Совместная молитва: в чем её сила?

понедельник, 06 июля 2020, 15:24
В восьмом выпуске проекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава Церкви продолжил размышлять над способом молитвы. На этот раз Предстоятель УГКЦ рассказал о силе и величии совместной молитвы.

Дорогие во Христе братья и сёстры, достойные наши слушатели и зрители!

В предыдущих наших размышлениях мы с вами пытались понять, о чём надо молиться. Мы также говорили о том, что существует пять основных этапов молитвы, в которой мы обращаемся к Господу Богу с нашими просьбами. Эти пять шагов можно и даже нужно совершать каждый раз, когда мы становимся пред Богом и открываем перед Ним своё сердце, строя с Богом личные отношения. Мы благодарим Его, просим у Него прощения, молимся Ему о потребностях наших ближних и всей церкви. Также представляем Богу свои потребности и Его славим. Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на другой важный вид молитвы – совместную молитву.

Быть христианином – значит быть членом церковной общины

Мы знаем, что быть христианином – значит быть членом сообщества. Христианин – это не отдельное или закрытое на себе лицо, живущее своей частной, глубоко личной жизнью. К сожалению, в современном мире принято считать, что религия – это частное дело, о котором не нужно говорить в обществе или вспоминать в общении с людьми. Зато правда о том, кем является христианин, показывает, что все мы спасаемся как члены Божьего народа. Поэтому быть христианином – значит быть членом сообщества.

Церковь является собранием разных людей

Церковь как Божий народ является собранием людей всех культур, языков и частей мира. Греческое слово Εκκλησία (Церковь) означает «созыв». Поэтому каждый раз, когда мы молимся, даже наедине, мы должны осознавать единство церковной общины, к которой принадлежим. Важно задаться вопросом: «А к какой Церкви я себя причисляю; и знаю ли я тех, с кем творю это единое сообщество?» Христос говорил своим ученикам: «Там, где двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я среди них» (Мф 18, 20). Поэтому привычным и очень особым естественным проявлением содержания, сути и природы Церкви есть общее собрание на молитву.

Мы говорили также и о том, что учителем настоящей молитвы есть Святой Дух, а проявлением действия Святого Духа – единство объединенного сообщества. Поэтому-то столь важно сегодня чувствовать единого Духа, в Котором мы молимся, когда собираемся вместе.

Литургия – служение Бога человеку

Совместная молитва Церкви имеет особую силу, характер и значение. В частности, когда мы собираемся на Божественную Литургию, которую также называем Службой Божией. Именно в этот момент мы как бы включаемся в особенный и духовный динамизм. Божественная Литургия, или, как мы часто говорим, Евхаристическое богослужение, является делом Божиим. Поэтому тот, кто нас собирает, кто нас зовёт, Кто молится в нас, с нами и за нас, – это сам Иисус Христос. Служба Божья – это Его дело и Его служение, поэтому мы называем эту молитву Литургией.

Во время Литургии сам Сын Божий нисходит с небес к собранным во имя Его, чтобы им послужить. И поскольку мы имеем много личных потребностей, ран или каких-то нерешённых вопросов, именно Божественная Литургия является наилучшим моментом, чтобы представить Богу всё, что так нас беспокоит. Иными словами, это лучший момент, чтобы дать возможность Богу мне послужить, ответить на плач моей души из-за присутствия на Божественной Литургии. Поэтому в период карантина, когда мы не могли собираться на Литургию, мы чувствовали, что это неестественное состояние для жизни Христовой Церкви. Конечно, можно выдержать короткий период, подобно тому, как когда-то Церковь жила в моменты преследования. Но естественный способ быть Церковью означает находиться вместе в молитве во время Божественной Литургии.

Две литургические трапезы: Бог сходит к каждому лично

Сердцевиной Божественной Литургии есть трапеза Божия, когда мы слышим, что Бог нам говорит через своё Божественное Слово – Евангелие, которое провозглашается в наших храмах. Мы питаемся Божественным посланием, а священник, который провозглашает проповедь, помогает нам лучше его усвоить и понять. Кроме Божьего слова, есть трапеза Тела и Крови нашего Спасителя. Это тот момент, когда Господь Бог нисходит к каждому из нас лично, касается нас своим Телом и Кровью и делает нас единокровными и единотелесными с Ним. То есть во время Божественной Литургии мы становимся членами Церкви Христовой. Христос через Таинство Евхаристии делает наь Церковью и мы становимся её живыми членами.

Ранее в ехаристической молитве на изменение хлеба в Тело и вино – в Кровь Иисуса Христа были такие слова (или такая ​​аналогия): подобно тому, как зёрна хлеба или пшеницы, которые были разбросаны по бескрайним полям, долинам, собираются воедино и становятся одним-единственным хлебом, который затем превращается в Тело нашего Спасителя, так и мы с вами, будучи рассеянными, разбросанными, живя каждый в своём доме и семье, когда собираемся на Литургию и причащаемся единого Тела Христова и единой чаши Крови, – становимся с ним одним целым, то есть Церковью Христовой.

***

Поэтому в наше время, в частности, в период выхода из карантина, очень важно осознать именно общинное измерение Церкви. Когда мы собираемся на Литургию, сам Спаситель нисходить, чтобы взять на себя все наши боли, молитвы и просьбы, и лично их представить своему небесному Отцу. Христос как Глава Церкви и как Глава своего Тела молится в нас и вместе с нами, что движемся в молитвенной динамике по своему Главе. В завершение, приглашаю всех вас не бояться сблизиться с Богом и с сообществом Церкви. Пусть Дух Святой научит нас в это непростое время молиться с Церковью и в Церкви, со Христом и в Нём к нашему небесному Отцу. Аминь.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...