Таинство Брака – это Благая весть, Евангелие, которое Церковь проповедует среди мира одиночества

понедельник, 31 мая 2021, 16:03
В 52-ом выпуске видеопроекта «Блаженнейший Святослав: #доступно_про_важливе» Глава УГКЦ обращается к одному из Таинств cлужения, а именно – к Таинству Брака. Христианское супружество, основанное на взаимной любви, освящается благодатью Святого Духа в обряде венчания. Давая согласие на брак, супруги принимают дары, которые Дух Святой даёт тем, кто принимает это Таинство. Предлагаем текстовую версию и видеозапись этого катехизиса.

Христос воскрес!

Дорогие во Христе братья и сёстры, продолжаем наше духовное путешествие, углубляясь в содержание семи Святых Таинств Церкви Христовой. Сегодня предлагаю начать рассмотрение таинств, которые мы называем Таинствами служения. Их в нашей Церкви два – это Святое Таинство Брака и Святое Таинство Священства.

Почему они так называются, какой смысл этих Таинств, кто является их служителем, какие плоды Духа Святого в душах тех, кто празднует эти Таинства, к ним приступает, их получает?

Супружество – таинство любви мужчины и женщины

Святое Таинство Брака – особое. Христианское супружество – это неразрывный, верный и плодотворный союз мужчины и женщины. Цель этого союза – прежде всего, взаимная любовь, которая дополняет мужчину и женщину, объединяет их в одно тело и является плодотворной. И поэтому вторая цель брака – продолжение человеческого рода, открытость к рождению детей.

Таинство Брака Господь наш Иисус Христос вознёс в достоинство Святого Таинства, учитывая его важное место и роль не только в жизни христианской общины, но и в жизни человеческого общества как такового. Муж и жена, как плодотворное, верное, неразрывное единство в любви мужчины и женщины, являются единственным институтом (организацией) человеческого общества, который создал сам Господь Бог. Наш Спаситель восстановил эту гармонию любви между мужчиной и женщиной силой и благодатью Святого Духа.

Мы читаем о христианском браке, а затем о супругах как Таинстве Церкви Христовой в Христовом Евангелии. Евангелист Матфей передаёт нам слова нашего Спасителя следующим образом. Говорит Христос, отвечая фарисеям: «Разве вы не читали, что Создатель от начала сотворил их мужчиной и женщиной?». И добавляет: «Потому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они двое одна плоть – так что они уже не двое, а только одно тело. Что Бог сочетал, человек да не разлучает».

Такие слова в тогдашнем обществе, даже в израильском народе, казались очень радикальными, ответственными. Это был определённый вызов для слабого человека, который не способен так верно, неразрывно и плодотворно любить. Мужчина и женщина в соответствии с этой любовью чувствовали какое-то очень высокое, нереалистичное призвание. И поэтому Ему отвечают слушатели: «Учитель, почему же тогда Моисей повелел дать развод и отпустить её, ту женщину?». А Христос говорит: «Для жестокости сердец ваших Моисей позволил вам отпускать жён своих. Сначала же не было так. А я говорю вам: «Кто разведётся с женою своею, кроме разврата, и женится на другой, тот прелюбодействует. И женившийся на разведённой тоже прелюбодействует».

В этих словах Христа – содержание всего учения Церкви Христовой о Таинстве Брака.

Венчание – это супружеское согласие и Божье благословение

на дары супружеской жизни

Помните, что Таинство Брака как Таинство любви имеет несколько очень важных элементов, без которых оно не может состояться. Для того чтобы можно было сказать, что это Святое Таинство является настоящим, действительным, между мужчиной и женщиной должно существовать так называемое супружеское согласие. В обряде венчания священник спрашивает: «Есть ли у тебя хорошее, непринуждённое намерение и твёрдая мысль взять себе в мужья (жёны) это лицо, которое видишь перед собой?». Только тогда, когда пара молодожёнов обнаружит перед сообществом Церкви своё желание, свою добрую и непринуждённую волю, это Святое Таинство может состояться.

По духовной и канонической традиции Восточной Церкви – нашей Церкви, есть ещё один важный элемент, чтобы это Святое Таинство произошло. Мало только человеческого согласия – даже жесткого, добровольного и выявленного. Чтобы можно было уделить Таинство Брака, необходимо Божье благословение, которое уделяет священнослужитель. Мы слышим слова Христа: «Что Господь Бог соединил, человек да не разлучает». Именно эту человеческую любовь, согласие жить вместе до самой смерти, которую человек представляет перед лицом Бога, священник благословляет. Он служитель Таинства Брака, он является тем, кто уделяет это Таинство, благословляя это супружеское согласие.

Существуют определённые элементы, позволяющие утверждать, что такое супружеское согласие является полным и подлинным. Благодаря некоторым чётким признакам можно сказать, что существует такая степень взаимной любви, которая вполне может быть основанием для празднования Таинства Брака.

Мы говорим о том, что, давая согласие, мужчина и женщина, которые вступают в брак, должны дать согласие на три блага супружеской жизни. Это три особых дара, которые Дух Святой даёт тем, кто принимает это Таинство из рук священнослужителя: верность, неразрывность и согласие на рождение детей, – а значит, осознание того, что брак является Святым Таинством, которое происходит благодаря не человеческой силе, а силе и благодати Святого Духа.

Если кто-то, вступая в брак, отрицает, сознательно или бессознательно, один из этих трёх благ супружеской жизни, тогда, согласно учению Церкви, такое супружеское согласие является ложным. И даже может быть причиной того, что брак может быть недействительным, несостоявшимся.

Обряд Таинства Брака – венчание

Согласно обряду Таинства Брака, после супружеской присяги, в которой это декларируемое согласие превращается в присягу на Святом Евангелии, священнослужитель совершает чин венчания, торжественным образом благословляя эту взаимную супружескую любовь, проявленную в супружеском согласии, такими словами: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». Это означает, что Таинство Брака святое, что Господь Бог благословляет и поднимает к высокому достоинству, что свершится когда-то в вечности короной, венцом небесной славы.

Следует сказать, что не каждый священник может уделять Святое Таинство Брака. По древней традиции Церкви Христовой служителем, который компетентно уделяет это Таинство, является епископ в пределах своей епархии. Сегодня епископ особым назначением делегирует право благословлять супругов своим священникам, давая им особое право – в частности, когда даёт им право и обязанность должности священника или администратора прихода. Поэтому священник, уполномоченный епископом, может в пределах своего прихода уделять Святое Таинство Брака.

Таинство христианского брака – это дорога к счастью и святости вдвоём

Сегодня Церковь хочет очень серьёзно заниматься теми, кто приступает к этому Таинству. Поэтому в пастырской жизни нашей Церкви обвенчаться, получить Таинство Брака, можно только после предварительной подготовки, для того чтобы те, кто хочет принять Святое Таинство, могли осознать ответственность, которую берут на себя, а также ту помощь, которую хочет дать им Господь Бог, чтобы они были способны выполнить супружескую присягу. Поэтому текст присяги на Святом Евангелии говорит: «Да мне, Боже, помоги, в Троице Святой единственный, и все святые».

Так же после заключения брака Христова Церковь окутывает молодые семьи отдельной пастырской опекой. Потому что благодать Святого Духа, которая объединяет супругов в одно тело и превращает человеческую способность любить в силу и плодовитость Божьей любви, сопровождает их в течение всей их жизни.

Таинство Брака – это основа, на которой строится счастье супружеской пары. Поэтому сегодня мы говорим, что Таинство Брака  это Благая весть, Евангелие, которое проповедует Церковь среди мира одиночества, мира, когда человек порой чувствует себя таким одиноким.

Мы вспоминаем эти слова Творца, сказанные в начале: «Нехорошо человеку быть одному». Поэтому Таинство христианской семьи – это дорога к счастью и святости вдвоём. Пусть Господь Бог благословит наши браки, наши семьи. Пусть не боятся сегодня девушки и парни проявлять своё супружеское согласие и любовь перед Богом. Пусть не боятся ответственности отцовства и материнства. Ведь благодать Святого Духа, сам Господь является залогом успеха вашего супружеского согласия, любви и жизни.

 

† Святослав


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...