Совместное послание Папы Римского, Патриарха Константинопольского и архиепископа Кентерберийского в защиту создания

воскресенье, 12 сентября 2021, 16:29
Святейший Отец Папа Франциск, Его Святейшество Патриарх Константинопольский Варфоломей и архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби обратились к миру со своим первым совместным посланием в защиту создания. В нём христианские лидеры призывают верующих внести свой вклад в сохранение планеты для будущих поколений. Публикуем украинский перевод этого исторического документа.

Уже больше года мы испытываем на себе разрушительные последствия глобальной пандемии – все мы, бедные или богатые, сильные или слабые. Некоторые были более защищённым или менее защищённым, чем другие, но быстрое распространение инфекции означало, что мы зависели друг от друга в наших усилиях, чтобы оставаться в безопасности. Мы осознали, что перед лицом этой всемирной катастрофы никто не остаётся в безопасности, пока всё не находится в безопасности, и что наши действия на самом деле влияют друг на друга, и то, что мы делаем сегодня, влияет на то, что произойдёт завтра.

Это не новые уроки, но нам пришлось столкнуться с ними заново. Поэтому не будем терять время. Мы должны решить, какой мир мы хотим оставить будущим поколениям. Божее поручение таково: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Вт. 30, 19). Мы должны выбрать жизнь.

В сентябре многие христиане приобщаются к инициативе «Время создания», возможности молиться и заботиться о Божьем творении. Сейчас, когда мировые лидеры готовятся встретиться в ноябре в Глазго, чтобы обсудить будущее нашей планеты, мы молимся за них и размышляем, какой выбор мы все должны сделать. Именно поэтому как лидеры наших Церквей мы призываем каждого, независимо от их мировосприятия и вероисповедания, прислушаться к плачу Земли и бедных людей, проанализировать своё поведение и обязаться трудиться на благо Земли, которую Бог дал нам.

Важность устойчивого развития

В нашей совместной христианской традиции Святое Писание и святые предлагают новые горизонты для понимания как реалий настоящего, так и перспектив чего-то большего, чем то, что мы видим в данный момент. Концепция управления – индивидуальной или коллективной ответственности за наш дар Божий – представляет жизненно отправную точку для социальной, экономической и экологической устойчивости. В Новом Завете мы читаем о богатом и неразумном человеке, который держит большие запасы зерна, забывая о конце своей жизни (Лк.12, 13-21). Мы также знаем о блудном сыне, который растрачивает наследие отца и в конце концов голодает (Лк. 15, 11-32). Нас предупреждают о принятии краткосрочных решений и, казалось бы, недорогих вариантов строительства на песке, вместо того, чтобы строить на скале для нашего общего дома, который выдержит штормы (Мф. 7, 24-27). Эти истории приглашают нас обрести более широкий кругозор и распознать наше место в широкой истории человечества.

Но мы выбрали противоположное направление. Мы максимизируем наш собственный интерес за счёт будущих поколений. Концентрируясь на нашем богатстве, мы обнаруживаем, что долгосрочные активы, включая щедрость природы, истощаются, если их использовать для краткосрочных преимуществ. Технологии раскрыли новые возможности для прогресса, но и для накопления неограниченного богатства, и многие из нас ведут себя таким же образом, который демонстрирует очень мало заботы о других людях или ограничении планеты. Природа является выносливой, но очень деликатной. Мы уже являемся свидетелями последствий нашего отказа от её защиты и сохранения (Быт. 2, 15). Именно сейчас, в данный момент, мы имеем уникальную возможность покаяться, решительно вернуться, идти в противоположном направлении. Мы должны стремиться к щедрости и честности в образе жизни, труде и использовании денег вместо эгоистической корысти.

Влияние на людей, живущих в бедности

Текущий климатический кризис говорит нам о том, кто мы есть, как мы смотрим и относимся к Божьему творению. Мы стоим перед лицом сурового правосудия: потеря биологического разнообразия, деградация окружающей среды и климатические изменения становятся неотъемлемыми последствиями наших действий, как мы жадно потребляем больше ресурсов земли, чем планета может произвести. Но мы также встречаемся с глубокой несправедливостью: люди, на долю которых выпали наиболее катастрофические последствия этих злоупотреблений, являются самыми бедными на этой планете и несут наименьшую ответственность за их причинение. Мы служим Богу справедливости, который радуется своему творению и создаёт каждого человека по подобию Божию, но также Он слышит плач бедных людей. Соответственно, у нас внутри есть врождённый призыв реагировать на такую ​​сокрушительную несправедливость.

Сегодня мы расплачиваемся высокой ценой. Экстремальные погодные условия и природные катаклизмы последних месяцев с большой силой и количеством человеческих жертв заново показывают нам, что климатические изменения – это не только будущий вызов, но насущное и неотложное дело выживания. Экстремальные погодные условия, стихийные бедствия, такие как наводнения, пожары и засухи, угрожают целым континентам. Повышение уровня морей принуждает целые сообщества к переселению; циклоны опустошают целые регионы, унося жизни и средства к существованию. Вода стала в дефиците, а продовольственные запасы – опасными, что привело к конфликтам и миграции миллионов людей. Мы уже это видели в тех местах, где люди полагаются на небольшие сельскохозяйственные владения. Сегодня мы это наблюдаем в более промышленно развитых странах, где даже сложная инфраструктура не может полностью предотвратить чрезвычайные разрушения.

Завтра может быть хуже. Современные дети и подростки могут встретиться с катастрофическими последствиями, если мы сейчас не примем ответственности как «сотрудники у Бога» (Быт. 2, 4-7), чтобы поддержать наш мир. Мы слышим от молодых людей, которые понимают, что их будущее находится под угрозой. Ради них мы должны сделать выбор, мы должны выбрать: что есть, тратить, куда путешествовать, инвестировать и жить по-другому, думая не только о немедленном интересе и выгоде, но и о предстоящей пользе. Мы раскаиваемся в грехах нашего поколения. Мы стоим рядом с нашими младшими сёстрами и братьями по всему миру в преданной молитве и самоотверженно трудимся для будущего, которое ещё больше соответствует обещаниям Бога. 

Призыв к сотрудничеству

За время пандемии мы узнали, насколько мы уязвимы. Наши социальные системы были разрушены, и мы обнаружили, что не способны всё контролировать. Мы должны признать, что то, как мы используем деньги и организуем наши сообщества, не приносит пользы каждому. Мы чувствуем себя слабыми и тревожными, погруженными в серию кризисов: здравоохранения, окружающей среды, продовольственного, экономического и социального, которые тесно взаимосвязаны.

Эти кризисы ставят перед нами выбор. Мы находимся в уникальной позиции: либо заниматься ими с близорукостью и выгодой для себя, или же использовать это как возможность для конверсии и преобразования. Если мы будем думать о человечестве как о семье и работать вместе в направлении будущего, основываясь на общем благе, мы можем оказаться в совершенно другом мире. Вместе мы можем поделиться видением жизни, где всё процветает. Вместе мы можем действовать в любви, справедливости и милосердии. Вместе мы можем двигаться к более справедливому и полноценному обществу с теми, кто наиболее уязвим в центре.

Но это требует изменений. Каждый из нас в отдельности должен взять ответственность за то, как мы используем наши ресурсы. Этот путь требует ещё более тесного сотрудничества между всеми Церквами в их преданности заботе о творении. Вместе как сообщества, Церкви, города и нации, мы должны изменить маршрут и открыть новые пути для совместной работы, чтобы разрушить традиционные барьеры между народами, чтобы остановить конкуренцию за ресурсы и начать сотрудничество.

Тем, у кого более далеко идущие обязанности – возглавить администрации, управления компаниями, нанимать людей или инвестиционные фонды, – мы говорим: выбирайте прибыли, ориентированные на людей, идите на краткосрочные жертвы ради защиты всего нашего будущего, становитесь лидерами перехода к справедливой и устойчивой экономике. «Кому много даётся, с того и много спросится» (Лк. 12, 48).

Это первый раз, когда мы втроём чувствуем себя вынужденными вместе решать насущную проблему экологической устойчивости, её влияния на хроническую бедность и важность глобального сотрудничества. Вместе, от имени наших сообществ, мы обращаемся к сердцу и уму каждого христианина, каждого верующего и каждого человека доброй воли. Мы молимся за наших лидеров, которые соберутся вместе в Глазго, чтобы решить будущее нашей планеты и её людей. И снова, обращаясь к Священному Писанию: «Выберите жизнь, чтобы и ваши дети смогли жить» (Вт. 30, 19). Выбирать жизнь – значит идти на жертвы и проявлять сдержанность.

Все мы – кто и где бы из нас ни был – можем сыграть свою роль в изменении нашей коллективной реакции на беспрецедентную угрозу изменения климата и ухудшение состояния окружающей среды.

Забота о Божьем творении – духовное поручение, которое требует ответа с обязательством. Это критический момент. Будущее наших детей и будущее нашего общего дома зависит от этого.

 

1 сентября 2021 года

 

Папа Римский Франциск,

Патриарх Константинопольский Варфоломей,

Ариепископ Кентерберийский Джастин Уэлби

 

Перевод Департамента внешних связей УГКЦ в Украине


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...