«Символ веры»: куда именно вознёсся Иисус Христос и что такое правая рука Отца?

понедельник, 15 февраля 2021, 18:41
В 39-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над шестым членом «Символа веры»: «И вознёсся на небеса, и сидит одесную Отца». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше путешествие по апостольскому «Символу веры», который нам передали отцы Никейского и Константинопольского Вселенских Соборов. Сегодня рассмотрим шестой член этого «Символа веры», который нам говорит, что мы верим в нашего Спасителя, который вознёсся на небо и сидит одесную Отца. Что означают эти слова? Что они нам объявляют? Почему они так важны, для того чтобы правильно верить, согласно апостольскому преданию и нашей святой Традиции?

Когда и откуда вознёсся Иисус Христос?

Прежде всего, мы должны вспомнить, что после своего знаменитого и трёхдневного Воскресения Господь наш Иисус Христос ещё сорок дней являлся апостолам в своём воскресшем и прославленном теле. Как Он снова давал им возможность Его увидеть, пережить, заново для себя открыть (как прославленного Учителя) и переосмыслить всё то учение, которое они слышали от Него в течение трёх лет Его земной миссии.

Когда закончились сорок дней, говорит нам Божественное Евангелие, Христос привёл своих учеников на Галилейскую гору, а затем благословил их и вознёсся на небо перед их глазами.

Конкретное место вознесения Иисуса Христа остаётся одним из элементов исследования, потому что в Иерусалиме эта гора, с которой Спаситель вознёсся на небо.

Вознесение – это дорога возвращения Сына Божьего к Отцу

Мы должны осознать, что Христос ещё перед своими страстями, на Тайной вечере говорил ученикам: «Ещё немножко, и вы Меня увидите... Я иду к Отцу». Это означает, что Его вхождение в страсти, смерть и Воскресение являются дорогой возвращения к той славе, которую Он имел у Отца ещу прежде создания мира. Эта дорога вознесения есть возврат Сына в лоно Отца, возврат туда, откуда Он пришёл к своим ученикам. И это вознесение имеет очень большое значение для каждого человека сегодня.

Христос, однажды воплотившись, навсегда вобрал в свою Божественную природу человеческую природу. Он с душой и телом, с тем прославленным телом, которое имело на себе знаки распятия, муки и страдания, вернулся обратно – в лоно Отца, откуда пришёл к нам.

Что такое небо?

Небо, о котором мы слышим сегодня, – ведь Иисус вознёсся от нас на небо, – не является каким-то местом, какой-то стратосферной или географической точкой. Понятие «небо» мы понимаем как общение, единство человека с Богом. Возносясь на небо, Христос показывает цель, а затем конец человеческой жизни, свершение, завершение своей земной миссии.

Что такое правая рука Отца?

Чем же является правая рука, о которой мы слышим? Ведь Христос вознёсся на небо и воссел одесную [по правую руку. – Ред.] Отца. Это объясняет нам святой Иоанн Дамаскин, говоря, что здесь «правая рука» употребляется не в обозначении места – справа или слева от лица Бога Отца. Таким образом говорить о Божьей руке даже опасно, замечает Иоанн Дамаскин. Правая рука Отца – это та вековечная, предвечная Богжия слава, к которой в своём вознесении возвращается наш Господь и Спаситель. Это слава, о которой мы слышим из Его уст, которую Он имел прежде создания мира.

Поэтому Христос, возносясь от нас на небо, показывает, что Он является одновременно Богом и человеком, и в Его вознесении прославляется человеческая природа.

Вознесение указывает на окончательное призвание каждого человека

Вознесение – это также образ, указание, открытие правды о нашем окончательном призвании, о призвании каждого человека. Ведь Христос вознёсся на небо и ввёл одесную Бога Отца, в небесную славу, человека, человеческую природу. Приблизил человека к Богу в своей Божественной особе.

Важно также понять, что в своём вознесении Бог не оставил нас, своих учеников, своей Церкви, человечества, а дальше находится с нами. Он восседает в своей славе одесную Бога Отца, но присутствует среди нас в своей Церкви, в её Святых Таинствах, в частности в Святом Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови нашего Спасителя.

В то же время Он зовет нас заботиться о том, что есть наверху. Желает показать нам, что назначение человека – разделить с Ним в лоне Пресвятой Троицы вечную жизнь.

Святой апостол Павел в Послании к Колоссянам говорит нам следующее: «А когда вы с Христом воскресли, то ищите того верхнего, где Христос находится одесную Бога Отца. Думайте о горнем, а не о земном, ибо вы умерли [в Тайне Крещения. – Блаженнейший Святослав] и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда Христос, ваша жизнь, появится, тогда и вы с Ним будет находиться в славе».

Итак, в своём вознесении Господь отправился подготовить нам место, как Он сказал своим апостолам. Вознёсшись на небеса и сев одесную Бога Отца, Он открыл небеса для каждого человека, который верит в Его Воскресение и вознесение.

Пусть всемилостивый Господь поможет нам открыть нашу жизнь, которая спрятана во Христе и сегодня восседает одесную Бога Отца; пусть поможет открыть нам в фигуре Сына Божьего призвание к небесной, вечной славе каждого человека, каждого из нас! Потому что каждый из нас призван разделить то сиденье одесную Бога Отца в Сыне, которое нам подготовлено от сотворения мира.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...