«Символ веры»: значение события Воскресения Иисуса Христа для верующего человека

воскресенье, 07 февраля 2021, 20:58
В 38-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ размышлял над пятым членом «Символа веры»: «И воскресшего в третий день, по Писанию». Ниже предлагаем текстовую версию катехизиса.

Христос родился!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие путями веры апостолов, учителей Церкви, – путями Никео-Константинопольского «Символа веры». Сегодня я приглашаю вас поразмышлять над пятым членом «Символа веры», который так торжественно, почти радостным пением говорит нам о том, что Христос воскрес в третий день, по Писанию.

Воскрешение Христа – центральное событие

Недаром Воскресение Иисуса Христа стало отдельным членом «Символа веры», отдельной духовной остановкой в ​​нашем путешествии. Ведь Господнее Воскресение – это центральное событие всей истории спасения. Оно было и является главным содержанием проповеди когда-то апостолов, а сегодня – Христовой Церкви. Если бы мы себя спросили, о чём говорили апостолы, которые из Иерусалима разошлись по всему миру, чтобы проповедовать Евангелие, то ответ был бы таким: «Они говорили, что Христос воскрес из мёртвых. Они были свидетелями этого события».

Апостолы и мы, их преемники, являемся теми, кто видел Воскресшего – Того, кого они несколько дней ранее видели во время Его ареста; от кого они убегали, спасая свою жизнь, когда видели Его страсти; кого Иоанн вместе с Пречистой Девой Марией и Марией Магдалиной оплакивали под крестом, вглядываясь в его измученное лицо. Того самого, в том же теле, обозначенном ранами распятия, они сегодня встречают как живого, воскресшего, который победно выходит из запечатанного гроба.

О Воскресении Иисуса Христа мы читаем во всех Евангелиях как о главном событии, о котором евангелисты хотели рассказать нам. Я помню одного своего учителя, который говорил, что Евангелие – это рассказ о страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа с большим вступлением. Каждый евангелист по-своему составляет это вступление, но все вместе единым сердцем и устами сообщают нам о том, что Христос воскрес из мёртвых.

Воскресению предшествовало погребение Иисуса и сошествия Его в ад

В наших предыдущих размышлениях мы видели нашего Спасителя, которого сняли с креста и положили в гроб. Погребение Иисуса Христа – очень важный поворотный момент в этом движении к жизни, которое возвещает нам Христова Церковь как о пасхе. Мы уже говорили, что страдания, смерть и Воскресение вместе составляют одно-единственное пасхальное таинство. Христос воскрес именно потому, что мог пройти сквозь смерть, уничтожить её, показать, что смерть – это не конец, а «Пасха», то есть «переход». Как когда-то Израиль прошёл через Красное море, так и мы должны и призваны пройти через смерть, для того чтобы выйти из неё живыми, воскресшими вместе с нашим воскресшим Спасителем.

Будучи положенным телесно во гробе, Иисус Христос сошёл в глубины ада. Собственно, в восточной византийской традиции иконой Воскресения мы часто называем икону «Сошествие Христа в ад». Ад – это не пекло, не место или, скорее, состояние вечной казни и муки. Нет. Ад – это состояние ожидания, в котором пребывали все ветхозаветные праведники. Это состояние ожидания Мессии, который должен прийти и вывести их из страны тьмы, где люди надеялись на освобождение и вывод их в воскресение.

Икона «Сошествие Христа в ад» показывает нам прославленного, воскресшего Спасителя, который держит за руку Адама и Еву, выводя, вынимая их из гробов. Христос, воскреснув, показывает нам, что воскресшение ждёт каждого из нас. Воскресение Иисуса Христа – заверение воскрешения каждого из нас.

Явление Христа после Воскресения

В своём Воскресении Господь наш Иисус Христос являлся сорок дней своим апостолам, показывая им своё прославленное воскресшее Тело. Мы вспоминаем это событие с неверием, а позже исповедью веры святого апостола Фомы. Его не было в то время, когда Церковь перенимала от жён-мироносиц и Марии Магдалины известие о том, что гроб пуст и Христос воскрес. Спаситель, явившись позже, пригласил апостола Фому прикоснуться к Его прославленному телу, к тому боку, из которого выливается таинственная жизнь Церкви, к Его ранам и стать верующим, а не неверующим.

В этом явлении Христос вспомнит и каждого из нас. Он скажет этому апостолу: «Ты видел, поэтому веришь. Однако блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Вера в Воскресение – необходимое условие спасения

Вера в Воскресение Иисуса Христа является необходимым условием нашего спасения. Апостолы с самого начала провозглашали, что, для того чтобы спастись, надо верить, что Христос воскрес из мёртвых. Вера в Воскресение – это самая высшая вера и вершина христианской веры. Говорит апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша».

Поэтому такое важное и радостное это событие для всего человечества. Христос выводит из глубин ада всё человечество, жившее на земле до Его прихода, и открывает путь в воскрешение всем, кто воспринимает весть о Его Воскресении, которое уже произошло. Благодаря проповеди Церкви мы сегодня можем пережить встречу с воскресшим Христом так же, как пережили апостолы в Иерусалиме в первые дни после Воскрешения Спасителя и понесли эту весть до края земли.

Пусть эта апостольская проповедь и исповедь веры в воскресшего Христа будет силой нашей христианской веры сегодня и в будущем. Тогда мы вместе сможем проповедовать и исповедовать истину, что Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

 

† Святослав

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...