«Символ веры»: о втором славном пришествии Иисуса Христа и Страшном суде

понедельник, 22 февраля 2021, 11:04
В 40-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над седьмым членом «Символа веры»: «И второй раз приидет со славою судить живых и мёртвых, Его же царствию не будет конца». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше с вами увлекательное путешествие по «Символу веры», который мы получили от апостолов через отцов Вселенских соборов в Никее и Константинополе (Царьграде). Сегодня мы с вами поразмышляем над седьмым членом «Символа веры», который говорит, что тот Господь, в которого мы веруем, снова придёт в славе судить живых и мёртвых, а Его же царствию не будет конца. Что означают эти слова? Какой смысл нашей с вами жизни, нашего с вами путешествия к небу, этот «Символ веры» освещает и предоставляет?

Церковь с самого начала верит во второе славное пришествие Христа

Первое, необходимо утвердить, что вера в то, что Христос вернётся и снова придёт во славе, является одним из принципиальных элементов первоначальной веры ранней Церкви. Уходя на небо, Он обещал своим апостолам, что снова придёт и что они снова Его увидят.

Но в своём воплощении Он пришёл к нам в виде последнего среди людей, в виде Покорного слуги, который отдаёт свою жизнь как искупление за многих. В своём славном втором пришествии Он придёт со всем тримфом, со всей славой, которую Он имел прежде создания мира, и к которой Он вернулся в своём Вознесении, сев одесную Отца.

Христос придёт, но Он и уже приходит

Слово «придёт» имеет очень интересное и глубокое значение. Старославянское слово «грядёт», с греческого «ерхоменон», имеет два значения. С одной стороны, он уже приходит, но, с другой, – Он ещё придёт. Он уже грядёт, но он окончательно ещё придёт в славе, и его славное пришествие будет знаком завершения истории, человечества, мира и всего творения.

Его прихода уже сегодня необходимо ожидать. Нельзя думать: «Он когда-то там придёт». Его прихода надо ждать каждый день. Ведь именно тогда, когда вы меньше всего надеетесь, тогда придёт Сын Человеческий. Так сказал Христос своим ученикам и апостолам. Он умышленно не открыл своим ученикам, когда он придёт, говоря, что этого никто не знает, даже Сын в своём смиренном воплощении, – только один Отец.

Итак, Христос нас призывает каждый день Его ожидать, каждый день быть готовыми, что эта минута, этот день может быть последним, в который завершится история всей вселенной. Поэтому мы, с одной стороны, исповедуем, что он уже приходит, а с другой – ожидаем Его второго и славного пришествия.

О втором пришествии Спасителя в Книге Откровения

Слова о том, что наш Господь грядёт и Он уже приходит, мы находим в Книге Откровения, где читаем такие слова: «Вот приходит с облаками, и увидит его всякое око, и те, что его прокололи, и восплачут за ним все племена земли. Так, аминь. Я – Альфа и Омега, начало и конец – говорит Господь Бог, кто есть, и кто был, и кто приходит, Вседержитель» (Откр. 1, 7-8).

А с другой стороны, своей святой жизнью, даже своим мученичеством, Христова Церковь как Невеста Господня подготавливает второе и славное пришествие Христа, его будто вызывает и приближает. В завершении Книги Откровения слышим такие слова: «Свидетельствую всякому, кто слышит слова пророчества книги сей: если кто приложит к ним что-то, приложит Бог на него кары, которые записаны в книге сей. И дух и невеста говорят: Прииди! И слышавший да скажет: Прииди! Кто жаждет, пусть приходит; кто желает, пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22, 18.17).

Второе пришествие Иисуса Христа будет моментом суда

Второе и славное пришествие нашего Спасителя будет моментом суда. Мы говорим: «Во второй раз придёт в славе судить живых и мёртвых». Очень часто, когда мы слышим о конце света, то синонимом этого события у нас вспоминается слово «Апокалипсис». И некоторые думают, что это будет катастрофа, уничтожение всего. Но «Символ веры», который мы с вами рассматриваем, говорит нам нечто противоположное: конец света будет проявлением полноты жизни; суд, о котором мы слышим, будет моментом окончательного и полного проявления истины, окончательного проявления правды о Боге, правды о мире и правды о каждом из нас.

Суд будет проявлением правды

Окончательный суд как проявление правды – очень важный момент, так как он уже начался, когда Христос пришёл в своём воплощении. Но окончательная истина, тот момент, когда мы познаем всё обо всех, наступит во времени его второго и славного пришествия. Когда Христос придёт во славе, всё тайное станет явным.

Очевидно, для верующих людей, которые ожидают второго и славного пришествия Христа, которые в него верят, к нему готовятся, это завершение истории не будет страшным, но будет радостным, славным, будет моментом освобождения, моментом благословения и началом большой радости как для живых, так и для умерших.

Но для преступников, для грешников, для тех, кто не хочет правды в той жизни, её презирают или ею манипулируют, кто живёт во лжи, совершает зло, очевидно, проявление правды будет страшным осуждением, которое уже нельзя будет изменить.

Моментом страшного суда будет проявление наших дел. И то хорошее, что мы в жизни сделали, нас оправдает и откроет перед нами радостную вечность. А зло, которое мы совершили одному из тех самых меньших, о которых говорит нам Христос, наши дела будут причиной нашего осуждения на этом окончательном, полном, для некоторых, возможно, даже страшном суде.

И тут мы увидим Христа, Который есть Началом и Концом, Альфой и Омегой

Пусть для нас ежедневное ожидание Христа во славе будет моментом надежды, моментом победы и радости. Потому что момент его славного и второго пришествия будет открытием прославленного состояния человека, будет началом Царства Небесного, которому не будет конца. Вот как об этом говорит св. Василий Великий: «Небесное Царство, небо – это страна живых, где нет ночи, где нет сна – образа смерти, где нет ни пищи, ни питья – опоры нашей немощи, где нет болезни, болей, лекарств, судов, торговли, ремесла, денег как начала всякого бедствия, где нет войн – корня ненависти. А есть страна живых, которые не умерли из-за греха, а живут истинной жизнью во Христе Иисусе».

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

Блаженнейший Святослав: «Украинская Греко-Католическая Церковь как глобальная Церковь». Взгляд из Рима на 10 лет служения главы УГКЦ14 апреля

В течение десяти лет Блаженнейший Святослав возглавляет Украинскую Греко-Католическую Церковь, наибольшую из Восточных Католических...