«Во время кризиса нельзя прекращать диалог», — Глава УГКЦ газете «Rzeczpospolita»

суббота, 31 марта 2018, 23:35
Современная культура преобретает всё больше и больше индивидуалистических черт, благодаря которым мы сейчас думаем категориями не сквозь призму «мы», а через призму «я», то есть не хотим покидать своё поле индивидуальности.

Вот почему нам сегодня весьма непросто говорить об общем благе, в частности о благе государства. Однако мы как христиане имеем возможность исцелить это и помочь друг другу, особенно когда Европа переживает волны испытаний, к которым можно отнести и украинско-польские отношения. Именно потому, чтобы популизм и «разные» видения истории ничего не разрушили между нашими народами, мы должны выйти навстречу и увидеть боль другого. Ведь у каждого своя боль, свои раны и своя история...

Об этих и других не менее важных аспектах украинско-польского диалога говорил Отец и Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав в интервью изданию «Rzeczpospolita».

Диалог как возможность услышать друг друга

По словам главы нашей Церкви, мы должны работать над новыми инициативами (которые будут поступать с обеих сторон границы), чтобы украинцы и поляки могли встретиться друг с другом. Диалог – это один из успешных способов открыться друг другу. Но особенно важна, конечно, совместная молитва.

«Прежде всего, диалог – это возможность поговорить. Согласно традициям Восточной Церкви, диалог является тайной (загадкой). Диалог состоит из двух фаз: слушания и речи. Когда мы слушаем, мы принимаем действительность и достоинство другого человека. Однако порой наш разговор становится лишь набором монологов. Мы общаемся между собой, но мы не можем пойти на диалог, потому что не способны решиться послушать, – говорит Предстоятель УГКЦ. – Но момент слушания – очень важный элемент диалога. С другой стороны, это говорит и о сути диалога.

Слушая другого человека, нам вовсе не обязательно с ним соглашаться. Однако именно момент ответа, несмотря на нашу боль, его вербализация является элементом терапии. Вот почему диалог так важен. Он не может быть «одноразовым» актом, это довольно долгий процесс... Диалог не следует прерывать. Я применю это к религиозной жизни: когда я отказываюсь от диалога с Богом, то я совершаю грех и ищу возможность исправиться, чтобы возобновить своё общение с Ним. И это похоже на наши межличностные отношения. Мы не можем ограничиваться лишь речью, мы также должны слушать собеседника», – убеждает Глава Церкви.

Роль и место церкви в украинско-польском диалоге

«Наши Церкви, особенно Греко-Католическая и Римско-Католическая, должны быть катализаторами диалога с Богом, между людьми и нашими народами», – подчёркивает в интервью Блаженнейший Святослав. По его мнению, примирение и прощение должны стать частью личной культуры каждого украинца и каждого поляка. К сожалению, если Церковь продвигает диалог вперёд, то политики часто наносят ему значительный вред и даже разрушают его...

«Политики имеют свои цели и ищут различные пути для их достижения. Иногда они совсем не беспокоются, используя Церковь для повышения своего рейтинга в глазах избирателей, но в ущерб нашим народам, а иногда и самим Церквям. Один человек однажды сказал мне, что для крайних левых Церковь всегда будет слишком правой, для крайних правых – будет слишком левой, слишком материальной – для экстремального спиритуалиста, а очень духовной – для материалиста. А Церковь находится в центре, ибо в ней пребывает Христос. Задача Церкви – проповедовать учение Христа и быть тем местом, где Он находится. Конечно, мы являемся частью гражданского общества и воплощаем в жизнь принципы социальной доктрины Церкви, в определённом смысле, мы сотрудничаем в создании государства. Однако это не наша надлежащая миссия, потому что наша цель – построить Царство Божье», – отмечает духовный лидер греко-католиков.

О тенденции инструментализации истории

Он также отметил ещё одну опасную тенденцию, которая возникает между польским и украинским народами, – это инструментализация исторической памяти и создание новых исторических мифов. Современное молодое поколение не совсем хорошо знает и ориентируется в истории своей страны, особенно в острых и сложных периодах. Поэтому популисты пользуются этим и легко манипулируют историческими темами. В связи с этим историки должны понять друг друга, чтобы прийти к общим выводам.

«Сегодня, чтобы очистить и нормализовать наши дискуссии о прошлом, историки должны много работать. И что не менее важно, они должны не сделать историю инструментализированной, а наоборот – иметь полную свободу исследований», – добавил во время разговора Блаженнейший Святослав.

Департамент информации УГКЦ

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...