«Вся деятельность митрополита Андрея Шептицкого – это приумножение общественного добра», – о. Богдан Прах

пятница, 07 ноября 2014, 18:11
В 70-ю годовщину смерти великого религиозного деятеля – митрополита Украинской Греко-Католической Церкви Андрея Шептицкого, ректор УКУ о. Богдан Прах делится своими впечатлениями от встречи с видимыми плодами его труда.

Когда я впервые посетил музей Олексы Новакивского, это было примерно в 1988 году, получил наглядное доказательство, что если бы не жертвенность митрополита Андрея Шептицкого, то современная украинская культура была бы не такой полноценной. Многие таланты не смогли бы себя проявить. У Андрея Шептицкого был великий дар – видеть Божью искру, открывать таланты, обращать людей к Богу.

Митрополит Шептицкий видел в людях дары Святого Духа, он их никогда не использовал, не манипулировал ими... Наверное, этим он отличался от наших современников, которые хотят обогатиться на чужом таланте

Мир постоянно балансирует на грани выживания. В этой борьбе ценности очень быстро коммерциализируются, а значит – обесцениваются. Митрополит Шептицкий видел в людях дары Святого Духа, он их никогда не использовал, не манипулировал ими, а в силу своих возможностей стремился развивать эти таланты. Наверное, этим он отличался от наших современников, которые хотят обогатиться на чужом таланте. Митрополит Андрей покупал помещение, организовывал экспедиции по отдалённым галицким сёлам, потому что заботился не о своей выгоде, а о развитии украинской культуры и образования в народе.
Мне кажется, что митрополит смотрел на вещи с точки зрения Божьих законов Царства Божьего, неземного будущего. Думаю, что он показал нам пример, как мы должны реагировать на вызовы современности.
Сегодня многих удивляет подход митрополита к своим делам. Кажется, что у него не было даже мысли, что что-то можно делать для себя. Вся его деятельность – это приумножение общественного добра, воспитание у украинцев любви к красоте. Благодаря его настойчивости у нас есть национальный музей во Львове, десятки собраний икон практически со всех уголков Украины.

Думал не только о польско-украинском, но и об украинско-украинском примирении

Многие люди спрашивают себя: почему он это делал? Склоняюсь к мысли, что после окончания Первой мировой войны Андрей Шептицкий пришёл к пониманию, что только Греко-Католическая Церковь является той силой, которая защищает украинцев, а он, соответственно, самый высокий авторитет, который может облегчить судьбу своего народа. Подтверждением служит факт, что митрополит организовывал встречи с несколькими деятелями стран Антанты, отстаивал автономию Галичины, ездил в США, Францию, за что, фактически, был интернирован польскими властями и не мог вернуться во Львов.
Защита митрополитом православных церквей на Холмщине свидетельствует, что он действовал не как религиозный (ведь в древности эти церкви принадлежали греко-католическим приходам), а, скорее, как политический деятель, защищающий интересы всего украинского народа. Думал не только о польско-украинском, но и об украинско-украинском примирении.
Митрополит Андрей хорошо знал и понимал реальность, в которой жил. Понимал, что украинцы не простят полякам поджога своих церквей, будут мстить и убивать, совершать другие политические преступления, а он, как добрый пастырь, не мог допустить, чтобы его дети проливали кровь.
Надеюсь, что до окончания этого года, который наша Церковь провозгласила Годом митрополита Андрея Шептицкого, Святой Престол причислит его к лику блаженных.  

о. Богдан Прах,
ректор УКУ

 

ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...