Владыка Глеб Лончина: «Церковь Святых Сергия и Вакха очень дорога для нас, потому что там есть ценная чудотворная икона Киевской Церкви за её канонической территорией»

понедельник, 16 августа 2021, 16:39
В августе 1718 года в храме Святых мучеников Сергия и Вакха в Риме, который с 1638-го был центром прокуратора (официального представителя) Киевского митрополита при Апостольской столице, в ризнице, на стене под штукатуркой была обнаружена икона Божьей Матери с ребёнком Христом на руках. Найденная икона – увеличенная копия иконы Божьей Матери, которую почитают в Жировичах (современная Беларусь). Через год, 7 сентября 1719-го, с разрешения папы Климента ХІ, икону вырезали из стены и разместили над главным престолом, где она находится и сегодня.

Днём обретения иконы в Риме традиционно считают 15 августа. Поэтому именно сегодня предлагаем вашему вниманию интервью преосвященного владыки Глеба Лончины об украинском храме Святых Сергия и Вакха в центре итальянской столицы.

Храм Святых мучеников Сергия и Вакха и чудотворной Жировицкой иконы Пресвятой Богородицы – это особая сакральная жемчужина на карте Украинской Греко-Католической Церкви. О необыкновенной истории этой святыни, её ценности и памятных событиях, связанных с ней, нам рассказал Апостольский администратор епархии Святого Владимира Великого в Париже для украинцев византийского обряда во Франции, странах Бенилюкса и Швейцарии. На глазах владыки Глеба, в частности в 70-х годах ХХ века, происходило немало судьбоносных моментов из жизни этого храма.

 

Историческая справка

«Храм Святых мучеников Сергия и Вакха очень дорог для нас, потому что там есть чудотворная икона Жировицкой Богородицы. Очевидно, это – копия иконы, которая была в селе Жировицы, в современной Беларуси. Святой священномученик Иосафат молился перед ней. Интересная история храма. Он был предоставлен нашей Церкви в 1630-е годы как двор прокураторов (представителей при Апостольском престоле) Киевских митрополитов. В XVIII веке рабочие делали ремонт в захристии. Один человек сбивал штукатурку со стены и вдруг ему показался глаз, а чуть дальше – рука. И постепенно появилась замечательная икона Матери Божьей. Люди стали приходить, молиться перед ней, происходили чудеса. Папа Климент XI разрешил снести стену, построенную римскими властями перед иконой, чтобы остановить поток паломников, а икону этот понтифик приказал вырезать из стены алтаря и перенести в церковь для общего почитания. Это было сделано в ночь на 7 сентября 1719 года. Икону перенесли и вмонтировали над главным престолом, где она находится до сих пор. В 1960-ом церковь и здание продали. Только в 1970 году патриарху Иосифу удалось её выкупить. Там была страшная разруха: и в доме, и в церкви. Единственное, что осталось – это икона. Ценная достопримечательность Украины за её пределами, одинокая чудотворная икона. Хотя в Польше, например, тоже есть некоторые чудотворные иконы, которые принадлежат украинской Церкви. Так что, эта церковь особенная», – рассказал владыка Глеб Лончина.

 

– Владыко, какою Вы впервые увидели церковь Святых мучеников Сергия и Вакха и Жировицкой иконы Матери Божьей?

– Я приехал в Рим 17 ноября 1971 года в Украинский католический университет возле собора Святой Софии изучать философию как студент-семинарист. А церковь Святых Сергия и Вакха знал только по фотографиям, потому что лишь месяц перед тем произошло её священие, совершённое патриархом Иосифом вместе с епископами. Мой старший брат Тарас там прислуживал, потому что тоже учился в Риме. Я раньше видел церковь на фотографии, а своей первой «личной встречи» с этим храмом не помню.

– Какие знаменательные события происходили в этом храме в 1970-е?

– Каждый год на праздник Матери Божьей и во второй день Пасхи или Рождества патриарх Иосиф всегда служил здесь Литургию, потому что на сам праздник служил в Святой Софии. Поэтому, думаю, что 8 января 1972 года и мог быть первый раз, когда я побывал в этом храме, поскольку прислуживал вместе с другими студентами. 17 февраля 1972-го состоялась Литургия по случаю 80-летия патриарха Иосифа. Тогда Верховный архиепископ кир Иосиф (мы тогда ещё не называли его патриархом) служил вместе с отцами, а затем – праздничный обед. При трапезе возле патриарха сидел отец Афанасий Великий, протоархимандрит отцов василиан. Помню, как патриарх Иосиф рассказывал ему о своём пребывании в Сибири, в заключении, и одном разговоре с тем, кто его допрашивал (энкаведист или кагэбист). Тот сказал: «От вашей Унии остались только ножки и рожки», а патриарх Иосиф только рассмеялся, потому что наша Церковь всё же пережила тяжёлые преследования.

В дальнейшем сформировалась традиция, что во второй день праздников патриарх Иосиф служил Литургии в приходе Святых Сергия и Вакха. Это продолжалось примерно до 1977 года. А потом он состарился и нечасто публично служил Службы Божии.

– Кто в 70-е годы заботился о богослужебной жизни, утвари, покупал её или жертвовал?

– У церкви Святых Сергия и Вакха был пансион, которым занимались сёстры катехитки святой Анны из Бразилии. Патриарх Иосиф специально привёл их туда. Не помню, когда был назначен первый настоятель для храма, но изначально эта церковь была известна как приходская. После 1975 года настоятелем был назначен отец-доктор Иван Музычка. Он был настоятелем около 30 лет. Затем, в 2000-е годы, когда украинцы массово начали приезжать в Италию, назначали молодых отцов. Помню, был отец Василий Зейкан, потом – отец Михаил Хромянчук, позже – отец Иван Кулик (сегодня епископ Каменец-Подольский). Теперь есть новый священник. О чистоте церкви и обо всём необходимом для богослужений заботились сёстры катехитки, пока там жили. Сейчас священники организуют прихожан для уборки.

– Мы знаем, что 8 сентября 1970 года благодаря стараниям патриарха Иосифа Слипого специальным декретом был создан персональный приход для украинских греко-католиков, проживающих на территории Римской епархии. Расскажите, как во второй половине ХХ века удавалось сплачивать украинский приход, делать его действительно живым?

– Это было нелегко, потому что в Риме и вообще в Италии было очень мало украинцев. Преимущественно, духовные лица или монашествующие, да ещё студенты-семинаристы, которые жили в коллегиях и монастырях в Риме. Светских людей было мало. В частности, Ольга Коновалец – жена покойного полковника Коновальца. Была Татьяна Шуфлин – певица (сопрано) и редактор украинского отдела «Радио Ватикана»; пани Оля, которая также делала украинские программы на итальянском радио. Был Василий Лосичко, который работал при Конгрегации для Восточных Церквей, и ещё некоторые. Но каждое воскресенье в храме проходили богослужения. Может, и итальянцы приходили.

Я не часто там бывал. Сначала жил в УКУ при Святой Софии, а затем – в обители монастыря Студиона. В конце 1990-х годов начали приезжать украинцы. Это полностью изменило церковь, ведь они искали именно украинский приход, а он в Риме уже был. Наши отцы тогда начали ездить и в другие местности. Покойный отец Иван Музычка, например, часто отправлялся в Неаполь, поскольку откуда обратились украинцы и потребовали священника. Он сам там правил богослужения, и другие отцы ездили. Таким образом активно начало развиваться украинское пастырство в Италии. Покойный отец Василий Поточняк развивал эти миссионерские точки (церкви, куда наши люди могли прийти к обедне).

В 2000-е годы, во времена Блаженнейшего Любомира, был назначен первый координатор для организации этих пастырских точек в Италии. Им стал отец Василий Поточняк. Блаженнейший Любомир его представил Итальянской епископской конференции, и отец долгие годы работал в Италии. Думаю, он организовал немало приходов. Поэтому в конце 1990-х и в 2000-х годах приходская жизнь украинцев в ​​Италии, в приходе Святых Сергия и Вакха и Жировицкой Богородицы, а также в разных уголках страны очень развилась.

– Расскажите о ярких страницах из жизни этого храма, которые Вам пришлось пережить? Возможно, это была яркая встреча с кем-то из прихожан?

– Блаженнейший Иосиф назвал это место «Патриаршим двором». Как я уже сказал, там был пансион. Многие украинцы приезжали в Рим в 1970–1980-е годы и останавливались при церкви. Каждое лето студенты жили в пансионе, потому что приезжали в Украинский католический университет на курсы во время каникул. Многие приезжали на праздники или годовщины патриарха Иосифа – его день рождения, годовщины рукоположения, архиерейской хиротонии. Тогда главные богослужения совершались и в Святой Софии, и в храме Святых Сергия и Вакха. Пансион принимал значительное количество наших людей… Он славился не только среди украинцев, но и среди других паломников, потому что находится в центре Рима, всегда чистый. Очень хорошо сёстры готовили – там были знаменитые обеды. Так что это всё помогало, чтобы он развивался и был полезным для наших людей.

– Скажите, владыко, были у прихода какие-то связи с верующими греко-католиками в подполье?

– В этом приходе такого опыта не было. Это могли делать отдельные лица. Например, патриарх Иосиф всегда имел контакты с подпольной Церковью в Украине, а также его секретари, священники, монашествующие или миряне. Патриарх мог дать какое-то задание священнику или сёстрам, которые ездили как туристки в Украину и встречались с людьми из подпольной Церкви. Это было на индивидуальном уровне под руководством патриарха Иосифа.

– В 2003 году Вы стали Апостольским визитатором... Что это служение означает лично для Вас?

– К тому времени наша Церковь очень разрослась в Италии и надо было создавать уже церковную структуру. К счастью, у нас был замечательный координатор – отец Василий Поточняк. Как Апостольский делегат я встречался со священниками, посещал приходы. Это стало началом церковной структуры в Италии, которое увенчалось созданием настоящего украинского экзархата. Экзархом стал владыка Дионисий Ляхович. Это ещё не завершение церковной структуры, но большой шаг вперёд. Завершение будет тогда, когда в Италии создадут епархию. Экзархат – это временная структура. Например, в Англии и Франции, где раньше были экзархаты, теперь уже есть епархии. Надеемся, что экзархаты в Италии и Германии тоже станут епархиями.

– Какими были Ваши впечатления от посещений прихода Сергея и Вакха в 2000-е годы? Вы уже отметили, что тогда в Италии стало много украинцев.

– Наши священники с большой преданностью работали для наших людей в Италии. Ведь люди не от добра приезжали туда. Они приезжали, потому что в Украине терпели нужду, не имели работы, возможностей. А Церковь уже здесь ими занималась. Не только духовными делами, но и помогала в ежедневных вещах: найти жильё, способствовала получению легального статуса. Не раз были амнистии, когда правительство в Италии позволяло легализоваться, и священники информировали верующих о таких возможностях. Сколько было переживаний, различных бытовых проблем. Священники поддерживали наших людей и оказывали помощь, как могли. Церковь на этих территориях сыграла большую роль. Создавались различные организации, церковные хоры, сообщество «Матери в молитве». И сей час наша церковная жизнь в Италии хорошо развивается.

– Был период, когда приход Свяхих Сергия и Вакха перешёл на юлианский календарь. При каких обстоятельствах это произошло?

– В 1990-е годы украинцев при той церкви ещё не было. Мы всегда служили по Юлианскому календарю. Там жил кардинал Мирослав Иван Любачивский (до марта 1991 года) и сёстры катехитки Святой Анны, которые служили по григорианскому календарю, как и сёстры василианки, что учились в Риме и там жили. Тогда сложилась такая аномалия, главные жители при этой церкви служили по григорианскому календарю, а в воскресенье и праздники – по старому стилю (юлианскому). Но не было для кого служить! Ибо на те богослужения приходили только сёстры, чтобы сопровождать моления пением. Кардинал Любачивский переехал в Украину, а я в 1992–1994 годах жил при церкви Сергия и Вакха. Тогда я написал кардиналу Любачивскому во Львов и спросил, могли бы мы в церкви Святых Сергия и Вакха и Жировицкой Богородицы перейти на григорианский календарь? Он позволил. Когда я второй раз жил в Риме (1997–1999), то уже приехало больше наших людей и у церкви появились свои прихожане – люди из Украины, привыкшие к юлианскому календарю (для них григорианский был чужим). Но что сделано, то сделано. Однако, когда я приехал в качестве Апостольского делегата после 2003 года, то увидел, что, например, 6 августа, на Преображение, почти не было прихожан в храме, а 19 августа – полная церковь. Именно поэтому мы вернулись к юлианскому календарю.

– Но теперь, после этой реформы, согласно которой приходы УГКЦ в Италии должны перейти на григорианский календарь, всё изменится?

– Если все перейдут, то однозначно. Во Франции все приходы перешли на григорианский календарь, только два остались на юлианском. В Нидерландах и Бельгии некоторые также перешли.

– Что бы Вы пожелали сегодня прихожанам украинского прихода в Риме?

– Желаю прихожанам храма Жировицкой Богородицы и святых мучеников Сергия и Вакха, чтобы их приход был живым. Чтобы это действительно было местом встречи с живым Христом. Чтобы они приходили в церковь и приход, как в дом, чтобы могли чувствовать Божью любовь к себе. Чтобы между собой братались и занимались друг другом. Чтобы действительно этот приход был местом встречи и местом прославления Господа Бога – местом, где Церковь является сообществом верных учеников Иисуса Христа. То есть теми, кого Бог призывает к общению и единству с Ним.

 

Беседовала Оксана Бабенко

для украинского прихода святых Сергия и Вакха в Риме

 


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...