Президент Конференции Епископов Канады Ричард Смит: «УГКЦ подаёт всему миру великое свидетельство и пример верности и несокрушимости»

вторник, 27 августа 2013, 19:29
Находясь с визитом в Киеве по случаю освящения Патриаршего собора Воскресения Христова и празднования 1025-летия Крещения Руси-Украины, Высокопреосвященный Ричард Смит, Архиепископ Эдмонтонский, Президент Епископской Конференции Канады, посетил студию «Живого.ТВ» и дал интервью.

Это был его первый визит в Украину, он впервые видел Собор, впечатлениями от чего и поделился... (видео)
 

– Этот храм показывает, что Украинская Греко-Католическая Церковь присутствует на этих территориях и она может многое сделать для общества, – сказал он о Соборе.

– Ваше высокопреосвященство, когда мы говорим о Соборе, то основная его идея – объединить всех греко-католиков во всём мире. По вашему мнению, верным нужна такая главная святыня в Церкви?
– Единство является неотъемлемой частью принадлежности к Церкви Христовой, ведь Иисус Христос отдал свою жизнь, чтобы объединить всех людей, разбросанных по всему миру, в одно тело, в одну Церковь.
Это единство символизируется различными способами. Мы, католики всего мира, объединены вокруг Папы, и видимым символом этого единства является базилика Святого Петра в Риме. Греко-католики, которые разбросаны на разных континентах, объединены вокруг лица Блаженнейшего Святослава – Главы Церкви. И видимый образ этого единства – это Собор.
Хотел бы также отметить, что моё присутствие здесь – подтверждение единства между Украинской Греко-Католической Церковью и Католической Церковью латинского обряда.
Мы хорошо переживаем это единство в Канаде, и хотел бы поделиться этим опытом со своими братьями-епископами здесь, в Украине.

– В ХХ веке УГКЦ пережила свой, возможно, самый тяжёлый период. В начале 1990-х она начала выходить из подполья. На ваш взгляд, Церковь уже вышла из подполья или этот процесс ещё продолжается?
– К сожалению, я не могу сравнить, как Церковь пережила процесс выхода из подполья, чтобы сказать, в каком состоянии она сейчас находится. Но я хотел бы подчеркнуть исторический урок, который Греко-Католическая Церковь даёт всей Церкви.
Украинская Греко-Католическая Церковь подаёт всему миру великое свидетельство и пример верности и несокрушимости. В лице ваших владык и всех других верующих мы увидели, как нужно жить в верности в послании нашего Господа. Это пример и наука для нас, потому что на Западе Церковь переживает преследования. Но сами верующие не всегда готовы свидетельствовать, что они являются христианами и переживают эту принадлежность больше на частном уровне. Поэтому для нас пример Греко-Католической Церкви является свидетельством того, как быть верующими Христовой Церкви.
 

– В Украине мы часто наблюдаем, как некоторые конфессии, скажем так, тесно сотрудничают с властями. Они могут даже агитировать за определённого кандидата в президенты или в депутаты. Правильно ли это, по вашему мнению? И как это происходит в Канаде?
– Не думаю, что между Церковью и государством должно быть именно такое сотрудничество. Согласно учению Церкви, между ней и государством должна существовать определённая автономия. И Церковь ни в коем случае не смеет агитировать за какую-то конкретную политическую силу. Политическая сила или какой-то кандидат могут нарушать христианские принципы, и тогда Церкви придётся критиковать тех людей, за которых она агитировала.

Когда Церковь критикует действия власти – это не вмешательство в её деятельность?
Совсем нет. Реагировать на решение правительства – это не значит вмешиваться во внутреннюю жизнь государства. Церковь должна делать заявления относительно решений, которые противоречат христианским ценностям. Ведь она является частью гражданского общества.

Недавно украинцы праздновали своё 100-летнее пребывание в Канаде. Какое место они занимают в христианском, гражданском обществе Канады?
Празднования столетнего пребывания первого украинского епископа в Канаде очень хорошо проходили и ещё продолжаются. В прошлом году Блаженнейший Святослав посетил Канаду в рамках этих празднований. Моё присутствие здесь, в Украине, является продолжением этих празднеств, чтобы подчеркнуть, насколько мы рады присутствию украинцев в канадском обществе.
В повседневной жизни украинцы напоминают нам об одном из фундаментальных вопросов – о Боге. Вам, наверное, известно, что в западном мире вопрос Бога затертым, неважным ... Однако каждый, кто побывает на Божественной Литургии в украинской церкви и имеет возможность почувствовать символизм иконы, непременно возвращается к вопросу существования Бога. Поэтому для нас присутствие украинского в Канаде очень важна.
Хочу добавить, что украинские греко-католические епископы в Канаде не только члены Конференции Епископов Канады, а очень часто и наши друзья. Сложились прекрасные отношения между украинскими католическими епископами и епископами латинского обряда. Это своего рода является большим свидетельством единства в мире, который часто страдает от различных разделов.

Можете сравнить украинцев, которые несколько поколений уже живут в Канаде, и украинцев в Украине?
Могу сказать, что между ними общее. Это, прежде всего, необычайное гостеприимство, которое я чувствую, посещая украинские греко-католические приходы в Канаде. Всегда чувствую, что люди встречают меня очень приветливо.
То же самое я почувствовал в Украине.
Другая общая черта, объединяющая украинцев в Канаде и в Украине, – отношение к еде. Каждый раз, когда посещаю украинцев, вижу, что они пытаются угостить самым вкусным, что у них есть. За тот короткий период, который я в Украине, я съел гораздо больше, чем ем обычно.

Главная тема Синода Епископов УГКЦ – новая евангелизация. Вы в Канаде тоже ищете, как по-новому нести людям слово Божие?
Да, мы тоже стараемся проводить новую евангелизацию, потому что это призвание Церкви. Она это делает уже на протяжении двух тысяч лет. То, что мы имеем в виду под новой евангелизацией, касается методов и задора, с которым мы провозглашаем Слово Божье.
Перед нами большая проблема, как найти соответствующий язык. Часто речь, которой Церковь пользуется в течение многих лет, не совсем понятна всем верующим. Поэтому мы стараемся доступным языком проповедовать вечные истины.
Есть замечательные примеры новой евангелизации пап римских. Например, Папа Бенедикт сосредоточивал своё внимание на понятии красоты, потому что это то, что человек чувствует инстинктивно, на самом глубоком уровне. Зато Папа Франциск учит нас любви, особенно милосердной любви к тем, кто отвергнут обществом. Это примеры новой евангелизации, которые мы все можем использовать.

А зачем новые способы евангелизации? Разве методы II Ватиканского Собора устарели? Разве мы стали разговаривать на других языках? Или изменилась наша человеческая природа?
Это важный вопрос. Человеческая природа остаётся неизменной, но меняются обстоятельства, в которых человек живёт. Основное послание Евангелия, вечные истины тоже остаются неизменными. Однако перед Церковью встаёт новая задача – сделать так, чтобы была правда вечная, всегда провозглашалась, была понятной для современного человека.

Беседовала Оксана Климончук

ПУБЛИКАЦИИ

Семь тезисов о служении священника в больнице15 октября

Зачем священники присутствуют в больнице? На каких участках Церковь и медики сотрудничают сегодня? Как реагируют больные на присутствие...

МЕДИА
Prev Next