«Служить – это единственная привилегия, которой истинные христиане ищут в земной жизни», – проповедь Главы УГКЦ в Пятое воскресенье Великого поста

понедельник, 06 апреля 2020, 22:39
Пить чашу Господню – означает сегодня осуществлять ту миссию, которую мы получили в Таинстве крещения. Служить – это самая высокая и единственная привилегия, которой истинные христиане ищут в этой земной жизни...

Преосвященные владыки,

всечестные отцы,

дорогие во Христе братья и сёстры,

Слава Иисусу Христу!

В книгах Священного писания мы находим один очень глубокий и важный символ, с помощью которого слово Божие объясняет нам то, как Господь входит в единство жизни, общение с человеком. Этим символом является чаша. Об этом говорят нам книги пророков. О чаше мы также слышим в последней книге Нового завета. О символе чаши говорит нам Книга откровения. Что он означает? И что он сегодня нам в Божьем слове сообщает?

Прежде всего, чаша – означает жизнь. Причащаться чаши, которую даёт Господь Бог, – значит вечно жить, участвовать в вечной жизни самого Бога.

Чаша может также означать обстоятельства, в которых человек живёт свою человеческую жизнь. Иногда книга Священного Писания говорит о горькой чаше, чаше человеческой судьбы. Даже иногда о чаше гнева Господня, как следствие горьких плодов грехов человека. Чашу собственного греха пьёт грешник и чувствует всю трагедию, всю горечь своей грешной немощной жизни. 

Но чаша также может означать миссию, задачи, призвание, то, как Господь поручает человеку поступить. Чаша как проявление новой жизни, которую Господь Бог вливает в человека.

И вот сегодня, слушая слово Божие, из уст нашего Спасителя мы дважды слышим о чаше. Но этот символ Он употребляет в контексте оповещения своим ученикам о том, что с Ним произойдёт вот буквально через несколько дней.

Он говорит: «Вот идём в Иерусалим». И действительно, в следующее воскресенье мы увидим Христа, входящего в Иерусалим. Христос продолжает: «И Сын Человеческий предан будет... и убьют Его. И на третий день Он воскреснет».

То есть всё то, что с ним должно произойти в следующие дни, Он сообщает апостолам в виде символа чаши, которую Он идёт пить.

Этот символ снова вернётся в Гефсиманском саду, когда Он в кровавом поту будет молиться своему Небесному Отцу, гворя: «Отче, пусть минует меня чаша сия. Но пусть не моя будет воля, а Твоя». А чаша, о которой говорит Господь, – это Его пасхальное таинство. Его распятие, Его смерть. Но также Его трёхдневное и славное Воскресение.

Но интересно, что ученики понимают: идя в Иерусалим за Христом, они будут пить Его чашу. Но, возможно, они до конца не понимают, о чём им говорит Христос. Он их спрашивает: «Будете ли пить из той чаши, которую я пью, и будете креститься тем Крещением, которым я крещусь?» Они говорят: «Да, учитель». Но Он видит, что они не понимают, о чем говорят...

В конце говорит: Сын Человеческий идёт не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать свою жизнь, для искупления многих.

Отдать свою жизнь – это и чаша, которую Он идёт пить, и жизнь вечная, которую стремится подарить человеку. Затем чашу Он им подаст как чашу своей крови Нового Завета на Тайной вечере, сделает их участниками той чаши во оставление грехов и во имя жизни вечной.

Но поймут ли они до конца миссию и призвание, в котором будут участвовать только тогда, когда Христос выпьет эту чашу до конца. Когда к ним придёт в своем воскресшем теле и сделает их причастниками своего трёхдневного Воскресения.

Дорогие во Христе, быть христианином – значит испить чашу Господню, быть причастниками вечной жизни, которую Он нам подаёт даже сейчас, на этой Божественной Литургии. Но пить чашу Господню означает также исполнять в нашей повседневной жизни миссию того же служения, которое оказывал и оказывает всегда наш Спаситель.

Нельзя быть причастником Его чаши, не будучи причастником служения как последнего раба для тех, кто нуждается в этом служении. Он говорит: «Вы знаете, что те, которых считают князьями народов, верховодят ними, и вельможи притесняют их. Не так оно пусть будет у вас, но если кто-то хочет стать великим, да будет вам слугою; и кто из вашей среды хочет быть первым, пусть будет рабом всех».

Сейчас есть момент Божественной литургии, когда Он снова к нам придёт, чтобы нам послужить. Омыть наши раны и немощи, чтобы нам послужить в момент нашего страха, растерянности. Чтобы в очередной раз дать нам свою жизнь.

Но так же Он будет просить, приглашать нас после окончания этой Божественной литургии продолжать Его служение в мире. Тогда наступит наша очередь, чтобы не нам служили, но мы послужили другим. Если потребуется, то отдать свою жизнь.

Когда Марк писал эти слова Евангелия, в ушах первых христиан «пить чашу Господню» и принимать Его крещение означало быть готовым на смерть, быть готовым отдать свою жизнь, показав присутствие живого Бога среди людей и начало Его Царства между нами.

Пить чашу Господню – означает сегодня осуществлять ту миссию, которую мы получили в Таинстве крещения.

Служить – это самая высокая и единственная привилегия, которой истинные христиане ищут в этой земной жизни.

Дорогие во Христе, сейчас, в этих обстоятельствах мировой пандемии, человечество пьёт горькую чашу. Возможно, мы ещё даже не почувствовали до конца эту горечь. Мы испытываем различные ограничения, чувствуем, что должны менять наши привычки, даже должны иногда не быть в храме, а стоять во дворе, чтобы помолиться. Быть дома на молитве.

Но во время этой горькой чаши, которую пьёт сегодня человечество, мы – христиане – должны себя спросить, к какой миссии, к какому служению сегодня нас с вами призывает Господь? Что Он сегодня делает, чтобы нам вместе с ним исполнить это Божье дело.

Видимо, до конца ответ на этот вопрос каждый сам должен найти. Потому что каждому из нас Господь даёт особую задачу – служение другому человеку. Но мы чувствуем сегодня, что последствия этой болезни проявляются не только на теле. Мы видим, что мировая экономика остановилась. Одним из последствий этого испытания будет действительно непростая жизнь современного украинца на своей родной земле.

Многие семьи, которые сегодня вынуждены не работать и просто не имеют средств к существованию. Мы знаем, что крупнейшими инвесторами в экономику Украины были наши заробитчане, многие из которых сегодня больше не имеют возможности послужить своим родным и своей родине.

Нас ждут сложные времена великого экономического кризиса. Нас ждут непростые времена и нашего государственного строительства.

Мы молимся за наиболее уязвимых лиц по этой болезни. И просили их оставаться дома, а мы как христиане хотели им послужить, чтобы сохранить их здоровье. Но сегодня мы как Церковь должны подумать, как нам, христианам Украины, послужить наиболее социально незащищённым людям в нашей стране. Ведь завтра тех, у кого не будет денег на ежедневный хлеб, будет очень много. И мы уже сейчас должны задуматься, как нам послужить тем, кто будет в наибольшей нужде.

Поэтому сегодня хочу выразить искреннюю благодарность нашим мирянам, которые в обстоятельствах карантина нашли различные способы, как осуществлять своё христианское служение, как поддержать своими пожертвованиями социальное служение Церкви, как своими пожертвованиями онлайн поделиться даже своим с теми, кто нуждается в нашей поддержке.

Пить чашу Господню – означает каждому почувствовать ответственность не только за здоровье, но и за жизнь наиболее нуждающихся рядом с нами.

Мы должны послужить и, если будет нужно, то и отдать то, что мы имеем, что мы умеем, что мы знаем, и наконец то, кем мы являемся. Только тогда мы исполним ту задачу, ту миссию, которую сегодня сам Христос идёт совершать в отношении каждого из нас. Когда мы даём милостыню, то осуществляем наше служение самому Богу, наше богослужение.

Тот, кто получает помощь от нас, чувствует, что в трудную минуту Бог о нём не забыл, что руками христианина сам Христос о нём вспомнил, позаботился, послужил и спас.

Если мы послужим тем, кто в беде, то сможем стать свидетелями присутствия между нами самого Сына Божия. Дела милосердия христианина станут светом надежды для современного человечества – надежды, что эта тяжёлая волна не вечна, что грусть страдания превратится в радость воскресения. Служение христианскими делами милосердия станет источником надежды для нашего народа в эти трудные времена. Пусть наша Церковь, будучи средоточием социального служения и помощи нуждающимся, станет носителем этой радости и надежды!

Мы сегодня просим нашего Спасителя, который идёт в Иерусалим, чтобы Он пришёл к нам, на нашу землю, в нашу Украину, и дал надежду тем, кто её теряют. Помог нам, христианам, накормить голодных, одеть нагих, совершить наше служение, которое вытекает из его евхаристической Чаши и из нашего Крещения. Потому Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но – ослужить и отдать свою жизнь для искупления многих.

Аминь.

Слава Иисусу Христу!

+ СВЯТОСЛАВ

Патриарший собор Воскресения Христова,

5 апреля 2020 года Божьего


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...