«Символ веры»: значение и происхождение

четверг, 07 января 2021, 19:42
В 33-ем выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ начал серию размышлений над «Символом веры». В частности, пояснил значение и происхождение Никео-Константинопольского «Символа веры», который мы торжественно поём во время Божественной Литургии и называем молитвой «Верую». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Слава Иисусу Христу!

Дорогие во Христе братья и сёстры, в предыдущих размышлениях мы сосредоточились на двух важнейших истинах христианской веры, которые обозначают нас как христиан. Это вера в одного Бога в трёх лицах и вера в нисходжение, воплощение Иисуса Христа и в то, что Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, стал человеком.

Сегодня я бы хотел поразмышлять над «Символом веры», который в себе объединяет, раскрывает и доносит до нас эти две истины – таинство Троицы и таинство воплощения Сына Божия.

Значение слова «символ»

Понятие «символ» – греческого происхождения и означает «объединять», «составлять вместе». Это слово употреблялось в ранние века христианства для того, чтобы можно было понять, кем является человек, с которым я общаюсь. Когда кто-то хотел представиться как принадлежащий к той же христианской общинё, к той самой Церкви, должен был представить свой символ веры.

Слово «символ» буквально означает «восстановление целостности сломанной печати». Когда ломается печать, кто-то получает одну часть, а другой – вторую часть, и для того, чтобы можно было представиться, а затем признать себя членом той самой действительности, люди пытались соединить две части единой печати. Если их можно было сложить – это был знак идентификации человека, верящего в то же, что и я.

Так же делали, когда разбивали на две части монету. Поэтому человек, чтобы идентифицировать себя, прикладывала свою часть монеты к другой части. Если выходила целостная монета, то это означало, что он принадлежит с тобой к одной Церкви и веры в того же Бога.

Интересно, что подобный способ идентификации использовали наши священники и епископы в подпольной Церкви, когда нужно было принять человека, которого они лично не знали. Прикладывая свою часть символа, он представлялась лицом, принадлежащим к тому же сообществу, в котором живёшь и действуешь ты.

Символом веры человека вводили в таинство христианской веры

«Символ веры», в его современном понимании, был определённым способом введения человека в таинства христианской веры, готовя его к Крещению. Он всегда был крещальным символом, кратко суммировал все главные истины, важные истины, в которые верит настоящий христианин. Перед Тайной Крещения в ранние века христианства совершали обряд передачи «Символа веры», то есть краткого изложения главной сути христианской веры. Этот обряд назывался моментом Предания, или Традиции. Понятие церковной Традиции происходит от обряда передачи «Символа веры» тому, кто готовится принять Таинство Крещения. Все ранние Церкви имели такие краткие изложения, которые суммировали, во что верит Христова Церковь. Каждая ранняя Церковь имела свой способ, как подытожить эту веру и передать тому, кто крестится.

Святой Кирилл Иерусалимский, великий учитель и проповедник предкрещального катехизиса Иерусалимской Церкви IV века, говорит, что «Символ веры» подобен зерну горчицы, которое имеет в себе, будучи даже очень маленьким, зародыш полноты христианской веры – кратко передаёт, объясняет новоокрещённому важнейшие истины, в которые верит Христова Церковь.

Никео-Цареградский «Символ веры», или молитва «Верую»

Мы используем сегодня в наших богослужениях и передаём тем, кто принимает Таинство Крещения, Никео-Цареградский «Символ веры». Развиваясь, Христова Церковь должна была каждый раз глубже объяснять, во что она верит, порой, даже опровергая различные ошибки, отвечая на различные упрёки ли преодолевая различные ереси. Никео-Цареградский «Символ веры» был сформирован на двух Вселенских Соборах, когда все ранние поместные Церкви, собравшись вместе, сопоставили свои крещальные «Символы веры» и разработали один-единственный, который мог бы идентифицировать в новых обстоятельствах члена Христовой Вселенской Церкви.

Можно сказать, что, кто сегодня исповедует тот «Символ веры», который мы получили от ранней Церкви на Вселенских Соборах, в частности Никейский и Константинопольский IV века, верит точно так же, как апостолы, как Пречистая Дева Мария и как ранние христиане. В том «Символе веры» мы можем сегодня перенять полноту апостольской традиции и показать, что наша вера совпадает, соединяется с верой христианской Церкви так, как две части одной печати или монеты, как полнота вселенской веры Христовой Церкви.

Никео-Цареградский «Символ веры» передаёт нам те главные элементы – Троицы и воплощения Сына Божия, о которых мы говорили с самого начала. «Символ веры» имеет 12 членов, то есть 12 частей, в которых мы признаём шесть главных элементов Христовой веры. Мы исповедуем веру в Троицу – Отца, и Сына, и Святого Духа. Мы исповедуем веру в единую святую соборную и апостольскую Церковь. Мы исповедуем нашу веру в одно Крещение во оставление грехов. И мы исповедуем веру в ожидании второго и славного пришествия Иисуса Христа, воскрешения мёртвых и жизни будущего века.

Наш «Символ веры» суммирует то, что Христова Церковь переняла от апостолов и передала неизменным и уточнённым до наших дней, чтобы мы имели истинное понимание и могли познать того Бога, которого объявил нам Иисус Христос силою и действием Святого Духа, – нашего единственного Бога в трёх лицах. Из «Символа веры» мы не просто перенимаем эту веру, но и стараемся её узнать и в ней расти. Мы торжественно поём этот «Символ веры» как молитву «Верую» во время Божественной Литургии. В следующих наших размышлениях мы постараемся глубже познать 12 членов «Символа веры» и лучше понять Божье откровение и истины нашей веры, которые нам в нём переданы.

До следующей встречи!

Слава Иисусу Христу!

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...