Владыка-номинант Иван Кулик: «Епископское призвание – возможность служить людям и вести их к Богу»

понедельник, 02 декабря 2019, 13:32
1 декабря состоится архиерейская хиротония уроженца Тернопольщины, первого в независимой Украине епарха Каменец-Подольского УГКЦ Ивана Кулика. Накануне этого знакового события состоялась беседа с владыкой-номинантом, в которой он рассказывает о своём призвании, пастырском становлении и выражает мысли по поводу своего архипастырского служения на территории Хмельницкой области.

 – Поздравляем вас, владыка Иоанн, с началом нового этапа деятельности на службе Церкви и народа. Было ли неожиданностью решение Синода УГКЦ об избрании Вас епископом Каменец-Подольской епархии?

 – Решение Синода УГКЦ об избрании меня епархом Каменец-Подольским было действительно неожиданным. Когда Блаженнейший Святослав, Глава нашей Церкви, сообщил мне об этом, у меня возник вопрос: почему именно я? К такому служению я ещё слишком молод и неопытен. И половину своей жизни, а это двадцать лет, я прожил за пределами Украины. Такие мысли восставали во мне, и это вызвало определённые переживания. С другой стороны, понимаю, что призвание к епископскому служению – это Божий призыв, и поэтому принимаю его как великий Божий дар. Верю, что Господь будет вести меня и, несмотря на все мои несовершенства, давать силы и мудрости быть хорошим архипастирем.

– Всё, что получает человек в жизни, – это Божья благодать. Считаете, что самый ценный талант вашей жизни – это и есть та благодать, которую вы получили сейчас?

 – Всё в нашей жизни получаем от Бога, Он – податель всякого блага. Думаю, самое ценное, что Бог мне даровал в жизни, – это призвание, чтобы священством служить человеку и помогать ему идти Божьей дорогой. Епископское призвание, наверное, должно стать для меня возможностью, чтобы ещё лучше послужить людям и вести их к Господу.

– Каким, по вашему мнению, должен быть современный епископ?

 – Современный епископ, как, впрочем, и священник, должен быть хорошим христианином. Знаем, что главные задачи епископа – это учить, освящать и управлять. Возможно, лучше всего это можно совершать аутентичностью своей ежедневной христианской жизни. Наверное, простота жизни, молитва и подлинность смогут лучше помогать епископу или священнику открывать людям Бога.

 – В какой среде вы воспитывались?

– Рос я в христианской среде. Наибольшую роль в моём духовном воспитании сыграла бабушка: она учила меня делать знак святого креста, учила первым молитвам, часто вместе с ней я ходил в паломничество к Матери Божьей, прославленной в чудотворной Зарваницкой иконе, или совместно мы посещали другие святые места. Родители тоже пытались привить мне любовь к Богу и к ближнему..  

– Какие самые важные моменты в вашем образовании?

– Оглядываясь назад, благодарю Бога за все пройденные этапы человеческой и духовной формации, особенно всех людей, через которых Господь меня формировал и вёл. Первой учительницей моейо духовной жизни, как я уже упоминал, была бабушка. Великими духовными учителями, которые давали пример ревностного священнического служения, были для меня пастыри нашего семейного прихода Святого священномученика Иосафата в с. Переволока Бучачского района отцы Григорий Канак, Василий Деркач и нынешний многолетний настоятель Игорь Вовк.

Особенно тепло вспоминаю свою учёбу в дьяковской-регентской школе (сегодня дьяковско-катехизическая академия им. Г. Хомишина) в городе Черткове. Она привила мне большую любовь к литургической молитве и открыла глубину церковного пения. Затем была учёба в Тернопольской духовной семинарии им. Патриарха Иосифа Слипого, а затем – шестилетнее обучение в Люблинской духовной семинарии в Польше. Это стало благодатным временем духовного, человеческого и священнического становления. После окончания семинарии я углублял свои знания по классическим и по итальянскому языку при Украинском католическом университете во Львове. Затем учился в Риме, в Папском патрическом институте «Августинианум», где получил степень лиценциата по патристическому богословию.

 – Расскажите о вашем опыте пастырства в Италии?

 – В 2005 году я был рукоположён в священники и сразу приехал на учебу в Рим. В то время в Италии было уже более ста украинских общин и не хватало священников, которые могли бы обслуживать наши сообщества, поэтому нас, священников-студентов, часто просили помочь в пастырстве. Время от времени я помогал нашим пастырям в служении в различных общинах Италии. Начиная с осени 2006 года, стал приезжать из Рима в украинские общины в городах Каттолика и Пезаро, которые стали для меня первым опытом пастырского служения. Более двух лет каждую субботу и воскресенье я приезжал к нашим людям совершать Божественную Литургию, проповедовать Слово Божье и быть вместе с ними в их радостях и трудностях. Следующие пять месяцев я служил для наших людей в городах Падуя, Бассано-дель-Граппа, Эсте, Тьене и Кёджа.

В Италии прошло 14 лет моей пастырского служения, из которых 10 лет я служил в приходе Святых Сергия и Вакха в Риме. Служение в украинском приходе Рима было для меня большим даром Бога и прекрасным пастырским опытом. Украинская Церковь в Италии, в частности в Риме, для наших людей стала особенно близким и родным домом, ведь большинство наших соотечественников не имеют собственных помещений, поэтому храм стал особым семейным местом встречи с Богом и друг с другом. В первую очередь, совместная литургическая молитва, катехизация, различные встречи, паломничества к святым местам, празднование церковных и государственных праздников, благотворительные мероприятия – всё это объединяет наших людей вокруг Бога, объединяет в одно крепкое сообщество, даёт силы переживать нелёгкие ежедневные трудности и вызовы.

Подытоживая своё десятилетнее служение в украинском приходе Святых Сергия и Вакха, могу сказать, что эта приходская община стала для меня большим опытом литургической молитвы. Там кроме Божественной Литургии, я учился общинно молиться Вечерню и утреню и открывал большую молитвенную глубину наших литургических текстов. За этот замечательный опыт благодарю Бога и Преосвященного владыку Дионисия Ляховича, ежедневно участвовавшего в совместной литургической приходской молитве; спасибо собратьям-священникам, которые помогали мне в пастырстве; сёстрам катехиткам Св. Анны; приходскому хору и всей общественности, которые принимали участие в ежедневных богослужениях.

– Кто из святых в вашей духовной жизни является образцом для подражания?

– Образец для подражания для меня, прежде всего, мой небесный покровитель – св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Особое место в моей жизни занимает также св. священномученик Иосафат, архиепископ Полоцкий – покровитель прихода, в котором я рос и духовно формировался.

 – С какими ожиданиями Вы начинаете архипастырское служение?

 – Свое архиерейское служение начинаю с большим доверием к Богу, что Он даст силы и мудрости совершать это служение во имя славы и добра всех священнослужителей и мирян Каменец-Подольской епархии.

 – Что будет изображено на вашем епископском гербе?

 – Герб изображён в виде щита на пурпурной мантии, подбитой горностаем, увенчанной золотой епископской митрой с красным подкладом. С обеих сторон выходят золотые епископский жезл и процессионный крест. Герб разделён на три части-поля: на зеленом поле изображён голубь – символ Святого Духа, в верхнем зелёном поле расходятся семь золотых тонких лучей, которые символизируют семь даров Святого Духа. В правом синем поле изображён золотой равносторонний крест над тремя серебряными волнистыми балками в основе как символ воды-Крещения, а в левом красном поле – золотая чаша, как символ показания, терпения и мученичества.

В идее герба лежит библейский текст 1 Ин. 5, 5-8, а также подвижничество св. Иоанна Крестителя и св. Иосафата Кунцевича. Упомянутый текст и фигуры двух святых объединены в триаде: Дух, вода и кровь. Эта триада отражена на гербе.

Текст 1 Ин. 5, 5-8 говорит: «А кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус – Сын Божий? Это тот, кто пришёл водой и кровью: Иисус Христос. И не водою только, но водою и кровью. Дух свидетельствует, потому что Дух есть истина; потому что трое свидетельствуют: Дух, вода и кровь, и те трое – едины».

Святой Дух, вода и кровь свидетельствуют, о смерти Христовой, а также о Его воскресении – свершении спасительной миссии на земле. Как Господь, ведомый Духом, взял в Иордане грехи мира и разрушил их мощь в своей крови, так и каждый из нас призван быть ведомым Святым Духом, Которого стягиваем на себя через таинства Крещения и Миропомазания и жизненное мученичество-свидетельство во имя Божее.

Библейский текст 1 Ин. 5, 5-8 соединённый с жизнью св. Иоанна Крестителя и Иосафата. Святой Дух – Божественная Личность, которая действует в Церкви и освещает её. Духа в виде голубя видел св. Иоанн Креститель. Святым Духом единства и любви был полон св. Иосафат. Вода – символ Крещения, очищения, она вытекла из ребра Христова. Водой крестил св. Иоанн, а также в летние воды было сброшено тело св. Иосафата. Кровь – символ терпения и мученичества, прежде всего, Христова, а потом уже – его последователей св. Иоанна Предтечи и Иосафата Кунцевича.

Внизу герба на золотой ленте помещён епископский девиз: «Проповедовать свет народу». Эта надпись является частью более широкого фрагмента из Деяний святых апостолов (26 22-23): «Но, получив от Бога помощь, я по сей день стою и свидетельствую малым и великим, ничего не говоря, кроме того, что Моисей и пророки говорили, что должно наступить: что Христос будет страдать, и он первый, воскреснув из мертвых, должен проповедовать свет народу и народам». Эти слова, сказанные апостолом Павлом, имеют непосредственное отношение к символике герба, поскольку связаны с Христовым воскресением.

– Какими будут первые шаги епископа Каменец-Подольского?

 – Я никогда раньше не был на территории Хмельницкой области, поэтому моими первыми шагами будут встречи, общение и слушание. Важно узнать епархию, как территорию, но чрезвычайно важно познавать епархию, как живой организм.

– Чему больше всего Вы стремитесь научить своих верующих?

 – Хотел бы, чтобы мы все вместе – епископ, священники, и верующие – учились быть хорошими людьми и ревностными христианами. Хотел бы, чтобы наша Каменец-Подольская епархия развивалась и росла духовно благодаря хорошей литургической молитве, хорошему совершению богослужений, мудрой проповеди Слова Божьего, катехизации, умению слушать друг друга и послужить друг другу, особенно нуждающимся.

 – Человек, который живёт в социуме, всегда идёт на какие-то компромиссы. На какие компромиссы вы не смогли бы пойти?

 – Я бы никогда не хотел идти на компромисс со злом и сознательным грехом, потому что это большой яд, который уничтожает человека и целые сообщества.

 – Ваш возраст – ваше преимущество. Вы ещё понимаете молодых, но уже есть достаточный жизненный опыт, который позволяет наравне общаться с людьми старшего поколения. Каким образом удерживать «золотую» середину, чтобы привлекать к Церкви молодёжь и зрелых людей?

 – Святой Августин, обращаясь к своей пастве, сказал: «Вам я епископ, а вместе с вами – христианин». Эти слова епископа Иппонского открывают важную правду, что каждый человек требует от епископа или священника подлинности и правдивой идентичности, то есть это, наверное, то, что больше всего может привлечь людей к Церкви и открыть им Бога. Перефразируя слова св. Августина, хотел бы сказать: «Для всех вас я епископ, но с детьми являюсь ребёнком, с молодёжью – молодым, со старшими – пожилым».

 – Каменец-Подольская епархия в исторической ретроспективе испытывала расцвет и упадок. Каким образом восстанавливать её прежнее духовное величие?

 – Каменец-Подольская епархия своего наибольшего развития достигла в XVIII веке. Она простиралась тогда на всю территорию Хмельницкой области и занимала часть нынешней Тернопольской и Винницкой областей. Епархия была разделена на 25 деканатов, объединявших 919 приходов. Упадок и полное уничтожение епархии случилось в XIX веке, когда нынешняя Хмельницкая область оказалась под господством Российской империи. Враждебное отношение Российской империи к Греко-Католической Церкви привело к ее ликвидации на Подолье.

Во времена независимости Украины древняя Каменец-Подольская епархия возродилась и развивается. Благодаря прежнему администратору епархии – Высокопреосвященнейшему владыке Василию Семенюку в епархия сегодня заложены прочные фундаменты для дальнейшего развития. Сейчас в Каменец-Подольской епархии зарегистрировано 75 общин, построено 52 новых храма, служат 33 священника. На её территории совершают также своё служение сёстры редемптористки, отцы василиане и отцы редемптористы.

 – Как Вы будете налаживать сотрудничество с другими конфессиями?

 – Христос призывает нас всех жить в единстве и мире. Буду использовать все возможные способы, чтобы налаживать сотрудничество с другими конфессиями. Прихожу в Хмельницкую область, чтобы своим трудом послужить построению единства, мира, согласия и любви между всеми конфессиями и людьми доброй воли.

 – Спасибо за беседу. Пусть Всевышний благословляет ваш архипастырский путь.

 

Беседовала Надежда Шподарунок

 


ПУБЛИКАЦИИ

Обращение Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ по поводу аграрной реформы в Украине04 декабря

Обращаемся к государственной власти Украины с просьбой не ускорять искусственно земельную реформу, а подойти основательно к этому...

АНОНСЫ