Владыка Дионисий (Ляхович) рассказал о своём призвании и служении

пятница, 22 апреля 2016, 12:37
Среди других епископов владыка Дионисий отличается уверенной осанкой. Всегда сдержанный, внешне выглядит спокойным, говорит взвешенно и на одной ноте. Когда общаешься с таким епископом, то думаешь, что у такого призвание было «давно начертано на небесах». И уж точно, он не знал препятствий на пути к своему призванию священника и монаха.

Да нет! Вовсе не так... Его путь священника, монаха и епископа – далеко не безоблачный, исполненный глубоких убеждений и сомнений. Может, поэтому он теперь так уверенно и отважно говорит о своём опыте.

* * *

Будущий епископ, а тогда ещё Павел Ляхович, родился 2 июля 1946 года в городке Помбас, провинция Итайополис, штат Санта-Катарина в Куритибе (Бразилия). Сам себя считает третьим поколением украинцев, которые родились в Бразилии. В набожной семье Ляховичей общались исключительно на украинском языке. Португальский маленький Павел выучил в школе. «Мама нас малых заставляла молиться. Мы не ложились спать, пока все вместе не помолимся. А нас было девять, среди которых я был старшим сыном своих родителей и внуком своих деда и бабки. Как старший должен был всех уложить спать», – вспоминает он.
В семье хотели, чтобы мальчик стал священником. По этому поводу владыка Дионисий вспоминает эпизод из детства, который навсегда остался в его сердце: «Однажды, когда созрел первый арбуз, мой дед оставил дома одну его половину, а другую – принёс мне и сказал: “Это – для будущего священника”». Родители тоже способствовали тому, чтобы юноша учился в семинарии: «У нас был священник, который набирал ребят в малую семинарию. Он на меня даже не обратил внимания. Но мои родители попросили его, и он взял-таки меня на обучение». Тот первый отъезд из родительского дома в семинарию владыка Дионисий помнит и сегодня: «Мы ехали далеко каньонами, около 250 км. Управлял автомобилем один украинец. По дороге мы остановились у одной дамы (нас было 20 ребят). И женщина посмотрели на всех и сказала: “Из всех вас получатся хорошие священники, только из этого (показала на меня) ничего хорошего не выйдет". Мне было очень обидно...» – вспоминает он.
После духовной семинарии отцов василиан в Иваи, он в 1962 году вступает в Орден Святого Василия Великого в Бразилии. Затем продолжает подготовку к священству в высших католических учебных заведениях Бразилии.
Казалось, ничего не мешает уже монаху Дионисию стать священником. И перед самым посвящением он просит настоятелей разрешения поработать на гражданской работе, чтобы увидеть, какова жизнь вне монастыря. Он едет работать в Германию, на автозавод Mercedes-Benz. «Признаю, были разные мнения перед рукоположением. Даже думал оставить жизнь в монастыре. Но я таки стал священником. И этот шаг был глубоко осознанным», – признаётся епископ. Несмотря на работу на автозаводе Дионисий продолжает вести глубокие разговоры с Богом. И наконец принимает решение не жить только для себя, а жить с Богом: «Помню тот момент, когда епископ уделял мне Таинство священства, возложив руки на меня. Тогда я мысленно поклялся Богу, что буду там, куда Он меня позовёт. Тогда действительно было самое высокое моё общение с Богом», – вспоминает владыка Дионисий момент (8 декабря 1972 года) своего священнического рукоположения из рук Ефрема (Кривого), епископа Куритибского УГКЦ.
Первые четыре года священства о. Дионисий не имел постоянного прихода для служения. А потом он занялся преподавательской работой. «Тогда я снова духовно переживал своё призвание. Я поехал в Рим на два года, чтобы изучать атеизм, – рассказывает он далее. – Я хотел знать, как правильно отвечать на упрёки атеизма».
В 1991 году, когда Украина обрела независимость, возрождалась УГКЦ, а с ней – и монашеские ордена. «Меня позвали в Украину помогать. Это было тяжёлое время... ничего не было. Монастырь был разбит. Помню, я служил Божественную Литургию в монастыре в Крехове, падал снег, а в чаше замерзало вино. Я так замерз! Меня растирали потом в госпитале», – делится он.
В Украине он помогал основать семинарию отцов-василиан в Жовкве, работал преподавателем философии в Ивано-Франковском теологически-катехизическом институте (позже – теологическая академия). Впоследствии переехал в монастырь в Золочеве на два года. Он рассказывает: «Здесь я снова занимался преподавательской работой и истощился. Я решил вернулся в Бразилию через Германию, где жил мой двоюродный брат. Там я подлечился, а из Германии поехал в Рим, где происходила наша монашеская капитула. На ней меня избрали главным настоятелем. Поэтому так получается, что я до Бразилии не доехал, а остался в Риме». С 1996 по 2004 год Дионисий был протоархимандритом Ордена Святого Василия Великого.
Однажды в Украине проходила конференция монашества (в 2004 году), на которую приехал отец Дионисий: «В Украине меня назначили ректором семинарии отцов василиан во Львове. Я такого не планировал, не имел даже достаточно вещей с собой. А впоследствии Блаженнейший Любомир, тогдашний Глава УГКЦ, назначает меня своим помощником». 26 февраля 2006 года в Прудентополисе (Бразилия), в храме священномученика Иосафата состоялась его епископская хиротония. Главным святителем был Блаженнейший Любомир, а сосвятителями – Стефан (Сорока), Митрополит Филадельфийский, и Ефрем (Кривой), Епарх Куритибский. С 2006 по 2008 год владыка Дионисий был куриальним епископом Верховного Архиепископа УГКЦ, руководителем Патриаршей курии, ответственным за церковные общины в странах, где нет структур УГКЦ, председателем Отдела пастырства эмигрантов, председателем Сената Украинского католического университета. 19 января 2009 года Папа Римский Бенедикт ХVI назначает епископа Апостольским визитатором для украинцев-католиков в Италии и Испании.
Несмотря на то, что, казалось бы, здесь УГКЦ ближе к Апостольскому Престолу, вызовов и испытаний хватаети в этих странах. Причина, прежде всего, в том, что в Италии и Испании УГКЦ не имеет ни одной церковной структуры. УГКЦ на этой территории относится к юрисдикции местных католических епископов: «А моя задача как ревизора – посещать приходы и отчитываться о состоянии дел в них. Несмотря на это, я занимаюсь ими. В Италии 140 наших сообществ, 50 постоянных священников, в Испании есть тоже наши сообщества и 20 священников. Поэтому нет такой недели, которую я провёл бы дома. Я постоянно в дороге». Кроме этого, не все католические епископы осознают потребности пастырской опеки над украинскими мигрантами здесь. Поэтому не всегда соглашаются с присутствием греко-католических священников на определённых территориях. В частности, такая ситуация в Неаполе, где больше всего украинцев, но нет возможности полноценного служения там. Так же и в Милане, где разрешено пока лишь поочерёдное служение священников, в то время как в городе пять православных храмов. «И всё же Папа дал зелёный свет на создание структур УГКЦ в Италии и Испании. Процесс начался...» – сообщает епископ.
По наблюдениям владыки Дионисия, о приходах УГКЦ в Италии и Испании можно утвердительно говорить, как о «живых». «Поверьте, здесь церковная жизнь, возможно, динамичнее, чем в Украине. Потому что мигранты приходят в храм с явными проблемами, за которые искренне молятся».
По мнению владыки, живой приход – это, прежде всего, общение между самими священниками. В то время как епископ должен быть им отцом, братом и другом. Чтобы священники не боялись его, а он – их. Чтобы они были в непосредственной связи. «Живая парафия – это сопричастие жизни взаимной помощи», – считает он. И главной составляющей живого прихода становится Литургия: «Быть на Литургии – привилегия, потому что небо сходит на землю, а мы подносимся к небу, в другое измерение жизни, где нет печали, проклятий, работы».
Так, по рассказам Апостольского визитатора, священников в Италии и Испании не хватает из-за большой мигрантской волны. И, по его словам, священники должны сами осознать, что, если уж и едут в эти страны служить, то не на заработки, а на миссии. «Именно поэтому живой приход начинается от образования самого священника», – заключает владыка.
 

Руслана Ткаченко, Департамент информации УГКЦ

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...