«Сопричастие и единство в жизни и служении УГКЦ», – Послание Синода Епископов УГКЦ 2019 года

среды, 18 сентября 2019, 12:39
Как плод тысячелетней истории поисков, радости и страданий нашего украинского народа, его сыновья и дочери разлетелись по всему миру. Разные были причины такого расселения. Одни наши люди искали лучшей доли на чужбине, другие были вынуждены покинуть родной край из-за тяжёлых кровавых войн и опустошения. Многие были насильственно изгнаны, депортированы, вывезены или заключены далеко на чужбине. Современная жизнь нашего государства обозначена новой мощной волной эмиграции, в результате которой миллионы украинцев формируют новые общины в тех странах, о которых мы даже порой и не слышали.

Во всех этих сложных, иногда трагических, обстоятельствах Церковь шла вместе со своими детьми...

Исх. ВА 19/248

«Сопричастие и единство в жизни и служении УГКЦ»

Послание Синода Епископов

Украинской Греко-Католической Церкви 2019

к духовенству, монашеству и мирянам

 

Всесветлейшие и Всечестнейшие отцы!

Преподобные братья и сёстры в монашестве!

Дорогие братья и сёстры во Христе!

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Как плод тысячелетней истории поисков, радости и страданий нашего украинского народа, его сыновья и дочери разлетелись по всему миру. Разные были причины такого расселения. Одни наши люди искали лучшей доли на чужбине, другие были вынуждены покинуть родной край из-за тяжёлых кровавых войн и опустошения. Многие были насильственно изгнаны, депортированы, вывезены или заключены далеко на чужбине. Современная жизнь нашего государства обозначена новой мощной волной эмиграции, в результате которой миллионы украинцев формируют новые общины в тех странах, о которых мы даже порой и не слышали.

Во всех этих сложных, иногда трагических, обстоятельствах Церковь шла вместе со своими детьми. А её сыновья и дочери распространили её присутствие на всех континентах земного шара. По призыву и поручению своих владык за нашим верующими по миру шли священники, монахи и монахини, чтобы нести людям слово Божее и благодать Святого Духа в Таинстве, давая свидетельства деятельного харитативного служения. Наши верные строили своё бытие на новых землях, сохраняя духовное наследие и лелея христианскую культуру. Не случайно первое, что они делали, когда оказывались в странах новых поселений, – это строили свои храмы. Сегодня они показывают, что храм, место встречи человека с Богом, был и есть для нашего народа пространством, где бьется сердце украинского общества. Церковь является центром, вокруг которого группируется мировое украинское общество. Длинными веками именно Украинская Греко-Католическая Церковь была пространством единства для нашего народа, того единства, что роднило украинцев Канады и США со своими братьями в Латинской Америке и Австралии, Западной Европе, Казахстане и далекой Сибири. А всем им, по словам патриарха Иосифа, Церковь давала возможность далеко на чужбине «быть собой», потому что создавала силой Святого Духа таинственную и животворящую связь со своими корнями на родной земле, с истоками христианской жизни в водах Днепра.

Благодаря тому, что мы сохранили свои корни и не потерялись среди других народов, мы стали им интересны, обогащая культуру и духовность стран нашего нового поселения и приглашая к участию в них представителей других народов. Тысячи сыновей и дочерей нашей Церкви, что по своему происхождению не были украинцами, полюбили наше христианское наследие, укоренились в традиции Киевского христианства Владимирова крещения. Таким образом, Украинская Греко-Католическая Церковь вышла за пределы Родины, заговорила на разных языках с разными народами и стала матерью и учительницей для людей многих национальностей и культур.

Мы сегодня возносим благодарность Богу за «Его дар несказанный» (ср. 2 Кор. 9, 15), осознавая, что наша Церковь уже не является локальной, ограниченной определённой территорией или пастырским контекстом. Сегодня она является одновременно глобальной и поместной, украинской и многонациональной. Однако такими нас делает не география обитания, не общественные организации или человеческие институты, и не разнообразие опыта или структура сообщества. Всем этим мы обязаны внутреннему единству нашей Церкви. Это единство, которое делает одним целым «в рассеянии сущих»; которое связывает людей, различных по происхождению, языку и культуре; которое возможно только в Церкви – таинстве единства человеческого рода, что совершается силой и действием Святого Духа.

Осознание важности беречь это единство, поиск лучших путей, для того чтобы способствовать его утверждению и укреплению, было, собственно, главной темой нашего Синода Епископов, который проходил в Вечном городе Риме с 1 по 10 сентября 2019 года.

ЦЕРКОВЬ – СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ,

КОТОРЫХ САМ ГОСПОДЬ СОБИРАЕТ СО ВСЕХ СТОРОН СВЕТА

Слово «Церковь» (с греческого εκκλησια) означает «созыв», «сообщество призванных». В контексте книг Нового Завета речь идёт, прежде всего, о сообществе верующих, тех людей, которых сам Господь собирает со всех сторон мира (ср. Катехизис Католической Церкви, 751-752). Итак, по своей сути, церковная община – это единство и общение тех, кто «суть Божии».

В сообществе Церкви внутренняя связь между её членами является иконой единства Божественных Лиц Пресвятой Троицы, которая осуществляется силой и действием Святого Духа. Так о первом иерусалимском сообществе Христовых учеников написано в Деяниях апостолов, «община верных была одно сердце и одна душа, и ни один не называл своим что-то из того, что кому-то принадлежало, но всё у них было общее» (Деян. 4, 32).

Святой Григорий Богослов говорит, что именa Лиц Пресвятой Троицы есть ничто иное, как названия отношений, в которых они находятся между собой [см. Слово 29 (3 богословское), 16]. Именно отношение раскрывает и объявляет лицо. Подобно и в контексте церковного сопричастия каждый христианин получает своё имя, когда в святых Таинствах Крещения и Миропомазания входит в сообщество Церкви, в которой становится причастником Евхаристической трапезы.

Только ведомый благодатью Святого Духа человек может научиться любить Бога и ближнего и творить единство с тем, кого любит. Только через такое единение любви (vinculum caritatis), как его описывает св. Августин (Tractatus in Ioannem, VI, n. 13), человек сможет осознать собственную идентичность и принадлежность или причастность к определённой церковной общине, чувствовать боль и потребности ближнего, вместе переживать Божье присутствие и общий религиозный опыт.

Мы часто говорим, что быть членом Восточной Католической Церкви – это особый способ быть христианином. Таким образом христианское благочестие Киевской Церкви имеет специфические проявления и уровни, как, например, её поместность, синодальность, глобальность в единстве-сопричастии с Преемником апостола Петра. Папа Римский является высшим служителем и живым средоточием единства и сопричастия всей Вселенской Церкви. Благодаря этому вселенскому единству, благодаря опеке над нашей Церковью Вселенского Архиерея наша поместная Церковь успешно развивается в своей глобальности.

Вершиной и глубоким проявлением единства Церкви Христовой и ее природы является Евхаристия. Евхаристический хлеб – это видимый знак и символ церковного единства. Уже апостол Павел писал: «Один хлеб, – мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16-17). Подобные слова читаем в известной евхаристической молитве одного из древнейших памятников раннехристианской литературы, известной под названием «Дидахе»: «Как этот разломанный хлеб был рассеян над горами и собран в единое, так пусть будет собрана и Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое, потому что Ваша слава и сила чрез Иисуса Христа вовеки» (9, 4).

Сопричастие-единство Христовой Церкви, составляет самую её суть, проявляется в её пастырском служении. Наше свидетельство Церкви истинно, когда приоритетом нашего служения является спасение душ, то есть сочетание человека с Богом в единстве сообщества детей Божьих. Любое действие или поступок члена Церкви, противоречащие этой цели, например, попытки отмежеваться от сообщества, закрыться на собственных потребностях или потребностях своего прихода, епархии или страны, попытки подчеркнуть какое-то превосходство одного её члена над другим, будут всегда осуждаться как нечто нецерковное, противоестественное и несовместимое с церковным бытием. Это подчёркивает апостол Павел: «Ибо мы крестились в одном Духе, чтобы быть одним телом, будь то иудеи или греки, рабы или свободные, и все мы были напоены одним только Духом. Тело ведь состоит не из одного только члена, а из многих... Не может глаз руке сказать: "Ты мне не нужна", или голова ногам: "Вы мне не нужны"... И как страдает один член, страдают все с ним члены; и как один член в славе, радуются им все члены. Вы же – тело Христово и члены каждый в частности» (1 Кор. 12, 13-27).

Если бы апостол народов был сегодня с нами, он задал бы те же вопросы нам, но, видимо, по-другому. Говоря о том, что если страдает один член, то болеет всё тело, и когда радуется один член – то с ним радуются все, он, возможно, спросил бы нас: «Может ли сказать Эдмонтонская епархия Донецкому экзархату: "Ты мне не нужен"? Может ли заявить Черновицкая епархия Куритибской митрополии: "Твои проблемы меня не волнуют"? Может ли сказать Мельбурнская епархия Крымскому экзархату: "Я тебя не знаю"?» Таких вопросов мы можем задать себе, своей совести много, но в каждом из них должен быть один решительный ответ – «Нет»!

Мы сегодня можем убедиться, что когда Украина истекает кровью, когда наши лучшие сыновья и дочери отдают за неё свою жизнь, когда миллионы людей вынуждены покинуть свои дома, когда многие украинцы оказываются в плену и как узники совести страдают во враждебных застенках, когда есть тысячи погибших и десятки тысяч раненых, когда поражено войной почти всё украинское общество, – то с нами страдает наша Церковь во всём мире. Когда нашим приоритетом является провозглашение Христова Евангелия, спасения и освящения человеческих душ во имя Божьей истины, когда нужно защищать достоинство человека, права украинского работника в любой стране мира, – то вся наша Церковь-мать, наши епископы, духовенство и миряне призваны быть голосом тех, которых его лишили. Когда нужно удовлетворить пастырские потребности наших верующих в Австралии или Великобритании, Польше или Канаде, Аргентине или Казахстане, – духовенство и монашество отправляется в апостольские путешествия провозглашать Евангелие Христово на край Земли.

УРОВНИ ЦЕРКОВНОГО СОПРИЧАСТИЯ И ПОМЕСТНОЙ УГКЦ

Базовый и важнейший уровень общения члены нашей Церкви переживают в собственном приходе. Все качества живого прихода, как сообщества сообществ, помогают каждому человеку почувствовать себя любимым членом Божьей семьи. Здесь каждый верный лично идентифицирует себя с нашей Церковью. Важным служителем церковного общения является пастырь, который строит сообщество прихода и которому в этом помогают все верующие. Мы хорошо знаем, сколько усилий нужно приложить всем членам приходской общины, чтобы сплотить общество, и как легко это разрушить.

Ни один приход не может существовать как самодостаточная, отделённая в собственной зоне комфорта структура. Приход является базовой клеткой епархиального сообщества, которое строит и лично возглавляет местный епископ. В епархии служителем сопричастия-единства является правящий архиерей, который в свою очередь находится в полном единстве с Главой собственной поместной Церкви, со Вселенским Архиереем и всей коллегией католических епископов, которые выполняют своё апостольское служение во всех уголках мира. Если епархия разобщена и между епископом и духовенством не хватает общения, доверия и братского единения, то такую ​​епархию можно считать глубоко раненной. Поэтому первые и важнейшие усилия архиерея должны быть направлены на сплочение епархиального сообщества во всех измерениях его жизни, а именно: на углубление духовной жизни вроде общения в любви Лиц Пресвятой Троицы и по примеру первой христианской общины учеников Христовых в Иерусалиме (ср. Деян. 2 , 46-47, 4, 32); на выработку единодушного видения миссии епархии, координации человеческих, духовных и материальных даров для этой миссии, а затем воплощение её в жизнь совместными усилиями духовенства и мирян вместе со своим пастырем.

Синодальное устройство Украинской Греко-Католической Церкви – уникальное пространство создания глобального единства нашей поместной Церкви. Святейший Отец Франциск подчеркнул, что «недостаточно только иметь Синод, нужно быть Синодом» Синод является всецерковным действием, которое в нашем случае имеет глобальное измерение. Участвуя в Синоде, каждый епископ представляет не себя или частные мнения: он становится голосом своего епархиального сообщества. Поэтому, вернувшись с сессии, владыка передаёт дух синодальных решений, чтобы путём собственного ежедневного служения сделать епархию и каждого её члена живыми участниками синодального действия. Участие епископов в Синоде не ограничивается их присутствием. Действовать синодально – означает проникнуться ответственностью за служение нашей Церкви в каждой епархии и каждом экзархате и за жизнь и духовную опеку наших верных в тех странах, где ещё нет наших структур. Действовать синодально – означает проникнуться болями и радостями всей нашей Церкви и её сохранности. Быть Синодом – означает «идти общим путём» и быть одним целым даже тогда, когда владыки возвращаются домой. Это действительно великий дар Божий, мы имеем возможность постоянно шагать вместе с нашим духовенством, монашеством и мирянами, в единстве между собой, несмотря на то, что живём в разных частях мира.

Патриарший Собор, который мы созываем каждые пять лет – это еще одно важное Всецерковное пространство общения всего нашего церковного тела. Это особый момент глобального слушания, когда епархиальные сообщества могут принять участие в соборовании всей нашей Церкви напрямую, через избранных делегатов, которые совместно с пастырями осуществляют на своём уровне ответственность за жизнь своей Церкви в различных частях мира. Несмотря на то, что резолюции Патриаршего Собора имеют совещательный характер, они являются ценным голосом одного тела нашей Церкви.

 Глава и Отец нашей поместной Церкви является знаком и служителем ее глобального единства, сопричастия и развития. Это мы особенно ярко видим на примере служения праведного митрополита Андрея Шептицкого и исповедника веры патриарха Иосифа Слипого. Глава Церкви возглавляет Синод Епископов и его деяния, созывает Синоды и Патриаршие Соборы. Он заботится о развитии каждой епархии и служит для обеспечения её потребностей. Провозглашает синодальные решения и церковные законы, которые обретают каноническую силу. Глава Церкви является гарантом полного и видимого сопричастия нашей Церкви с Преемником апостола Петра и имеет право и обязанность говорить от имени её полноты. Он служитель этого единения в любви всех частей нашей Церкви. Глава Церкви выполняет особое задание пастырской опеки над всеми верными, особенно теми, которые находятся вне церковных структур. Чтобы эта опека была должнойм и своевременной, Глава Церкви призван заботиться о создании соответствующих пастырских ячеек, а затем об образовании новых церковных структур там, где этого требует добро верующих. Его особой опеке принадлежит литургическая жизнь нашей Церкви и обеспечение единодушия в совершении Божьего культа во всех её частях. Но больше всего, он призван быть искренним верным братом для своих собратьев в епископстве и хорошим духовным отцом для всей церковной общины.

Дорогие во Христе! Церковное единство является живым отношением любви Бога и ближнего, над которым нужно постоянно бдить, его строить и в нём непрестанно расти. Только вырастая в сопричастии и единстве нашей Церкви, можно узнать полностью её идентичность – это наш особый способ бытия христианами. Каждый член нашей Церкви, наши приходы, епархии и митрополии настолько глубоко смогут «быть собой», не ассимилироваться в этом глобальном мире, сохранить собственную тождественность, уметь ее передать новым поколениям и делиться ею с другими народами, насколько мы будем ценить, строить и оберегать внутреннее единство глобального сообщества УГКЦ.

Внутреннее единство УГКЦ является синонимом её силы и развития, необходимым условием её жизни и осуществлением её миссии. «В единстве сила народа, Боже, нам единство подай», – звучат слова народной песни-молитвы.

Венцом развития и зрелости поместной Восточной Церкви является её патриаршее устройство и достоинство. Наш патриархат строится именно на основе развития и неуклонного укрепления внутреннего единства нашей Церкви на всех уровнях. Здесь уместен красноречивый лозунг патриаршего мирянского движения «За единство Церкви и народа». Ослабление этого единства, в частности с Церковью-матерью в Украине, неизбежно приведёт к ослаблению и фрагментации самой нашей церковной общины, замиранию её структур, к потере собственной идентичности и самих признаков глобальности.

Церковь, как таинственное Тело Христово, по своей природе является «таинством единства», к которому призвано всё человечество. Своими особыми дарами и нашим общим служением мы, духовенство, монашество и миряне, призваны способствовать развитию и укреплению сопричастия-единства Церкви на всех уровнях: от локального к глобальному, от поместного к вселенскому.

Пусть Господь поможет всем нам, в соответствии с собственным призванием или даром служения в нашей Церкви, быть носителями и строителями её внутреннего единства.

Благословение Господне на вас!

 

От имени Синода Епископов

Украинской Греко-Католической Церкви

† СВЯТОСЛАВ

 

Дано в Риме,

при Соборе св. Софии Премудрости Божией,

в день святого Августина, епископа Гипонского

и Собора преподобных отцов Печерских, покоящихся в дальних пещерах

10 сентября 2019 года Божьего

 

Отцам-пастырям поручаем зачитать верующим это Послание

тремя частями (согласно подразделений)

после каждой Божественной Литургии

в воскресенье, 6, 13 и 20 октября 2019 года Божия


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...