«Жизнь может быть полна стресса, проблем, но вы должны смотреть на всё сквозь призму юмора», – Борис Лушняк

понедельник, 16 июля 2018, 16:02
Дорогие друзья, в минувшую субботу в УКУ состоялись выпускные торжества, на которых мы имели честь слушать чрезвычайную речь экс-главного врача США с украинскими корнями Бориса Лушняка. Хотим поделиться с Вами основными тезисами этого трогательного и поучительного выступления.

НИКОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, ГДЕ ВСТРЕТИШЬ ЛУЧШЕГО ДРУГА, ПОЭТОМУ ЦЕНИТЕ ДРУЖБУ

Я уверен, что за студенческие годы на вас сошло значительно большее благословение, чем полученные знания. Уверен, что за это время вы нашли новых друзей и прошу вас ценить это.

Поэтому хочу рассказать о собственном знакомстве с одним из лучших моих друзей – владыкой Борисом (Гудзяком).

Мы познакомились при необычных обстоятельствах: в «Лесной школе» для лидеров «Пласта». В первый день руководство лагеря поручило нам обоим задание, необходимое для функционирования лагеря, и вот мы объединились для общей миссии – с лопатами в руках копать... нужники.

Даже сорок лет спустя весело вспоминать, как я встретил одного из лучших моих друзей на дне ямы, уставшего под горячим солнцем, но такого, который разделил со мной труд на благо сообщества.

Вряд ли мы тогда понимали, сколько ещё таких метафорических ям будет на наших будущих путях. Но, вспоминая этот эпизод, мне приходят на ум слова неизвестного автора: «Просто друзья покупают тебе еду, а лучшие друзья едят твою еду».

ВСЕГДА ПОМНИТЕ СВОИ КОРНИ И ХРАНИТЕ СВЯЗЬ С ПРЕДКАМИ

Мы с владыкой Борисом родились американцами в семьях украинских эмигрантов. Он вырос в Сиракузах в Нью-Йорке, а я родился в «украинском селе» района Чикаго, в патриотической семье.

Жизнь в семье эмигрантов – двойное существование: иногда тяжёлое и запутанное.

Юные годы мы провели, объясняя другим, что такое Украина. Нас обозначали как представителей других национальностей, поскольку понятие «Украина» было чем-то непонятным. Хотя в лагерях «Пласта» мы несли сине-жёлтые флаги и пели гимн, всё же среди флагов всех стран мира сине-жёлтого я так и не нашёл. Гимн, который мы пели в международном сообществе, тогда ещё не признавали национальным. И наш юный ум путался: так кто же мы?

На новую землю мои родители прибыли из Украины, пересекая океан, после того как прошли ужасы Второй мировой войны и провели годы в лагерях для беженцев послевоенной Германии. Они приехали в США с пустыми руками и сделали первые шаги навстречу новой жизни, не забывая, кем были и откуда.

Впоследствии они учили нас, что образование играет главную роль в достижении успехов. То есть не только в изучении американского образа жизни, но и собственного наследия, корней.

Проводить каждую субботу в течение одиннадцати лет в украинской школе – далеко не первый выбор молодых украинцев-американцев за рубежом. В то время, как наши американские друзья наслаждались досугом, мы изучали Шевченко, Ивана Мазепу, патриарха Иосифа (Слипого), митрополита Андрея (Шептицкого)...

Это не казалось тогда приоритетной задачей. Но с течением лет, во время моей первой поездки в независимую Украину, я понял, что это украинство было на самом деле самым высоким благословением.

Впервые встретив свою украинскую семью в Бережанах, я понял, что такое связь с землёй моих предков.

Именно понимание семейной истории было решающим, каким человеком я оказался, и стало главным элементом формирования моей личности. Я понял, что мечты моих родителей осуществились, ведь им удалось вырастить нас как американо-украинских патриотов. Я чувствовал настоящее благословение, потому что мог говорить с новообретённой семьёй на языке наших предков. Помню, как тогда поблагодарил родителей за весь путь, который они пережили.

И сегодня вышитая рубашка моего отца, изготовленная руками моей мамы в немецких лагерях, первый раз вернулась в Украину. Она на мне.

ВЫБИРАЙ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ

Я бывший главный врач США и уверяю, что сидячий образ жизни – это новое курение, из-за недостаточности физической активности. Поэтому хочу, чтобы вы встали, подвигали руками, шеей, пожали друг другу руки... Хочу попросить каждого из вас закрыть глаза, помолчать и подумать о той великой радости, которая в ваших сердцах...

То, что вы сейчас сделали с помощью этих трёх упражнений, лежит в основе определения здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний. Здоровье – критический компонент успешной и благополучной жизни.

Большинство недугов в мире можно предотвратить, и это зависит от нашего собственного выбора. Не курите, не употребляйте наркотиков, тренируйте своё тело и разум, сделайте выбор в пользу здоровой пищи. Относитесь к своему телу как к священному храму, которым оно в действительности является.

Поддерживать здоровье – наша обязанность, ибо без этого ум не может быть сильным и ясным.

БУДЬ ГОТОВ НОСИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ШЛЯПЫ, В ЧАСТНОСТИ И ШЛЯПУ ЮМОРА

В жизни мы имеем возможность играть несколько ролей. В английском языке есть выражение «I wear many hats» – «Я ношу много шляп». Эти шляпы обозначают роль. Каждый из вас надевает их множество, но в соответствии с каждой шляпой возникают определённые обязательства.

Сейчас на мне академическая шляпа – я обращаюсь от имени своего университета, он один из аспектов моей индивидуальности. Сейчас я сменю шляпу... Теперь я пластун, член куреня «Ордена крестоносцев». Надеваю обычную кепку – и я отец, человек, член семьи. В ней я обязан растить двух дочерей и быть хорошим мужем, сыном и братом.

В прошлом я носил фуражку офицера в Службе общественного здравоохранения. Хотя моё время в форме прошло, я всё ещё остаюсь офицером. Надев эту шляпу, я узнал сверхважные элементы лидерства, целостности, мастерства и служения.

А сейчас надеваю шляпу с большими ушами. Она смешная и, казалось бы, неуместная, но всё-таки она самая важная, потому что демонстрирует ваше отношение к миру. Жизнь может быть полна стресса, проблем, но вы должны смотреть на всё сквозь призму юмора. Смех - лучшее лекарство. И как врач я предпочёл бы подписывать рецепт именно на такое лекарство.

Американский военный лидер, бывший президент Эйзенхауэр писал: «Чувство юмора является частью понимания того, как общаться с людьми и доводить дела до конца».

ЗАГЛЯНИ ЗА ГОРИЗОНТ И НАЧНИ СЛУЖИТЬ ДРУГИМ

Одно из крупнейших впечатлений я получил в период службы в Либерии (Западная Африка), во время эпидемии эболы на территории нашего военного госпиталя. Я играл главную роль в поддержании боевого духа офицеров, которые несли службу, наблюдая за больными пациентами.

Как-то около полуночи я решил наведаться к команде ночной смены. Пришёл, чтобы сказать, что горжусь их трудом и преданностью. Когда же покинул их, встретил молодых офицеров, которые упорно что-то сооружали под шум электроинструментов и стука гвоздей. Когда я спросил, что они делают, то услышал: «Мы не можем сказать». В большинстве военных обстоятельств это, очевидно, не лучший ответ высшему по званию, но они добавили: «Если всё получится, то покажем вам утром». Я сам очень устал, поэтому решил не давить на них.

Наш лагерь был полевыв госпиталем, который ограничивала трёхметровая ограда из цепей, зелёного брезента и колючей проволоки. Этот барьер отгораживал нашу территорию от внешнего мира с целью покоя пациентов и защиты офицеров. Однако забор ограничивал наш обзор и навевал определённое ощущение клаустрофобии. Каждый раз, когда хотелось выглянуть наружу, взгляд упирался в эту высокую ограду.

Проснувшись на следующее утро, я увидел тех четырёх офицеров, которые кричали: «Получилось! Идите сюда!». Они отвели меня в угол жилой площади базы и показали высокую деревянную конструкцию со ступенями и двойным сиденьем наверху – нечто похоже на вышку спасателей на пляжах. Эти ребята кричали: «Поднимайтесь наверх, но закройте глаза перед тем как сесть».

Поднявшись на вершину, я с точностью выполнил их указания: обернулся, закрыл глаза, уселся и только после этого открыл глаза. И тогда я улыбнулся самой большой улыбкой из всех возможных, потому что наконец заглянул за ненавистный трёхметровый забор... И смог увидеть Африку, село, жителям которого мы помогали, дорогу – увидеть причину нашего здесь пребывания и нашу миссию.

Подумав над символизмом этого события, я понял, что это не рассказ, а скорее метафора или притча. Сколько времени нашей жизни мы проводим метафорически глядя в трёхметровый забор с колючей проволокой. В образовании, в профессиональной жизни, в семейных ситуациях мы просто видим препятствия, стоящие перед нами и мешающие посмотреть, куда на самом деле надо двигаться. Мы расстроены и разочарованы этим ограничением. Но на самом деле в жизни есть много верей, подобных этой вышке, которые могут поднять нас выше трёхметрового ограждения.

Выпускники, ваше образование – именно такая башня, которая позволяет взглянуть за горизонт, увидеть решение, понять, что есть высшие цели, которых следует добиваться.

Только вы можете засвидетельствовать, насколько крепкая эта башня, которую помогает построить образование.
Несмотря ни на что, стройте собственные вышки, для собственных миссий, в основе которых лежит служение другим.
Один индийский поэт писал: «Я спал и видел сон о том, что жизнь была радостной. Я проснулся и увидел, что жизнь – это служение. Я стал действовать и, только посмотрите, – служение стало радостью».
То, что я вам сказал, примите за гипотезу, но призываю вас проверить её собственной жизнью.
 
Оксана Левантович
Фото Анны Ильченко и Лесика Урбана
ucu.edu.ua


ТЕГИ: УКУ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...