«Бог не захотел стать ангелом или животным, а – человеком», – о. Василий Рудейко

вторник, 07 января 2014, 17:05
За столом ждёт вкусный ужин, а за окном уже слышно пение колядников. Весь мир притих в ожидании рождественского чуда, все ждут рождения Спасителя мира. О происхождении праздника Рождества в нашей церковной традиции рассказывает о. Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.

– Прежде чем говорить об основных атрибутах Рождества, стоит вспомнить, как произошло это величественное событие. Как рассказывает Библия о рождении Спасителя мира?

– Событие Рождества описано в Евангелиях от Матфея и Луки. Мы уже знаем, что Деве Марии весной явился ангел (праздник Благовещения). Он сообщил ей, что она родит сына, которому нужно будет дать имя Иисус, то есть Благовещение уже готовит нас к Рождеству. К тому времени Мария обручилась с Иосифом, которого стали называть Обручником. Он принял её как свою жену и они вместе отправились в Вифлеем, поскольку в то время проводилась перепись населения и по приказу императора Августа каждый еврей должен был приехать в город своего рождения. А поскольку Иосиф был родом из Вифлеема, то должен был прибыть туда со своей семьёй. Это очень символично, потому что слово «Вифлеем» в переводе означает «дом хлеба». Хорошо об этом говорит святитель Филарет: «Хлеб Небесный исходит в дом хлеба. Христос возвращается в Вифлеем, чтобы там родиться». Когда Иосиф с Марией прибыли туда, то все отели были переполнены. И единственным местом для ночного отдыха для них стала пещера, в которой во времена непогоды скрывались пастухи со своими стадами. Само рождение Христа произошло чудесным образом. В один момент стало светло, послышались голоса ангелов. Пастухи, которые это увидели, пришли в пещеру, а после них мудрецы из восточных стран тоже поклонились Мессии. Против Христа восстало тогдашнее иудейское царство в лице царя Ирода. Тогда же по его приказу истребили всех детей до двух лет. Иосифу с Марией пришлось бежать в Египет, для того чтобы спасти жизнь Иисусу. Когда опасность миновала, они вернулись и поселились в г. Назарете.
 

– Известно, что в начале христианства такого праздника не было и лишь впоследствии, на Ефесском соборе, его установили.

– Это не удивительно. В начале христианства праздники в целом устанавливались интересным способом. До IV века христиане не праздновали исторических праздников. Это означает, что празднования касались каких-то богословских идей. Своеобразным богословским праздником на рубеже IV–V веков до того, как праздник Рождества отделили, был праздник Богоявления – «праздник света». Он объединял в себе несколько богословских идей: рождение Христа, Его крещение, поклонение волхвов, брак в Кане Галилейской. Суть этого древнего праздника, который сегодня сохранился только в одной Церкви (Армянской Апостольской Церкви, 6 января), – указать на абсолютное изменение логики функционирования мира. В рождении Бог становится человеком, в Крещении Пресвятая Троица явилась миру, в поклонении мудрецов – мудрость мира противопоставляется мудрости Божьей, что является переломным в философии, первое чудо в Кане Галилейской представляет Христа миру как Бога, творящего чудеса. Следствием всех этих четырёх аспектов является то, что люди, видя это изменение, приходят к покаянию и вере. Основная идея первоначального праздника Богоявления – увидеть и поверить.

Дидух – связанные в сноп колосья пшеницы или ржи – является в начале христианства образом Христа
 

Примерно в IV веке начинают появляться первые намёки на отделение праздника рождения Христа. Прежде всего, это произошло в Западной Церкви, но впоследствии перешло и в Восточную. Существует много теорий, почему это случилось. Некоторые считают, что он заслонил языческий «праздник света», другие убеждены, что Церковь ориентировались на четыре солнечных цикла солнцестояния и равноденствия, а также, что праздник Рождества зародился, потому необходимо было подчеркнуть рождение Бога в теле человеческом. На самом деле, толчком к выделению этого праздника стали арианские дискуссии IV века. Из этого возникает необходимость акцентировать, что рождённый в теле Иисус Христос есть настоящим Богом. Этот упор на божестве Христа даёт основание считать, что речь не шла о замещении какого-то языческого праздника.
 

– В Украине всё же обычаи празднования Рождества переплетаются с языческими традициями. Чтобы понять, каким должно быть настоящее христианское Рождество, стоит несколько разъяснить. В нашей традиции накануне Рождества вся семья собирается за Святой вечерей. И вот хозяин вносит в дом дидуха. Нужно ли это делать?

– Мне сложно говорить о различных дохристианских верованиях украинцев, потому что сохранилось очень мало достоверных свидетельств тому. Относительно Вечери накануне праздника и внесения дидуха, то трудно говорить здесь о языческих корнях. Почему? Ибо с самого начала христианства ужин перед большими праздниками был обычным явлением. Наше литургическое празднование предусматривает литию, на которой происходит благословение хлебов, пшеницы, вина, елея. То, что праздник происходит перед Новым годом и люди стремились освятить 12 месяцев года, воплощено в 12-ти постных блюдах на Святой вечере. Это попытка указать на освящение всего года. Дидух – связанные в сноп колосья пшеницы или ржи – является в начале христианства образом Христа. Если взглянуть на древние евхаристические молитвы, то там говорится: «так, как эта пшеница была рассеяна по всему миру и собирается, для того чтобы стать хлебом, так и Тело Христово по миру собирается для Евхаристического празднования». Здесь есть намёк, скорее, на христианский ритуал. Поэтому дидух все же является прообразом Хлеба Небесного.
 

Господь указывает нам на наше предназначение: каждый из нас призван стать таким, как Он
 

– Интересны фигуры волхвов с Востока. Некоторые говорят, что это были цари, другие считают их волхвами, магами. Но они пришли к Младенцу Божьему, чтобы Ему поклониться и подарить дары: ладан, золото и смирну. Что символизируют эти фигуры и дары?

– Сегодня учёные больше склоняются к тому, что эти три человека были астрологами-учёными. Они увидели засиявшую новую звезду в небе и, зная, что с этим должна быть связана какая-то радикальная перемена, пошли на её свет, чтобы отдать должное «чему-то, что превышает науку». Речь идёт о золоте – самом ценном, достойном царя, ладане, который принадлежит только Богу, и миро, которым помазывали. Это символы лучшего и высшего, что люди собрали за всю историю существования. Здесь наука преклоняется перед мудростью и правда склоняется перед истиной.

– А каков цикл рождественских богослужений?

– Он подобен пасхальным богослужениям. Празднику Рождества, как и празднику Богоявления предшествует неделя, подобная богослужениями пасхальной. Там есть и Великий понедельник, и вторник и т. п. Рождество, как и Пасхальное воскресенье, находится в центре празднования.

– Так, по сути, первые три дня Рождества являются самыми значительными?
– Важна вся неделя перед Рождеством, а также после. После Рождества мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы – ведь она, прежде всего, причастна к рождению Иисуса. Второй день после Рождества – память Святого Стефана, первого мученика, свидетеля.
 

Видеоверсия разговора: «Человек настолько ценен в глазах Бога, что Он готов воплотиться и стать человеком…» – о. Василий Рудейко

– Если задуматься над праздником Рождества, то он открывает нам простые аспекты общечеловеческих отношений. Здесь речь идёт не только о рождении Спасителя, но и о даре материнства, об уважительном отношении к природе (при рождении Спасителя присутствовали звери), смирении перед Богом, которое символизируют собой три царя. Этот праздник даёт нам понимание таких простых вещей, тогда как люди в современном мире ищут объяснение различных аспектов жизни в современных философских течениях, афоризмах различных мыслителей.
– Праздник Рождества действительно очень глубоко затрагивает межчеловеческие отношения. Базой для этих отношений является ценность человеческой жизни. Человек как таковой настолько ценен в глазах Бога, что Он готов воплотиться и стать человеком. Бог не хочет стать ангелом или животным, а – человеком. Он создал человека в начале сотворения мира, и этим показал чрезвычайную «благость» человеческой жизни. Этим Господь указывает нам на наше предназначение: каждый из нас призван стать таким, как Он. Наши литургические тексты в самый день Рождества говорят о том, что «в день святого Рождества снова зацветает в раю, которым становится Богородица, древо жизни, от него мы, съев плод, будем иметь жизнь вечную».

Беседовала Руслана Ткаченко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next