Владыка Пётр (Стасюк): «Катехизация необходима, ибо она напоминает нам, какие важнейшие точки веры нас всех объединяют»

понедельник, 17 сентября 2018, 10:43
Божье Слово и Катехизис занимают весомое место в жизни Украинской Греко-Католической Церкви, поскольку эти книги являются основой нашей веры, Церкви и составляющей для единства. Именно поэтому наша Церковь сильная и мощная, поскольку знает, какой она есть и что ей нужно.

Это подчеркнул владыка Пётр (Стасюк), Правящий епископ Мельбурнской епархии (Австралия) и председатель Патриаршей катехизической комиссии, в интервью Департаменту информации УГКЦ. Итак, о значении Катехизиса УГКЦ, этапах его развития и новизне, а также о долговременном служении владыки Петра (Стасюка) — далее в нашем разговоре.

«Катехизация – чрезвычайно важная часть

нашей церковной жизни»

– Владыка, Синод Епископов УГКЦ в этом году посвящён теме Слова Божьего и катехизации. Почему эта тема, на ваш взгляд, так важна для Синода? Почему именно её приняли к рассмотрению?

– Катехизация является чрезвычайно важной частью нашей церковной жизни. Она имеет возможность объединить всю Церковь, потому что в катехизации мы чётко понимаем и знаем, во что мы верим, как мы молимся и как живём... Наша Церковь «посеяна» по всему миру. Поэтому катехизация напоминает всем украинцам, где бы они ни находились, чему именно Церковь учит, какова вера Церкви и что это крайне необходимо всем нам. Ведь за пределами Украины мы видим много местных (можно сказать, локальных) обычаев и традиций, которые не плохие, однако могут побудить к тому, что некоторые люди не будут познавать УГКЦ в определённом крае.

– Как вы считаете, в каком состоянии теперь находится катехизация в УГКЦ? Каковы проблемные моменты? Что нужно изменить или улучшить?

– Я невероятно рад, что имею возможность видеть на Синоде единство мнений среди епископов. Это было довольно завершено и на высоком уровне. Более того, некоторые гости говорили, что они узнали, что владыки думают о будущем Церкви, они сотрудничали друг с другом и дискутировали. Это означает, что Церковь хочет и желает дойти до лучшего состояния. Мы понимаем, что секуляризация набирает обороты в мире, что всё меньше людей посещают храмы, потому что старые методы передачи веры (например, от родителей и дедушек или бабушек) — ослабевают. Катехизация необходима, потому что она напоминает нам, какие важнейшие точки веры объединяют нас всех.

«Катехизис “Христос — наша пасха” — это официальное учение

нашей церкви»

– Вы говорили в своем докладе о Катехизис УГКЦ «Христос — наша Пасха». Расскажите, пожалуйста, про эту книгу. Почему она важна для нас? Стала она настольной книгой для каждого греко-католика?

– Катехизис «Христос — наша Пасха» — это официальное учение нашей Церкви. Мы впервые в нашей истории имеем Катехизис, принятый Синодом Епископов УГКЦ и признанный всеми Церквями во всём мире. На этом Катехизисе мы можем базировать авторитет всей Церкви, и он действительно объединяет нашу общину, где бы мы ни были. Над нашим Катехизисом работали достаточно долго. Однако после многих консультаций (в течение 10 лет) мы смогли достичь понимания в том, чему наша Церковь учит, на чём она стоит и каким должен быть украинец – греко-католик. В книге не говорится о различии между нами и другими Церквями, в ней, прежде всего, объясняется, кем мы есть и почему должны быть греко-католики.

– А как насчёт иноязычных версий этого Катехизиса? Над чем сейчас идёт работа?

– На украинском языке мы напечатали примерно 120 тысяч экземпляров Катехизиса и на этой неделе закажем ещё. Стоит отметить, что 50 тысяч экземпляров увидели свет на русском языке, 12 тысяч — на английском, а 5 тысяч — на португальском. Во время Синода мы также узнали, что испанский перевод уже завершён, а владыки Польши утверждают, что вскоре выйдет и польский перевод. Кроме того, Катехизис должны перевести ещё на девять языков, в частности на французский, немецкий, итальянский и другие.

– Сейчас говорят о второи издании Катехизиса. Однако вы однажды сказали, что нам сначала стоит освоить первое издание. Что именно вы имели в виду? В чём заключается это ваше убеждение?

– Некоторые люди, когда увидели наш Катехизис, уверяют, что в нём не всё есть... По различным причинам некоторых вещей нет в Катехизисе, поэтому и говорят, что надо добавить то или иное. Мы нашли несколько таких вещей, которые можно добавить к следующему варианту Катехизиса. Думаю, чрезвычайно важно, чтобы мы изучили сначала данный Катехизис, который сейчас переводится на разные языки. Предполагаю, пройдёт ещё примерно 10–15 лет, пока мы освоим его. Интересно, что Катехизис увидел свет семь лет назад, но никто не нашёл никаких ошибок. Это хорошо, что люди хотят второе издание, но сейчас оно ещё не в приоритете.

«Катехизис для молодёжи будет официальным и написанным на языке

современных молодых людей»

– Не каждый верующий нашей Церкви может прочитать Катехизис и всё в нём правильно понять. Возможно, есть потребность в его упрощённой версии...

– Мы в Патриаршей катехизической комиссии думали об этом, поэтому Синод Епископов УГКЦ несколько лет назад благословил труд над изданием Молодёжного катехизиса. А через несколько дней будет представлен проект этого Катехизиса для молодёжи. По моему мнению, он будет невероятно интересным для молодых людей (в возрасте от 16 до 30 лет). Этот Катехизис будет официальным и написанным на языке современных молодых людей. Очень жду выхода его в свет. Сейчас завершают подготовку снимков и иллюстраций. Я считаю, что «испытательный срок» продлится три года, чтобы рассмотреть Катехизис для молодёжи. А через несколько лет мы сможем узнать, в какой именно редакции он выйдет.

«Написание Катехизиса объединило нашу церковь»

– Владыка, 25 лет своего епископского служения вы посвятили занятию катехизическим делом в нашей Церкви. Каковы были основные этапы в течение этого длительного периода?

– Действительно, 25 лет назад меня рукоположили в епископы. Тогда было трудно, ведь не было никаких современных научных книг, изданий для катехизации, кроме очень старых. Поэтому мы искали способы, чтобы двигаться вперёд...

Через два года с. Луиза Цюпа, СНДМ, заместитель председателя Патриаршей катехизической комиссии УГКЦ, приехала из Бразилии работать, поэтому мы созвали съезд катехизаторов со всего мира. Он состоялся в Рудном в 1995 году. На съезд собралось более ста лучших катехизаторов того времени. Одна из прозвучавших на мероприятии идей заключалась в том, что надо писать общий Катехизис УГКЦ. Стоит заметить, что все идеи с этого съезда мы воплотили в течение нескольких лет. Мы работали над Катехизисом 10 лет и провели немало съездов катехизаторов, учёных и других специалистов нашей Церкви. Он вышел в 2011 году.

Я уважаю команду, которая работала над Катехизисом, и рад, что они — лучшие теологи мирового уровня нашей Церкви — ещё до сих пор живут. Кстати, Глава и Отец УГКЦ Блаженнейший Святослав был в этой команде и отвечал за моральную часть Катехизиса, о. Мирон Бендык — за первую часть, а п. Михаил Петрович — за литургическую часть.

Следует отметить, что были разные формы катехизации — книги, которые помогали учителям/катехизаторам катехитизировать, а также катехизические школы, институты и тому подобное.

Большую помощь в установлении и развитии катехизического служения оказал и далее предоставляет Катехизо-педагогический институт УКУ, который является научной и методической базой в создании и внедрении катехизических программ.

По моему мнению, написание Катехизиса объединило нашу Церковь. Катехизис — наша вера и официальное учение Церкви, это то, на что мы опираемся как Церковь. Мы сейчас видим, что УГКЦ является сильной и мощной, потому что она знает, какой она есть и что ей нужно.

«Моя воля — слушать Церковь, Синод и людей и решать, что стоит внимания,

чтобы достичь необходимого»

– Владыка, чего вам удалось достичь, о чём мечтали и желали?

– Я имел великую милость, благословения и привилегии в жизни. Я думаю, что моё самое большое благословение, когда я имел возможность работать с хорошими людьми в Комиссии и работать над Катехизисом. У нас были привилегии пережить это время, участвовать в этом с Синодом, со всей Церковью и достичь это для Бога.

Моя натура такова, что я буду выполнять то задание, которое имею. Моя воля — слушать Церковь, слушать Синод, слушать людей и решать, что стоящее, на что направить силы, изыскать все возможности, чтобы достичь необходимого (желаемого). Наша Патриаршая катехизическая комиссия имеет талант держать своё видение на нужных вещах и осуществлять свои обещания.

Не следует забывать, что немало людей работает в Комиссии примерно 15–20 лет. Сестра Луиза Цюпа, которую называют матерью Катехизиса, – одна из самых заслуженных. И я благодарен, что имел возможность работать с ней.

«Желаю, чтобы мы имели милость и силу осуществить задачи,

которые ставим перед собой»

– Что вы можете пожелать нашим читателям?

– В этом году я испытываю глубокое единство на Синоде Епископов УГКЦ. Владыки искренне интересуются и занимаются проблемными ситуациями в нашей Церкви, особенно в этой сфере. Следующие шаги являются чрезвычайно важными по катехизации взрослых, а также по первой святой Исповеди и Причастию.

Мало людей действительно знают нашу веру, потому что разъезжаются в разные концы мира. Поэтому нам нужно с помощью современных способов воспитывать новых катехизаторов и обеспечивать их необходимыми материалами. Я желаю, чтобы мы имели милость и силу осуществить те призывы/задачи, которые ставим перед собой.

 

Беседовал о. Игорь Яцив,

руководитель Департамента информации УГКЦ


ТЕГИ: Синод
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...