«Верую, помоги моему неверию!» – проповедь Блаженнейшего Святослава в четвёртое воскресенье Великого поста

вторник, 30 марта 2020, 00:51
То, что мы сегодня видим как чудо оздоровления юноши, лучше нам объясняет апостол Павел, говоря: «Сила Божья проявляется в моих немощах». Сегодня Христос открывает нам предел возможностей человека в различных аспектах его бытия. Будто позволяет человеку понять, что он не всемогущ...

Преосвященные владыки,

всечестные отцы,

дорогие во Христе братья и сёстры,

дорогие братья и сёстры, которые молятся сейчас в своих домах

с помощью «Живого телевидения»,

Слава Иисусу Христу!

 

Только что в прочитанном слове Божием мы встретили Иисуса Христа, бегущего навстречу немощному человеку. Евангелист Марк перечисляет целый ряд человеческих немощей, каждая из которых порождает другую. Получается некая история болезни человеческого рода. Сначала мы видим молодого человека, который немощный с самого детства. Эта немощь вроде обнажает предел возможностей и невозможностей человека. Мы видим, что юноша является лицом своего отца и его неверия. Эта история показывает, что человек только своими человеческими силами не может противостоять злу и прогнать от себя, из своей жизни или дома злого духа. Это отцовское чувство слабости и неспособности противостоять злу, помочь своему сыну, приводит его к апостолам. Интересно, что апостолы, которым Христос дал власть над злыми духами, тоже испытывают в этом случае свою немощь и неспособность помочь. Говорит отец: «Я уже ходил к Твоим ученикам, просил их, но они не смогли помочь». Христос своим присутствием проявляет немощь человека в противостоянии злу. Он даёт понять, что, если человек недостаточно верит, он отнимает у Бога возможность своей силой действовать в его жизни.

То, что мы сегодня видим как чудо оздоровления юноши, лучше нам объясняет апостол Павел, говоря: «Сила Божья проявляется в моих немощах». Сегодня Христос открывает нам предел возможностей человека в различных аспектах его бытия. Будто позволяет человеку понять, что он не всемогущ. Господь зовёт нас всех ещё раз проверить, какова же наша вера. Собственно, во что мы верим, когда наступает беда. К чему мы тогда прибегаем? Он сам даёт нам ответ, говоря: «Этот род злого духа изгоняется только молитвою и постом». Что это значит? Молитва и пост не так нужна Богу, как нам. Мы часто думаем, что молитвой или набожной практикой можем заставить Бога осуществить для нас чудо, и именно в тот момент переживаем то же, что в своё время испытали апостолы: молитва и пост являются моментом изменения духа человека.

Именно поэтому, когда мы молимся и растём в вере через молитву, создаём пространство для проявления Божьей силы в нашей жизни. Поэтому, говорит Христос, нет ничего невозможного верующему.

Молитва Ефрема Сирина, которую мы молимся в период Великого поста, как раз этому нас учит. Мы говорим: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, нерадивости, властолюбия и пустословия отгони от меня. А взамен Духа чистоты, смирения, терпения и любви даруй ми, недостойному рабу Твоему».

Молитва и пост – это пространство перемены человеческого духа, наполнение его Духом Святым, который предоставляет нам Божью силу и учит, о чём и как молиться. Они способны дать человеку силу противостоять злому. Даже когда я немощен, тогда сила Божия проявляется в моей жизни.

Слушая сегодня Евангелие, я вспомнил историю, которую услышал в Казахстане. Наши люди рассказывают случай, когда охранник концлагеря, видя, как молится наш священник, попросил научить его молиться. Он сказал, что знает технологию, однако просит научить его молиться. Видимо, он наблюдал, какие движения или ритуалы делал священник. Однако даже этот безбожный человек понял, что молитва – это не ритуал. Христиане верят не в силу ритуала, а в силу Божью, которой соединимся в молитве.

Собственно, прося научить его молиться, он одновременно просил научить его верить в Бога. Нам так важно сегодня, во время Великого поста, понять, что мы верим не в ритуалы или обряды, а в живого Бога, которого обнимаем нашей молитвой. Иоанн Златоуст говорит: «То, что просим в молитве, получаем в посте, а можем удержать и усвоить только тогда, когда даём милостыню». Способ нашей молитвы и наш пост – это проявление воплощённой веры в нашей личной жизни. Так важно нам сегодня сказать: «Верую, Господи, но помоги моему неверию. Помоги не надеяться только на набожные привычки или на мою собственную силу. Даже тогда, когда я тебя о чём-то прошу. Пусть Твой дух проявится в моей молитве. Пусть Ваша сила проявится в моей слабости. Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Нам очень важно уметь отличить форму от содержания молитвы, в частности, во время карантина. Поскольку мы должны менять нашу привычку совместной молитвы, ввиду необходимости беречь здоровье собственное и наших ближних. Даже в эту минуту многие из вас, оставшись дома, соединяются в молитве через прямую трансляцию с сообществом всей Церкви с помощью «Живого телевидения».

Тот, кто не умеет отличить настоящую молитву от ритуала, в период карантина находится в страхе, в неуверенности, что молитва действенна, ведь нет привычной формы. Новые вызовы требуют новых ответов. Даже способом молитвы Христовой Церкви. Возможно, именно в период этого карантина Господь нам говорит: «О, род неверный и грешный, пока я буду между вами?» Просим сегодня нашего Спасителя, чтобы, как когда-то Он пришёл в дом юноши, так же Он сегодня пришёл в наши дома и помог нам, христианам «нового времени», возрастать в вере. Чтобы он исцелил наше неверие, потому что только тогда действительно здоровым станет человечество. Так точно на днях нам об этом напомнил Папа Франциск: «Нельзя быть здоровым, когда человечество больно». Ибо рано или поздно общечеловеческие болезни попадут в наши души, сердца и тела.

Просим нашего Спасителя, который исцеляет, прийти к дому каждого, кто болен. Помолимся, чтобы в минуты, когда мы, его ученики, чувствуем себя бессильными перед проявлениями зла, в момент, когда искусство медицины чувствует бессилие перед новым вирусом, Божья сила проявилась бы в немощах наших. Несмотря ни на что, продолжим путь молитвы и поста, которая является путём перемены духа, потому что это наш настоящий путь оздоровления. Тогда мы сможем пережить момент, который пережил юноша: когда дух из него вышел, а Божий дух его наполнил, то все думали, что он умер. На самом деле, в тот момент Христос взял его за руку, поднял и отдал отцу.

Иисус, в этот период страха, растерянности и неуверенности, а также бессилия и нашей малой веры, приди и исцели нас, возьми нас за руку. Сделай так, чтобы рука наших врачей превратилась в Твою целительную десницу, которой Ты спасёшь нас от немощей, от греха и смерти. Учитель, веруем, но помоги нашему неверию. Аминь.

 

† СВЯТОСЛАВ

Патриарший собор Воскресения Христова, 29 марта 2020 года Божьего


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...