятой Троицы: мы видим в нём Сына Божьего как второе лицо Пресвятой Троицы, который сосуществует безначально, надвременно с Отцом. Отличительная черта, по которой мы можем различить Отца и Сына, как учат нас отцы Церкви, – это то, что Отец есть тем, кто родит, а Сын как личный признак имеет то, что Он рождён Отцом.

Что говорит нам Священное Писание о Сыне Божием?

В Священном Писании мы находим очень интересные элементы, в частности, в книгах Нового Завета. Они подчёркивают нам Его божественное существо. Сын Божий есть «отблеском славы Отца, образом его существа» (Евр. 1, 3), – читаем в Письме к евреям. Его личностное рождение от Отца, является рождением света от света, Бога истинного от Бога истинного. Сын Божий являет в себе Отца. Он есть Слово живое, которое было «испокон веков у Бога» и «было Богом» (Ин. 1, 1), – читаем в первой строке Евангелия от Иоанна. Тот самый Сын Божий есть образом Божьей благости, печатью равнообразной, «образом невидимого Бога» (Кол. 1, 15), как об этом пишет апостол Павел в Послании к колоссянам.

В книгах Священного Писания Ветхого Завета термином «Сын Божий» обозначается, прежде всего, богоизбранный народ: «Мой сын, мой первенец Израиль» (Исх. 4, 22), – читаем в книге Исхода. Затем у царя и пророка Давида слышим о Сыне Божием, как о будущем Царе-Мессии, которого ожидает старозаветный Израиль. Во втором псалме читаем такие слова: «Господь сказал мне: "Сын Мой еси ты, я породил тебя сегодня. Проси у меня, и я дам тебе народы в наследие, и концы земли тебе во владение"» (Пс. 2, 7-8).

В книгах Нового Завета слово «Сын Божий» – этот особый титул, связанный с лицом Иисуса Христа, нашего Спасителя. «Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17), – говорит Христос своим ученикам на Тайной вечере, а Отец в видении Сына во время Его Преображения на Фаворской горе говорит: «Се есть Сын Мой, избранный, слушайте его» (Лк. 9, 35). Святой евангелист Иоанн исповедует божество Сына Божия такими словами: «Сын Божий пришёл и дал нам разум, чтобы мы Истинного узнали [...] Он – истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20)

Святые отцы: «Сын Божий не является созданием. Не было такого момента,

когда бы Он не существовал»

В этом втором члене «Символа веры» читаем также отдельные формулировки, отдельные фразы, которые передали нам святые отцы Первого Никейского Собора. Этот Собор и был созван для того, чтобы в борьбе в арианами утвердить апостольскую веру в божество Иисуса Христа. Сторонники Ария называли Сына Божия простым созданием. Они отрицали, что Он испокон веков, безначально существовал с Отцом ещё перед началом сотворения мира. Поэтому здесь мы слышим такие слова: «Бога истинного от Бога истинного, рождённого и несотворённого, единосущного с Отцом». Итак, святые отцы подчеркнули, что Сын Божий не является созданием. Не было какого-то момента, когда бы Он не существовал. Как надвременно Отец является Отцом, так и надвременно Сын есть Сыном. Он рождён, а не создан.

Словами «единосущный с Отцом» Никейское наследие чётко и ясно нам говорит, что Отец и Сын равны в достоинстве. Отец и Сын – это две разные особы, которых мы различаем, не разделяя их. Отец и Сын относятся к той самой божественной природе. Отец покоится в Сыне, давая Ему всю свою природу, а Сын принимает полноту божества Отца, не отделяясь от Него. Таким образом эти очень важные слова подчёркивают, что Сын Божий, наш Спаситель, есть одним из Святой Троицы, как мы поём об этом во время Божественной Литургии в гимне «Единородный Сыне».

Святой Кирилл Александрийский говорит так: «Церковь исповедует Сына единосущного Отцу, очерчивая равенство Пресвятой Троицы и единство Божией природы, подтверждает тем божество Сына Божия. Сын не возник во времени, как другое творение, поэтому Он не ниже Отца, сосуществует с Ним вечно, равный с Ним во всём, кроме того, что родить надлежит Отцу. Сын Божий есть вместилищем божественной премудрости. Отец, задумывая творить мир, весь замысел о создании заключил в Сыне». Поэтому мы и говорим, что через Него, то есть через Сына Божьего, и в Нём «всё произошло». Сын Божий, как и Отец, и Дух Святой, является создателем всего, что существует, всего видимого и невидимого созданного Им мира.

Христос родился!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...