«Богородица – не богиня, а ближайшая к Христу личность...» – о. Василий Рудейко

вторник, 15 октября 2013, 15:46
14 октября по новому стилю Восточная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В Украине он приобрёл общенациональное значение. Известно, что праздник был установлен в Византии, в честь освобождения Константинополя от захватчиков.

Об истории этого праздника и о том, почему культ Покрова Пресвятой Бородицы получил такое распространение, рассказывает о. Василий Рудейко, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.

Отец Василий, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, кроме религиозного содержания, в Украине приобрёл ещё и общенациональный характер. Существуют различные версии об установлении этого праздника. Известно, что у святого Андрея Юродивого было видение Богородицы в то время, когда на Константинополь напал то ли князь Аскольд, то ли мусульмане. Какое из этих преданий является правдоподобным?

Праздник Покрова следует рассматривать в двух аспектах. Как и в большинстве праздников, существует легендарный фон, свидетельствующий о ранних исторических событиях. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы интересен тем, что он является первым праздником, так сказать, второстепенных мощей. Мы знаем, что тело Пресвятой Богородицы было взято на небо после её Успения. Однако остались её личные вещи, среди которых – риза, омофор и пояс. Эти реликвии хранились в Константинополе в двух церквях. Возникновение этого праздника касалось освобождения Константинополя от захватчиков. Мы не знаем наверняка, что это видение было у святого Андрея Юродивого, на основе рассказа которого и был установлен праздник. Одни исследователи датируют это событие V веком, другие – X веком.

Упомянутое видение описывают так. При молении, которое происходило, когда Константинополю угрожала опасность, от главных дверей церкви во Влахерне по направлению к алтарю прошла Богородица. Она долго молилась и после этого сняла со своей головы покров (омофор – покрытие для женщин античной культуры) и распростёрла его над городом. Таким образом город был защищён, выдержав вражеское нашествие. С тех пор стали праздновать этот Богородичный праздник. Правдоподобно, во время этого моления молились кондак Романа Сладкопевца. Поэтому на большинстве икон Покрова Богородицы изображают ещё и Романа Сладкопевца, который возносит просительную молитву к ней.

Итак, по преданию, святой Андрей Юродивый – единственный, кто увидел в храме Богородицу. Примечательно, что все люди поверили юродивому. Вообще, факт юродивости в церкви привлекает внимание...

Юродивисть – интересный феномен в христианской культуре, в частности, в византийской. Обычно юродивыми называли тех людей, которые ради славы Христовой отказывались от славы мира. Находясь в полном сознании и имея здравый смысл, они представляли из себя неразумных. Иногда они говорили странные вещи. Однако к таким святым относились с большим благоговением. Эти юродства возникали обычно в имперских церквах, например, в Российской или в Греческой Церкви, где император играл важную роль и был очень жестоким. Никто из людей не решался его обвинить в грехах. Однако на это имели право только юродивые. Они указывали на тот или иной поступок обладателя. Это было бы возрождением пророческого состояния в новозаветной христианской Церкви. То, что Андрею Юродивому поверили во время его видения, не является чем-то необычным: юродивым люди доверяли.

А что известно об установлении этого праздника на украинских землях?

Наше христианство было внедрено в значительной мере под влиянием монашества. Киево-Печерская лавра приняла монашество студитов из Константинополя, которые всегда находились под покровом Богородицы. Как известно, монастырская жизнь тяготеет к богородичному культу. Поэтому нет ничего удивительного, что этот культ распространился и на славянские земли. Среди украинцев это очень чтимый праздник, в отличие от греков, где не очень его почитают. У нас он довольно быстро прижился, возможно, ещё в княжеские времена, но во времена казачества – точно уже был. Тогда же Покров становится праздником войска. Кроме того, во времена существования УПА это был особый праздник. Под этим знамением наши воины боролись за свободу Украины.

Покрова считается покровительницей казачества. Известно, что казаки в этот день даже выбирали себе атамана. В честь Покрова Пресвятой Богородицы они возводили храмы. Что ещё известно о чествовании казачеством Покрова?

В то время строили много храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Интересно, что этот праздник на «народном» уровне более уважаем, чем на литургическом. И он не принадлежит к 12 наибольшим церковным праздникам. Зато народные обычаи этого дня очень распространены. Достаточно вспомнить различные свадебные обряды. Во времена казачества это имело веское основание, потому что нужно было защищать войско и страну и иметь с собой охрану. Поэтому темой покровительства пропитана литургическая служба этого дня.

Бытует мнение, что марийский культ является следствием влияния на Западе Украины поляков-католиков...

Византийская Церковь, как и Римско-Католическая Церковь, имеет большую набожность к Пресвятой Богородице, которая связана со спасительными действиями её Сына – Иисуса Христа. Кроме того, большое влияние на то, что рядом с Христом, основным нашим заместителем и посредником между Богом и людьми, стала Его Мать, имели христологические дискуссии, происходившие в IV-V веках. Это дало толчок к развитию марийского культа и особого отношения к Богородице. Хотя, обращаясь к Богородице или святым, всегда нужно помнить, что главными нашими заместителями является сам Иисус Христос и Святой Дух.

Этот праздник не принадлежит к 12 наибольшим церковным праздникам литургического года. А какие совершаются богослужения в этот день?

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы соответствует большим праздникам святых, таких как Апостолов Петра и Павла, Святого Николая и т.п. Накануне этого дня служат Великую вечерню с литией. А в навечерие праздника – Утреня с чтением Евангелия и полиелеем. В сам день праздника совершается Литургия.

Иконография Покрова Пресвятой Богородицы стоит внимания. Существует большое разнообразие изображения этого праздника. Есть «казацкая» икона, а есть просто изображение Богородицы с омофором... Почему же иконография этого праздника такая разнообразная?

Многие монастыри, военные группировки выбирали эту икону главной или основной. На классической иконе Покрова Пресвятой Богородицы изображена фигура Богородицы, простирающей свой омофор над городом, Церковь, молящийся Роман Сладкопевец, который поёт кондак, и почти всегда – святой Андрей Юродивый, указывающий на собственное видение, со своим учеником.
Если говорить о так называемых ктиторских иконах, то там можно увидеть различные изображения: какую-то семью, прибегающую под покров Богородицы, а также Украину или монастырь под покровом Пресвятой Богородицы.

Мы знаем, что нет большего посредника между Богом и человеком, чем Иисус Христос. Почему же тогда люди просят заступничества у Богородицы?
Суть покровительства Богородицы заключается в том, что она просит Христа в неподходящий момент. И даже Христос её слушает. Мы обращаемся к Богородице, потому что заранее уже знаем её ответ. Она сама не решает наших проблем и вопросов. Богородица – не богиня, а ближайшая к Христу личность, всегда говорящая нам: «Всё, что скажет Он вам, – сделайте!».
 

Беседовала Руслана Ткаченко

Видеоверсия разговора: ugcc.tv/ua/media/67747.html

 

ПУБЛИКАЦИИ

Десять тезисов от владыки Бориса (Гудзяка) о целостности лидера 14 декабря

Из лекции «Ценности и целостность лидера», организованной Институтом лидерства и управления УКУ 11 декабря 2017 года в рамках программы...

МЕДИА
Prev Next