«Символ веры»: заглянуть в предстоящий век

вторник, 30 марта 2021, 12:49
В 45-м выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над двенадцатым членом «Символа веры»: «Верую в жизнь будущего века». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, сегодня мы завершаем наше путешествие по «Символу веры», где сформулированы главные истины христианской веры. Мы поразмышляем над завершающим, двенадцатым членом «Символа веры», который нам говорит, что мы верим в жизнь будущего возраста. Эта последняя часть «Символа веры» провозглашает, что мы, как существа, как люди, как Божьи сыновья и дочери, созданы не для смерти, а для жизни. Мы уже говорили о вере христиан в воскресение в предыдущих наших размышлениях.

Будущий возраст – это жизнь после завершения истории

Но сегодня «Символ веры» приглашает нас заглянуть в будущее, в будущий возраст, жизнь которого бесконечна. Этот момент наступит после завершения истории человечества, всего мира. Мы знаем о вечности не по опыту, не по каким-то фактам, которые могли увидеть или пережить. Свет нам проливает на будущий возраст Священное Писание. Вот, в частности, книга Откровения открывает нам эту будущую вечность, к которой мы призваны и созданы, описывает её интересно и глубоко. В 21-й главе читаем: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (1). В символике книги Откровения море связано со злом. А здесь зло исчезло, смерти больше нет, она побеждена. «И увидел я город святой Иерусалим, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. Услышал я с престола громкий голос, говорящий: "Вот жилище Бога с людьми, и Он будет обитать с ними, они же народом его будут, и сам Бог будет с ними, и вытрет всякую слезу с очей их, и смерти больше не будет, ни скорби, ни плача, ни боли не будет больше, потому что всё прежнее прошло". И сказал сидящий на престоле: "Вот, новое творю всё"» (Откр. 21 2-5б).

«Бог будет во всём»

Мы видим, что в воскрешении мёртвых с человеческим существом творится что-то интересное, открывается какая-то новая истина, полностью открывается Божий замысел о человеке. В то же время открывается Божий замысел не только о человеке, но и обо всём Божием творении. Мы слышали, что в Тайне Крещения человек становится новым творением во Христе. Человек рождается от Бога, из воды и Духа, становится Его сыном и дочерью. А в будущем возрасте такое одушевление, такое преображение распространится нас всё созданное, на Вселенную. Этот момент такого обновления Вселенной мы ещё слышим в виде фразы «Бог будет весь во всём».

Счастьем человека будет сам Бог

Очевидно, что созданию, для того чтобы жить, существовать, нужно получать жизнь от источника, которым есть Господь Бог. И вот в следующей главе Откровения, в 22-ой, мы видим, что Бог являет себя как тот, кто будет давать человеку и вселенной всё необходимое для полноценной жизни. То вечное счастье в будущем веке, к которому мы все призваны, – не что иное как гарантия, что сам Бог будет удовлетворять все потребности человека. Тем вечным счастьем будущего века будет Он сам. Господь Бог будет для нас «всем для всех».

Вот как об этом говорит книга Откровения: «И никакого проклятия не будет больше. А престол Бога и Агнца там, и слуги его будут служить ему, и увидят лицо его, имя его на лбах их. Ночи не будет больше, и не нужны будут ни светильники, ни свет солнечный, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков» (22, 3-5). Интересно: сам Бог будет светить вместо солнца. Очевидно, что это образная речь, которая говорит, что мы будем так близко к источнику жизни, что ничего нам не потребуется больше. И поэтому вечная жизнь будет участием человека и создания в вечности самого Бога. И поэтому той вечности не будет конца.

Не будет прошлого, настоящего и будущего, а будет постоянное «сейчас»

Нам, людям, трудно думать о вечности, потому что мы существа, которые живут во времени, пространстве; мы привыкли разделять время на прошлое, настоящее, будущее. Да, вечность для нас – это будущее, она ещё когда-нибудь наступит. Но, когда вечность наступит, уже не будет прежнего, настоящего, будущего – будет единственное вечное, божественное «сейчас», когда мы будем участвовать в жизни самого Бога.

Интересно об этой вечности размышляет и описывает её Григорий Нисский: «В нынешней жизни есть много вещей, нужных для жизни: время, воздух, место, еда и питье, одежда, солнце, светила. Однако ни одна из них не является Богом, то есть ни одна из наших потребностей не может нас полностью удовлетворить, ни одна из них не является Богом. А для блаженства, которого мы ожидаем, не нужно ни одной из этих вещей, ведь божественная природа будет для нас всем и вместо всего, даря себя в соответствии с каждой потребностью той жизни».

Мы созданы для вечности и здесь, на земле, готовимся к этой вечности. Мы призваны к этому блаженству, об этом слышим из уст святого Григория Нисского. Но горе тем, которые отвергнут это блаженство, живя здесь, на земле. Мы живём на земле, чтобы Бога познать, полюбить и своей земной жизнью подготовиться к участию в будущей вечной жизни, в жизни самого Бога.

Вечным будет как блаженство призванных, так и мука тех, кто от него откажется

Однако вечным будет как блаженство, к которому мы призваны, так, к сожалению, и вечной будет мука для тех, кто откажется от приглашения к вечному счастью, что Господь Бог нам открывает. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Он нам подготовил царство блаженство будущего возраста ещё перед созданием мира, ещё до того, как создал мир и человека. Он зовёт нас унаследовать царство. Говорит: «Придите, благословенные Отца Моего, и наследуйте царство, подготовленное вам от создания мира».

Поэтому давайте не отбрасывать этого приглашения! Ибо время, что мы живём здесь, на земле, короткое, его нельзя сравнить с вечностью будущего возраста. Время на земле – семьдесят или сто лет – это лишь миг, уходящий с вечностью, к которой мы призваны и которую ожидаем. Пусть для каждого из нас, верующих, для каждого из нас, ожидающих, для каждого из нас, надеющихся, эта вечность будет блаженной и счастливой. Именно надежда на вечное блаженство, на вечную жизнь в Боге является содержанием христианской надежды, которая никогда нас не подведёт. Пусть эта надежда, это ожидание жизни будущего возраста будет силой христианина, чтобы преодолеть все неудобства, все трудности нашей земной жизни, потому что блаженная вечность всех нас ждёт.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...