«Старший человек является посланием Бога, через него мы можем услышать голос Божий», — мысли Главы УГКЦ о старости

понедельник, 23 апреля 2018, 19:01
Отец и Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав в прямом эфире интерактивной программы «Открытая Церковь» на «Живом ТВ» 20 апреля размышлял о старости. Предстоятель Церкви объяснил, почему важно уважать старших людей как семье, в которой живут пожилые люди, так и в обществе в целом. Кроме этого, Блаженнейший Святослав рассказал о важной роли, которую сыграли в его жизни дедушка и бабушка.

• Думаю, наше настоящее, наше будущее зависит от того, как мы относимся к старшим людям, человеку с опытом, которые прожили свою жизнь.

 

• Существует много высказываний и афоризмов, которые пытаются очертить понятие «старость». Мне вспоминается высказывание Лоуренса Питера (канадско-американский психолог), который говорил, что старость – это когда у тебя есть ответы на все вопросы, но никто не спрашивает. Таким образом, можно сказать, что старость – условное понятие. В частности, Книга мудрости Святого Писания говорит, что старость человека и его мудрость не исчисляются количеством лет.

 

• Говорят, что старость, как и молодость, – это состояние души. Потому что может быть человек уже пожилой, но имеет молодецкий дух в себе и чувствует себя молодым, активным и плодотворным. А кто-то может быть по возрасту молодым, а уже думать о сне или удобной тихой жизни; тогда можно сказать, что такой человек стареет духом.

 

• Если вникнем в Слово Божье – Священное Писание, то увидим, что старый человек является своеобразным посланием Бога к людям. Господь Бог говорит к человеку особым образом через стариков.

 

• Когда взглянем на Книгу Иова, то увидим определённый этикет древнего отношения к старшим: младший по возрасту человек даже не мог высказываться до тех пор, пока слово не взяли старшие их присутствующих.

 

• Старость нужно рассматривать в контексте отношений между старшими и младшими. А мы, христиане, пытаемся оценить старшую личность в контексте нашего отношения к Господу Богу.

 

• Перед старшим человеком всегда нужно встать, поклониться ему, открыть своё ухо, чтобы его услышать, тогда через него мы можем услышать голос Божий.

 

• Писатель Василий Сухомлинский в своё время говорил, что старость может быть покоем, счастьем, а может быть и бедой. Миром и счастьем старость становится, когда её уважают, когда её оценивают и соответственно к ней относятся. Но старость превращается в беду, когда о ней забывают или её не оценивают.

 

• Если старшие люди чувствуют себя уважаемыми, ценимыми их родными и близкими, детьми и теми, кто молод, тогда они чувствуют себя счастливыми. Если их забывают и стараются избавиться от ответственности за них, пытаются своих старцев маргинализировать, тогда старость превращается в ад на земле.

 

• Хорошо известно, что заповедь любить и уважать своих родителей имеет определённое продолжение. «Почитай отца и мать своих, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты много лет прожил на земле». Так от уважения к родителям и к старшим зависит личное счастье и личное благополучие.

 

• В своё время в проповеди Папа Франциск привёл такой пример. В одной семье, где вместе проживали папа, мама и маленький сынишка, жил и старый дедушка. Он очень часто, когда обедал за столом со всей семьёй, из-за своей немощи неряшливо потреблял пищу. В определённый момент молодой отец, недовольный этим, сказал, что теперь дедушка будет обедать отдельно. В тот же день маленький сыночек начал что-то мастерить, и папа спросил его, что он делает. А мальчик ответил: «Папа, я делаю для тебя столик, чтобы, когда ты станешь старым и будешь неопрятно есть, тебя от нас отсадили». Эта история показывает, насколько наше уважение к родителям, старикам связана с тем, как к нам будут относиться наши родные, близкие, дети, когда мы будем немощными, старыми.

 

• Прискорбно утверждать, но сегодня проблема достойного обеспечения тех, кто всю свою жизнь работал на благо общества, государства, является вопросом социальной справедливости. Так трактовать наших пенсионеров и таким образом обеспечивать их – совершенно несправедливо. Достойной старости при таком пенсионном обеспечении наши старики не имеют.

 

• Большой долг детей и внуков – помочь старшим людям и поддержать их, даже финансово, если это нужно.

 

• Всё общество, в частности церковное, должно серьёзно задать себе вопрос: как нам вместе уважать, оценивать наших стариков, если государство этого не способно сделать?

 

• Люди соответствующей личной культуры или верующие в Бога, очевидно, имеют дополнительные мотивы, чтобы чтить стариков. Я вижу, что в наших общинах, в христианских семьях старших людей ценят. Хотя мы, как общество, не в полной мере осознаём ценность присутствия старшего человека в семье.

 

• На глобальном уровне существует определённая тенденция маргинализировать людей постарше. Папа Франциск говорит, что сегодня формируется «культура отрицания». Те люди, которые вследствие состояния здоровья, своей немощи, в силу возраста не могут много дать обществу, становятся обузой, и их пытаются маргинализировать или отвергнуть.

 

• Присутствие бабушки или дедушки в семье является сокровищем, которое передаёт опыт поколений своим детям и внукам. Вспомним себя: кто с нами проводил больше времени? Дедушки и бабушки, потому что часто папа и мама не имеют достаточно времени, чтобы быть с детьми, потому что должны работать.

 

• Для меня лично дедушка и бабушка были первыми учителями христианской веры, они открыли передо мной историю, тождество, осознание того, кем мы являемся как христиане, как украинцы. Они те, что передали нам наше национальное сознание!

 

• Если сегодня мы поддадимся соблазну этой «культуры отвержения» и будем устранять из наших семей это животворное присутствие наших дедушек, бабушек, лиц преклонного возраста, то очень обеднеем. Тогда мы станем сиротами!

 

• Общество, которое не умеет уважать своих стариков, — общество осиротевших, общество сирот, которое теряет свои корни, забывает свою историю и не понимает, кто мы есть.

 

• Мне бы хотелось, чтобы, независимо от того, в какую церковь мы ходим, какого мы достатка и возраста, мы открыли это богатство присутствия старшего человека среди нас (в наших семьях, общинах, приходах).

 

• В христианской традиции старец — это всегда духовный руководитель, лицо, которое может дать совет, от которого зависит жизнь или смерть, судьбоносное решение.

 

• Мы все носим в себе глубоко запечатлённой фигуру Блаженнейшего Любомира, который был нашим старцем, мудрецом украинского народа. Какимй же плодотворным он был даже в своих немощах! Будем же обществом, которое само не теряет своих богатств!

 

Руслана Ткаченко,

Департамент информации УГКЦ

 

ПУБЛИКАЦИИ

Отец Кирилл Селецкий – основатель двух монашеских общин, первого детского дома в Украине, борец с алкоголизмом и просветитель украинцев23 сентября

В 2018 году Украинская Греко-Католическая Церковь отмечает 100-летие со дня смерти выдающегося священника Перемышльской епархии о....