«Все вызовы и задачи Церкви на сегодня связаны с главной задачей – спасать человеческую жизнь», – Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав

суббота, 30 апреля 2022, 13:39
Вопрос «Где есть Бог во время войны?» в эти пасхальные дни звучит по-особенному в Украине. И Воскресение Христово даёт определённый ответ на этот вопрос из глубины сердец миллионов людей: «Он здесь, в Украине, с нами и среди нас. Болеет нашими ранами, плачет нашими слезами, воюет и помогает нашими руками».

В программе «Открытая церковь» накануне Пасхи Отец и Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав говорит: «Пасхальная суббота – это время перемены, когда Господь начинает превращать плач в радость, грусть – в Великий праздник Воскресения. Грусть не исчезает сама по себе, но она преображается. Хочу пожелать каждому такого преображения и перемены. Иисус сказал апостолам непосредственно перед своими страстями: "Будете скорбеть и плакать, а мир будет радоваться. Но ваша грусть и плач на радость обернётся, и тогда той радости у вас никто не отнимет". Хочу всем пожелать пережить эту Пасху как превращение плача и печали в радость присутствия среди нас воскресшего Христа. Такое изменение не может сделать человек, его может совершить только сам Господь Бог».

«Самое большее, что запомнилось, – это глаза»

Блаженнейший Святослав говорит: значение и вес того, что произошло и происходит в Украине и с украинцами в этой войне, мы ещё будем осмысливать. Сейчас мы проживаем эти события непосредственно – в причастности и сопереживании, в том, чтобы разделить горе и боль, поделиться хлебом и домом, поддержать словом и молитвой.

«То, что мне вспоминается сейчас за эти страшные дни марта и апреля – это очень много встреч, – делится Блаженнейший. – Мы как Церковь постоянно были в движении, посещали наших священников, монахов и монахинь, наших людей в разных обстоятельствах».

То, что вспоминает Блаженнейший Святослав из этих поездок и встреч – глаза людей, которых коснулась война. Глаза военных капелланов, волонтёров, беженцев, тех, кто пережил оккупацию: «Самое большее, что мне запомнилось, – это глаза. Вспоминаю глаза наших военных капелланов – измученные, смущённые, но в тех глазах была видна ещё тогда, вначале, какая-то несокрушимость, решимость. Ни у кого в глазах не было страха.

О чем говорят глаза человека во время войны? Об этом в первые дни войны рассказывали наши ребята, которые с оружием в руках защищали наш Патриарший собор и отлавливали подходивших к Днепру российских диверсантов. И наши ребята говорили: "Мы видели в их глазах страх. И это значит, что мы победим".

Глаза наших военных, побывавших в боях. Глаза раненых ребят, которых мы посещали здесь, в Киевском госпитале… Всё, о чём они, как один, просили: "Молитесь, чтобы я как можно быстрее встал в строй". Глаза наших волонтёров, в частности, детишек, которые помогали родителям в логистических центрах. Глаза переселенцев, которые даже стеснялись так называться и говорили: "Мы должны переждать и возвратимся домой". Глаза наших молящихся, которые днём и ночью смотрят в глаза самого Бога и Его любви. В глазах всех этих людей было видно, как день за днём эта победа, о которой говорили наши защитники собора уже в первые дни войны, проявляется всё яснее».

Церковь остаётся с людьми

Принцип УГКЦ – всегда быть со своим народом – в эти месяцы войны воплотился буквально: десятки священников, сотни монахов и монахинь остались на оккупированных территориях вместе с людьми, которые по разным причинам не смогли эвакуироваться.

«Когда мы в своё время формулировали этот лозунг – Церковь должна быть со своими людьми, – он касался пастырства нашей Церкви для эмигрантов, для диаспоры: волна эмиграции из Украины последние пять-семь лет была впечатляющей, – говорит Блаженнейший Святослав. – Думаю, тогда никто из нас даже представить не мог, какое значение этот лозунг будет иметь для самой Украины: быть со своим народом здесь, дома, казалось естественным и довольно лёгким делом.

Но быть со своим народом в оккупации – это, я бы сказал, особый шаг. Ибо решиться остаться в оккупации – означает полностью сдаться на милость Божию, ты не знаешь, что тебя ждёт. Многие отцы мне говорили, что они чувствовали, когда принимали для себя такое решение, – когда армия отступила, а власть ищет какого-то диалога с оккупантами, присутствие священника становится для людей последней надеждой. Неизвестно, кто может помочь в таких обстоятельствах. Остаётся лишь Церковь и священник».

В своих монастырях остались отцы василиане в Звановке (Бахмутский район, Донецкая область), в Покотиловке, возле Харькова, в оккупированном Херсоне. Остались отцы редемптористы в оккупированном Бердянске. Остался Марийский духовный центр в Мелитополе.

«Хочу вспомнить владыку Василия Тучапца, который остался в Харькове. В его кафедральном соборе УГКЦ ежедневно получают продуктовые наборы, по меньшей мере, полторы тысячи горожан», – говорит Блаженнейший Святослав.

Три зоны служения Церкви во время войны

Глава УГКЦ подчёркивает: все вызовы и задачи Церкви на сегодня связаны с главной задачей – спасать человеческую жизнь. И действовать в соответствии с обстоятельствами и потребностями на выполнение этой задачи. «Поэтому мы в своём служении поделили всю территорию Украины на условные три зоны», – объясняет он.

Первая зона – «горячая», это зона боевых действий, обстрелов и оккупации.

«Это очень особые обстоятельства, и мы стараемся, прежде всего, присутствовать там. В украинском войске есть наши военные капелланы, но и наши епископы, священники, монахи и монахини остались с гражданским населением, – говорит Блаженнейший. – Там это присутствие имеет особую задачу – спасать людей физически, кормить их, потому что с едой бывает трудно, и при первой возможности способствовать их эвакуации. Особенно тяжело в городах – в окружении и оккупации... Большая боль – Мариуполь... Эти горячие точки пылают сегодня, и я восхищаюсь служением наших отцов, поддерживающих надежду у людей, которые там находятся».

Вторая зона – приходы и монастыри, расположенные в непосредственной близости к районам боевых действий.

«Это места, где люди, которые выезжают из-под обстрелов, могут впервые остановиться и перевести дух, перекусить, переодеться, переночевать, сориентироваться, что делать и куда двигаться дальше, – объясняет Блаженнейший Святослав. – Когда боевые действия велись на территории Киевской архиепархии, такие центры служения тем, кто в пути, были на юге Киевской области – в Фастове и Белой Церкви, в Умани, и дальше на запад – на Винниччине и Житомирщине».

В этой же зоне при приходах УГКЦ уже в начале марта были созданы логистические центры для приёма гуманитарных грузов.

«После освобождения Киевщины в нашем Патриаршем соборе и в Патриаршем центре образовался крупнейший на этой территории логистический центр, – говорит Блаженнейший Святослав. – Синодальный зал, который мы готовили для Синода Епископов УГКЦ в июле, сегодня полностью занят одеждой, и там каждый день, как пчёлки, работают волонтёры, чтобы её отсортировать и отправить тем, кому это сейчас нужно. Во всех помещениях собора и его криптах, во всех комнатах Патриаршего центра всё заставлено разными видами помощи – ни одного сантиметра свободного места нет. И это показывает динамику движения этих зон и соответствующего служения Церкви: здесь оно является по большей части социальным».

Третья зона служения Церкви – там, где вынужденно переселённые люди оседают, временно или на долгое время. Это запад Украины и заграница.

«Мы пытаемся принять этих людей, помочь им реинтегрироваться в общественную жизнь, оказать им необходимую помощь, врачебную опеку, искать возможности, чтобы дети учились, а трудоспособные люди нашли работу. Особое служение – там, где люди пересекают западную границу. Всем известны разные истории на украинско-польской границе, когда были страшные очереди: люди на вокзалах нуждались в помощи, чтобы просто физически пережить это путешествие, на которое они отважились. Наши общины за рубежом – это отдельное измерение: они мобилизовались, чтобы не только собирать гуманитарную помощь для украинцев, но и заниматься нашими беженцами», – рассказывает Глава УГКЦ.

«Радость Пасхи превратится в нашу силу выжить, выдержать и не отчаяться»

Этот разговор проходил перед самой Пасхой, и потому встал естественный вопрос: как встретить день Воскресения Христова в этом году, и вообще – как позволить себе ощутить радость посреди горя, разрушений и смерти?

«Это очень трудный вопрос, на который, возможно, сегодня мы не имеем достаточного ответа, – говорит Блаженнейший Святослав. – Но так, как солдат требует пищи и отдыха, чтобы восстановить свои силы и продолжить борьбу, так же и каждый человек, среди постоянного вызова смертоносной войны, в постоянном эмоциональном истощении и усталости нуждается в празднике. Мы говорили об этом в канун Пасхи и год, и два года назад, во времена пандемии, когда люди находились в постоянном стрессе и страхе смерти. Сегодня у нас ещё более жестокая действительность и ещё более реальная опасность смерти.

Да, мы нуждаемся в празднике, но должны понимать, что Пасха происходит независимо от того, будем мы грустить или радоваться, будем думать только о земном или о небесном. Пасхальное движение Христа – это дело Божие. Пасха произойдёт, даже когда человек будет закрываться от той радости, дрожать от страха – как это было с апостолами, которые не знали вначале, что такое Пасха и Воскресение. Как пишет евангелист, они сидели за запертыми дверями и дрожали, но Христос пришел к ним и сквозь запертые двери: да, как Он вышел из закрытого гроба, так же прошел и сквозь закрытые двери, чтобы сказать ученикам слово, которое потом стало источником пасхальной радости: «Мир вам!».

Итак, мы верим и знаем, что Христос в день Пасхи, в Пасхальное воскресенье, придет. Он придет, и так важно, чтобы мы не спали в то время, чтобы мы слышали, чтобы мы Его встретили и приняли то, что Он хочет дать нам.

Поэтому Пасха будет, и украинский народ будет праздновать её, будет принимать эту небесную радость, которая превратится в нашу силу выжить, выдержать, пройти дальше этой дорогой страданий и не отчаяться. Пасха нам очень нужна, чтобы мы не опустили рук, чтобы мы поверили в Воскресение. Потому что поверить в Воскресение Христово сегодня – для нас означает поверить в победу Украины, которая будет так сиять в эти дни в тех глазах, с которых мы начали наш разговор, в глазах победителей».

***

Модератор программы о. Игорь Яцив предложил Блаженнейшему Святославу блиц: короткие вопросы – короткие ответы, насколько это возможно. Вопрос о том, что сейчас больнее всего. И вот ответы духовного лица и украинца.

– Почему Бог не остановит Россию?

– Думаю, он её остановит. Он её останавливает. Но, чтобы остановить зло, Господь Бог хочет действовать вместе с человеком. Зло совершает человек, поэтому другой человек, с Божьей помощью, должен остановить то зло и побороть его.

– Какую молитву чаще всего Вы произносите в последнее время?

– Чаще всего – "Господи, помилуй". Или немножко более длинный вариант – так называемую Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных".

– Что делать, если воздушная тревога застала в храме?

– Стоит выяснить заранее, где ближайшее укрытие. В частности, когда ходите в какой-то один храм или заходите в него во второй или третий раз, узнайте об этом. Некоторые храмы имеют укрытие в своих криптах, и тогда возможно туда сойти. Но обо всём этом стоит поинтересоваться заранее.

– Можно ли позволять себе быть весёлым во время войны?

– Отвечу, возможно, с другой стороны: нельзя позволять себе всё время грустить. Не дайте врагу украсть вашей радости. Войну мы побеждаем и тогда, когда не поддаёмся панике и страху, которые враг хочет нам внушить.

– Три слова поддержки для украинского защитника.

– С нами Бог!

– Слова поддержки тем, кто потерял близких.

– Отдайте Вашего самого дорогого человека в любящие объятия Господа Бога, ибо он не перестал существовать – он есть в Боге.

– Вы боитесь смерти?

– Ну, все боятся. Но смерти надо не столько бояться, как быть к ней готовым.

– Когда наступит победа Украины?

– Не знаю. Но точно знаю, что она будет.

 

Подготовила Оксана Козак,

Департамент информации УГКЦ


ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...