Блаженнейший Святослав: «Благодаря трудовым мигрантам наша Церковь сегодня сияет на весь мир, как пророчески предсказывал слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий»

воскресенье, 02 августа 2015, 13:44
Наш разговор с Главой Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейшим Святославом произошёл перед самым его отъездом из Мадрида (визит в Испанию длился с 6 по 14 июля). Собственно, когда я напрашивался к нему на интервью после воскресного богослужения 12 июля, то оговаривал возможность пообщаться в конце его визита, чтобы подвести определённые итоги. Его Блаженство не мог ничего конкретно ответить, поскольку время его пребывания было расписано едва ли не по минутам. И всё же фактически перед выездом в аэропорт нам удалось пообщаться.

– Ваше Блаженство, вы второй раз приехали в Испанию. Так позвольте вернуть хронику событий немного назад. В апреле 2000 года вы сначала приехали в Мадрид, а затем отправились на конференцию в Гранаду. 15 лет, кстати, прошло. Некоторые наши прихожане, которые находились на заработках в те времена, вспоминают вас тридцатилетнего, с рюкзачком за плечами – улыбчивого и любезного. Свою «марку» вы не потеряли и по сей день. Но вопрос по сути: что можете вспомнить с того первого приезда?

 

– Действительно, это был 2000 год, и я фактически завершал первый год служения в качестве вице-ректора Львовской духовной семинарии. Тогда же занимался вопросами нравственного богословия, преподавал эту дисциплину. Если учесть, что по светскому образованию я медик, то вопрос биоэтики для меня очень близок. Кроме того, ещё во время учёбы в Риме Блаженнейший Любомир Гузар направил меня переводчиком в Папский совет по делам семьи. И тогда я ездил с кардиналом Лопесом Трухильо, тогдашним председателем совета, и в Санкт-Петербург, и во Львов. Переводил конференции по биоэтике для врачей.


И вот в 2000 году этот же Папский совет под руководством кардинала Трухильо организовал подобный конгресс в Гранаде – «Europa por la vida» («Европа за жизнь»). Тогда как раз начинались некоторые законодательные движения в Европе, в частности тенденции к легализации эвтаназии и узаконивание однополых браков. Это происходило на примере только одной страны. Но у христиан было ощущение, что если одна страна узаконит эти античеловеческие законы, то они распространятся по всему континенту. Вот и конференция «Европа за жизнь» имела целью пробудить сознание христиан в Европе относительно опасных тенденций, происходящих в законодательстве Европейского Союза. Собственно, тогда Блаженнейший Любомир, как представитель нашей Церкви, направил меня на конгресс в Гранаду. Однако по дороге ещё и поручил остановиться в Мадриде, для того чтобы встретиться с господином Теодором Барабашом.


– Ныне покойным.


– Да. А также с украинской общиной, что действовала в то время в столице. Вот я приехал, и у нас были, действительно, очень интересные встречи с представителями испанского епископата. В частности, с директором офиса «Емигрантес» доном Антонио Мартинесом, который посвятил нам много времени. Выпала возможность увидеть, что уже в то время у Епископской Конференции Испании был отдельный пастырский план для окормления украинцев. Это было интересно, поскольку впервые Епископская Конференция занялась таким образом украинцами. Даже у нашей Церкви не было пастырского плана по окормлению наших верующих за рубежом.


Тогда же мы встретились с послом Украины в Королевстве Испания господином Тараненко. В первую очередь для того, чтобы «замолвить» слово за наших заробитчан, к которым работники дипломатического учреждения, мягко говоря, относились не очень открыто. Особенно к тем, кто находился здесь нелегально. А тогда таких было очень много.
В то время только начинался процесс легализации: для того чтобы получить легальный статус, достаточно было представить чек, что ты что-то покупал, или официальный документ, подтверждающий твой быт на протяжении определённого времени.


Собственно, дирекция «Емигрантес» всячески помогала нашим людям, а украинское посольство несколько дистанцировалось от них. Мы же хотели изменить ситуацию и опеку нашим дипломатическим представительствиом наших же сограждан.


Однако, думаю, что центральным событием этого визита была встреча с украинской общиной. Тогда при содействии дирекции «Емигрантес», как и господина Теодора Барабаша, нам удалось отслужить в воскресенье очень красивую и тёплую Литургию в церквушке святого Христофора и Рафаила.


– …Наше первое духовное пристанище в стране основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы, которое находилось вблизи столичной станции метро «Канал».


– Интересно, что информация о том богослужение распространилось буквально за несколько дней. Поэтому собралась полная церковь людей. Помню, что после Литургии мы сошли в зал этой церкви и имели очень долгую беседу с общиной. Выполняя поручение Блаженнейшего Любомира, я хотел узнать, сколько здесь людей, какие у них потребности. Почему эта миссионерская станица, существующая до этого и которой занимался отец Сегундо Бенито, уже де-факто не могла ответить на вызовы, связанные с новой волной эмиграции.

В частности, помню, что был впечатлён большим количеством детей, которые пришли на Литургию. Напрашивался логический вывод, что, действительно, очень много семей приехало в Испанию с целью обустроить свою жизнь. И мы уже тогда говорили о необходимости создания украинских школ.


На опыте моего пастырства в Греции убеждён, насколько важно иметь свою школу. Теперь уже разработана отдельная программа министерства образования относительно таких учебных заведений за рубежом. Приезжают преподватели и принимают экзамены у детей, которые посещают субботнюю школу. А тогда ничего ещё не было. Если бы не мощные церковные голоса, видимо, так ничего и не произошло бы. Так что об украинской школе, о необходимости спасать наших детей в вопросе изучения родного языка, но прежде всего катехизиса, мы уже тогда заявили.
На основе того визита я составил подробный отчёт Блаженнейшему Любомиру. Тогда же решили искать священника, принадлежащего к какой-то конгрегации монашеской жизни. Таким образом ему легче было бы интегрироваться в сообщество и находиться в каком-то доме того самого ордена. С этой целью Блаженнейший Любомир обратился к нашим отцам редемптористам, чтобы они предоставили священника для духовного окормления наших верующих в Мадриде. Так появилась кандидатура отца Игоря.


Помню, как оформляли ему документы в посольстве Испании в Киеве. Как это всё было непросто. Мы даже составили жалобу, после чего весь состав посольства поменяли. Но, слава Богу, отец таки приехал. И после этого начались систематические и упорядоченные шаги по пастырскому окормлению наших верующих.
– А дальше попробуем подытожить нынешний ваш приезд. Какие впечатления и выводы от встреч с иерархией Испанской Церкви и украинскими общинами тех мест, в которых вы побывали? В этом ракурсе каков ваш взгляд на дальнейшее продвижение нашей Церкви здесь, в Испании?
– Собственно, этот мой визит был, в некотором роде, историческим. Мы знаем, что 45 лет назад навещал эту страну патриарх Иосиф Слипой. Он приезжал, чтобы посетить группу студентов, возглавляемую господином Теодором Барабашом. Тогда это была маленькая ограниченная группа, фактически миссионерская станица. Теперь же видим, что за эти годы очень многое изменилось и в мире, и в Европе, и в нашей Церкви.
На сегодняшний день, по данным нашего посольства, на территории Испании официально находится почти 100 тысяч украинцев. Согласно предположениям этого же дипломатического учреждения, процент наших соотечественников, которые здесь находились нелегально, достаточно небольшой. Потому что Испания провела несколько легализационных процессов. И наши люди смогли узаконить своё пребывание. Они, в конце концов, не терпят нелегальности и хотят жить официально, упорядоченно, по испанским законам.


Согласно данным, которые можно собрать на основе нашего пастырства, из 100 тысяч почти 70 процентов украинцев являются греко-католиками, которые приехали, в основном, из западной части Украины. Это наши верующие. Бесспорно, есть и православные, и, возможно, представители других конфессий. Но, собственно, ядро и самая большая часть украинской эмиграции в Испании – это греко-католики. Сейчас здесь служат 20 священников в разных частях страны. Хотя наибольшая концентрация общин и наших священников – на средиземноморском побережье. Это связано с особыми условиями труда: сельское хозяйство, туристический бизнес, гостиницы, рестораны и т. д.


Я имел возможность посетить два таких города на побережье – Аликанте и Торревьеха. Туда съехалось очень много наших людей и священников. И можно было увидеть, как там происходит прицерковная жизнь.


Позже я прибыл в Мадрид, где встречался с высокими должностными лицами испанского государства и епископата.


В первую очередь, при содействии нашего посольства мне удалось посетить Министерство иностранных дел, в частности, встретиться с директором департамента, курирующего отношения Испании с Российской Федерацией и Украиной. На встрече присутствовала представитель Министерства юстиции, которая занимается религиозными вопросами. Произошла очень глубокая конструктивная беседа. Я поблагодарил Испанию, за то что она поддерживает Украину в её борьбе против внешнего агрессора. Что, несмотря на собственные экономические трудности, ввела санкции в отношении России. То есть, есть понимание, что на самом деле творится в Украине.


Я также имел встречи с рядом высокопоставленных представителей испанского епископата, в частности с президентом Епископской Конференции кардиналом Бласкесом. Мы обсуждали динамику нашего пастырства и, конечно, будущие ориентиры. Я рассказал ему, что Синод нашей Церкви решил создать экзархат, то есть отдельную структуру для украинцев. Потому что на данный момент нет ничего чётко оформленного. Наше пастырство ведётся на уровне этнических капелланий, и наши люди, священники находятся под юрисдикцией локального римско-католического епископа. Вот таким образом это происходит. Когда епископ более открыт, тогда пастырство лучше развивается, когда он более сдержан или не до конца проинформирован, то возникают определённые трудности. Поэтому нам позарез нужно стремиться к своей структуре. Кардинал с пониманием отнёсся к этому вопросу, интересовался, каким образом наши структуры развивались в других странах. Я рассказал ему про Аргентину, Францию, Великобританию. Охарактеризовал механизмы, с помощью которых это происходило.


Например, в Аргентине нынешний Папа Франциск, а ранее архиепископ Бергольйо, был ординарием для восточных католиков, у которых не было своей структуры. Кроме того, функционировали четыре разные епархии. Кроме украинской, были епархии для маронитов, мелхитов, армян-католиков. То есть яркий пример, каким образом можно развивать пастырство. И экзархат – это первый шаг для создания полнокровной епархии. Однако Епископская Конференция должна это осознать и сделать со своей стороны соответствующие шаги.


Так что со стороны руководителей Испанской Церкви мы увидели понимание, открытость. Но теперь нужно работать над следующими шагами. Для меня было бы очень важно, чтобы на первых этапах мы подписали официальное соглашение о сотрудничестве между УГКЦ и Конференцией епископата Испании. Чтобы это был документ, регулирующий все эти вопросы. Тогда можно было бы искать священника, предварительное готовить его для пастырской работы в Испании. А затем его отозвать, если возникнут, например, какие-то трудности: возможно отец уже исчерпан или другие причины. Чтобы возможна была ротация духовенства. Тогда это создаёт мобильность и улучшает уровень служения самого духовенства.


Важной была также и встреча с военным архиепископом, который отвечает за пастырскую опеку испанской армии. С большим интересом выслушал, каким образом военные получают ее. С определенной долей удивления услышал, как глубоко их армия понимает то, что творится в Украине. Военный ординарий сообщил, что многие их военные находятся сейчас в составе войск НАТО в Прибалтике, в частности, воздушные силы. И они очень хорошо видят и понимают, с каким вызовом ведёт себя Россия по отношению к системе мировой безопасности. Приятно было также слышать, что министерство обороны Испании через свою международную миссию очень живо поддерживает Украину, понимая, что это война не гражданская. Что это – внешняя агрессия, которая бросает вызов не только Украине. Потому что конфликт в ней не является сугубо нашим внутренним явлением, а это – вызов мировой системе безопасности. И поэтому войска НАТО в Западной Европе на это очень серьёезно реагируют.
Очевидно, что военный ординарий тоже член Епископской Конференции, член так называемого экзекутивного органа, отвечающего за воплощение в жизнь тех или иных решений. Поэтому примечательно, что он обещал содействовать развитию нашего пастырства. Ну, и быть нашим приятелем в отношении к ситуации в Украине.


В завершение моего визита состоялась встреча с архиепископом Мадрида, который всего неполный год в этой должности. Я рассказал ему обо всех предыдущих встречах и разговорах. Он тоже задекларировал абсолютную открытость к потребностям украинцев, поскольку в Мадриде и в провинции наибольшая концентрация наших верующих. На этой территории, даже по его данным, около 20 тысяч украинцев. В самом городе – почти девять тысяч. Поэтому он понимает, что одного прихода недостаточно. И речь шла о том, что целесообразно создать как минимум ещё два новых отделения в Мадриде. Даже говорилось, в какой части города они могут размещаться, для того чтобы украинцам было удобно добираться. Словом, беседа состоялась очень интересная и конструктивная.


Отдельно я поднял ещё один важный для нас вопрос, а именно христианское воспитание детей и молодёжи. Потому что как раз украинская община характеризуется большим количеством детей. Здесь, действительно, наши люди смогли объединить семьи и, таким образом, мужчины, женщины и дети вместе живут, работают, учатся. Соответственно, мы должны позаботиться о молодом поколении.
Мы посчитали, что в Мадриде и окрестностях есть, по-моему, шесть украинских школ. Из них только две де-факто находятся под церковной опекой и охвачены христианским воспитанием. То есть в программу введены часы катехизиса и т. д. О других школах до конца ничего не можем сказать. Только в самом Мадриде насчитывается по меньшей мере тысяча детей. Школа нашего прихода охватывает около 200 детей. То есть это – одна пятая от общего числа, которое сегодня нуждается в нашей опеке. Поэтому, конечно, речь шла о том, чтобы сеть украинских приходских школ могла развиваться, получила лучшие условия для обучения, соответствующий персонал. Как и помещение, где наши дети могли бы учиться.


Также обсуждался вопрос возможности приезда в Мадрид наших сестёр служебниц. Мы хорошо знаем, что богопосвященные женщины – всегда очень важный способ присутствия Церкви. В частности, когда речь идёт о воспитании детей и молодёжи. Сюда уже наведывалась генеральная настоятельница этого монашеского ордена, были достигнуты предварительные договорённости. И мы говорили о предметных шагах: как можно сделать, чтобы сначала одна сестра приехала, а позже и другие, для того чтобы иметь здесь своё сообщество и развивать монашескую жизнь.


Очень интересно и приятно было для меня увидеть, что у нас есть семинаристы, которые учатся в Испании. То есть у наших общин здесь есть призвания к священству. И в Алкале, и в Гранаде юноши готовятся поступать в семинарию. А в Мадриде есть один семинарист, родом из этой общины, что учится в Ивано-Франковске. Поэтому есть молодёжь, которая хочет посвятить свою жизнь Церкви. Вот и присутствие наших сестёр-монахинь станет призывом к девушкам посвящать себя служению Богу в монашеском состоянии. Это для украинской Церкви, в частности для Испании, чрезвычайно нужно. Я встречался со многими девушками, и в их глазах видел, как они горят любовью к Церкви. Но они ожидают, чтобы Церковь для них что-то сделала, пригласив в какую-то конкретную миссию служения. Есть много катехизаторов – мирянских активистов, которые сотрудничают со священниками в наших общинах. Но я считаю, что если бы здесь образовалась монашеская община женского ордена, то мы могли бы радоваться и призваниям к монашеству среди наших девушек.


– Блаженнейший, заметили ли вы разницу между той украинской общиной Мадрида, которая существовала 15 лет назад, и нынешней?


– Говоря об этом, в первую очередь могу сказать, что эта община уже устоявшаяся. Это не что-то стихийное, временное... У неё, между прочим, своя интересная история. Однако нужна постоянная структура, которая могла бы обеспечить дальнейшее развитие и опеку над нашими людьми. Также можно сказать, что очень много людей пришли в Церковь, нашли её. Даже те, кто, возможно, в Украине были не очень воцерковленными, то есть не часто хаживал в храм. Именно через те трудности, переживания, которые эмиграция накладывает на личную судьбу человека, они и льнут к Церкви.
И последний, но немаловажный момент. Очевидно, что трагические события, которые происходят в Украине, ещё больше пробудили наших людей, и они ищут церковные организации, для того чтобы молиться за Родину, чтобы помогать ей. Заметно желание быть ближе к разного рода сетям, например, приобщаться к волонтёрской деятельности, поддерживать украинскую армию. Поддерживать даже наши церковные структуры, пастырство силовых структур в Украине и т. д.


Поэтому, действительно, община многочисленная, стабильная, очень живая, активная, молодая. Думаю, если мой первый визит 15 лет назад вызвал новый этап развития нашей общины, то я бы очень хотел, чтобы нынешний официальный пастырский визит, в новых обстоятельствах, тоже стал необходимым толчком, для того чтобы мы перешли на новый, высший уровень церковного бытия здесь, в Испании.
– Вы обратили внимание на тот нюанс, что испанцы намного благосклоннее относятся к вам, поскольку вы владеете языком? Где вы его учили: в школе или в Аргентине?


– Очевидно, что всем приятно, когда к ним обращаются на родном языке. Тогда отпадает сразу много психологических барьеров. Я благодарю Господа Бога, что мог общаться как с испанскими чиновниками, так и с церковными иерархами на их родном языке. И действительно, это на них произвело положительное впечатление. Порой даже помогло решать наши вопросы.
В школе я никогда не учил испанский язык. Но, скажем, учился в Аргетине как студент ещё в начале 1990-х годов, а позже два года служил епископом для украинцев в этой же стране. Поэтому мой испанский более «портеньйо», то есть аргентинский. Но испанцы находят в этом ещё больший колорит, потому что на таком языке разговаривает Папа. И таким образом нам удалось найти общий язык.

– Не могу не затронуть вопрос гастарбайтеров. Вы их видели и знаете по Греции и Аргентине. Каково ваше мнение о нас? Не секрет, что немало среди нас таких, кто «заражён» болезнью, название которой «ностальгия». Хотя, безусловно, это не ко всем относится. Однако нам одновременно присуще и ощущение «отрезанного ломтя». Многие среди нашей братии не видят хотя бы малейшего прогресса от Украины по отношению к нам. Какова ваша позиция и что вы услышали от испанцев о нас?


– Вопрос заработка, я бы сказал, многогранный и сложный. С одной стороны, это проблема, а с другой – великая благодать Божья. Возможность и вызов.


В чём заключается проблема? Очень горько, что наши люди должны искать работу за пределами Украины. Неужели на родной земле нельзя найти достойной работы, необходимого источника содержания своей семьи? Очень горько и больно, когда лучшие, молодые, скажем, цвет нашего народа, волна за волной покидают дом, перебазовываясь за границу. Это обескровливает Украину. Поэтому я убеждён, что в этом определённая проблема. Вполне согласен, что украинское государство очень мало или ничего не сделало для своих людей. Но думаю, что не только украинцы Испании чувствуют себя брошенными на произвол судьбы собственным государством. Это вполне относится и к украинцам в Украине. Собственно, отчуждённость государства от народа, клановость, которая закрывает олигархов в их узком мире и абсолютно отрезает, словно краюху хлеба, от жизни реального народа, и повлекла за собой те события, которые разворачиваются сегодня. Люди, не желая быть отрезанным ломтём, и вышли на майданы. И де-факто изменили эту власть.


И я вполне понимаю, насколько глубоко наши земляки за границей переживают ностальгию по своей земле. Ведь как бы хорошо тебе ни было где-то, так, как дома, не будет никогда. Говорит же Тарас Шевченко: «В своїй хаті своя правда, і сила, і воля». А даже в гостеприимной Испании своей правды, своей силы и воли нет. Мы её должны получать. Поэтому необходимо строить мосты, соединяющие наших людей за пределами Украины с родиной. И Церковь – едва ли не единственный такой очень мощный, живой и, я бы даже сказал, животворный центр единения. Собственно, моя роль как Главы Церкви как раз и заключается в том, чтобы объединить наше украинский мир. Мир, который сегодня распространён по всем континентам земного шара.


Вот поэтому даже мой визит сюда был одним из способов достижения этого единства. И в своих словах приветствия или любых других обращениях к нашим людям я всё время подчеркиваю, что мать Церковь вас не забывает. Мы о вас заботимся. Поэтому, наверное, действительно, не было возможности другому кому-то ехать в Испанию, чтобы вступиться за своих людей и от их имени обратиться и к церковным иерархам, и к государственным структурам, как Главе Церкви.


Обратная сторона медали. Если подумать об эмиграции с точки зрения христианского опыта, то она становится огромным благословением Божьим и случаем. Потому что именно благодаря эмиграции наша Церковь сегодня стала глобальной. Сравнивая с началом ХХ века, когда, фактически, мы были маленькой общиной где-то на задворках Австро-Венгрии и имели всего три епархии, в настоящее время мы являемся глобальной Церковью. Мы разбросаны по всему миру, у нас 54 епископа Синода, свои структуры, в частности, семь митрополий. Поэтому понятно, что нашу Церковь разнесли по миру именно наши эмигранты. Не кто иной, как наши миряне, были теми, кто принёс нашу Церковь в те страны, где она сегодня успешно развивается. Благодаря нашим мигрантам наша Церковь сегодня известна в мире и сияет на весь мир, так, как это пророчески предсказывал перед своей смертью слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий. И это, конечно, даёт нам возможность и право заниматься нашими людьми. Ибо каждый верующий, христианин Церкви своего права, верный греко-католик имеет право на пастырскую опеку в своём собственном обряде. Это естественное право, против которого никто не возразит. И на этом праве мы строим наши планы, наши посещения, строим наши структуры. И таким образом можем свидетельствовать, кто такая Украина.


Вы хорошо знаете, что ещё несколько десятков лет назад даже здесь, в Испании, община не очень представляла себе, что такое Украина. А сегодня все видят и понимают, что она является европейским государством. Встречаясь с украинцами, они видят, что это – европейцы: по их культуре и способу мышления, по культуре труда и честности в отношениях. Приезжая сюда, наши люди, хоть и испытывают колоссальные трудности, но никогда не прибегают к уголовным средствам обогащения. Многие из испанцев говорили мне, что им известно: украинцы приехали не воровать, а работать. И это как раз показывает христианское измерение, христианское лицо украинца.


Украину сегодня знают как цивилизованное европейское государство с христианской идентичностью. Это благодаря свидетельству и ежедневной кропотливой работе наших верующих. Поэтому они сегодня послы и представители украинской культуры, Церкви, нашего государства в целом. Они, действительно, достойно представляют лицо нашего народа, в частности в Западной Европе.


– Ваше блаженство, хотелось бы немножко отойти от, если так можно выразиться, официоза. Вы встретились здесь со своими земляками из Стрыя. Что для вас этот город на Львовщине и как часто туда приезжаете? Или ваша мысль несётся к родителям?


– Признаю, что от Стрыя я немного отдалился, потому что вылетел из домашнего гнезда в 15 лет. После восьмого класса поступил в Бориславское медучилище и уже с того времени в Стрые фактически не жил. Поэтому со стрыйской общиной, возможно, и нет у меня живых отношений. Да и много кого уже не знаю. Временами мне кажется, что уже больше знаю людей на стрыйском кладбище (смеётся), чем тех, кого можно встретить на городских улицах. Но, тем не менее, там ещё есть много родных и знакомых. Много духовенства оттуда, которое служит. Среди них – мои студенты. Епископ-помощник из Стрыя, которого мы недавно рукоположили – мой студент. Писал со мной дипломную работу при окончании семинарии.


Ну, и в Стрые живут мои родители. Слава Богу, папа и мама живые, активные, работают. И поэтому моя обязанность – быть с ними, посещать их. Глава Церкви в первом лице должен выполнять заповедь: почитай отца и мать. Я с ними каждый день общаюсь по скайпу или в телефонном режиме. И время от времени стараюсь их проведать.


– В моём родном Ходорове, от которого к вашему Дяде рукой подать – каких-то 36 километров, никогда не приходилось бывать? Может, проездом?
– Проездом, конечно, бывал.


– При первой нашей встрече вы намекнули, что имели очень хорошие контакты с Ириной Калинец. Она хоть и не коренная ходоровчанка, но, безусловно, тесно связана с нашим городом.


– Очевидно, госпожа Ирина Калинец – известная фигура в украинской культуре и в движении так называемых «шестидесятников». Я с ней контактировал до последних дней её жизни. В частности, ещё по сегодня помню последний разговор перед её смертью. После этого она, по-моему, на следующий день отошла в вечность. Это была личность, которую можно сравнить с «дамаскою сталью». Твёрдая, как сталь, порой очень острая, в некоторых моментах совершенно неуступчивая и бескомпромиссная. Однако человек, который до глубины души любил Украину и готов была свою жизнь за неё, за украинский народ отдать.


Она была, я бы сказал, не литератором, а скорее философом и мыслителем. В последние годы жизни она занималась философским осмыслением Священного Писания – Книги Бытия. Очевидно, временами можно было сказать, что это скорее философские размышления. Возможно, не столько богословские, чётко сориентированные на какие-то каноны, а интерпретация Священного Писания. В диалоге с богословом она и развивала свою философскую мысль. Считаю, что это чрезвычайно интересно. И уже после её смерти господин Игорь Калинец позаботился, чтобы рукописи увидели свет в виде публикаций.


– Вы были вхожи в их семью, бывали у них дома?


– Да, и очень часто. Вообще, несколько последних лет перед выездом как епископа в Аргентину, Ирина просила о духовных советах. Осмелюсь сказать: даже о духовном руководстве. Так я очень радостно на это отзывался.
Помню, она присутствовала на моей епископской хиротонии и очень протестовала против того, что меня отсылают в Аргентину. Я пытался успокоить и объяснить, что украинская Церковь есть в целом мире и т. д. И можно было увидеть её огромную радость, когда я вернулся в Украину, и когда она поздравляла меня уже как Главу Церкви. Это было что-то феноменальное. Она мне доверительно сказала: «Я думала, что потеряла вас, но всё-таки вас нашла». (Смеется).

– Что-то подобное госпожа Ирина и мне говорила, когда я в очередной раз возвращался из Испании домой. А когда уезжал обратно, то недовольно бормотала: «Куда ты едешь? Ведь такие люди здесь нужны».
– Интересные были моменты, поэтому пусть она с Богом покоится. А я думаю, что украинский народ, украинская философская мысль ещё должны открыть Ирину как мыслителя, литератора, общественного деятеля.
– Вскоре в Ходорове завершат строительство второго в городе храма святых равноапостольных Владимира и Ольги. Возводят его на удивление величественным, сооружают довольно долго. Очевидно, гонор у наших галицких городков ещё тот! Иногда аж «зашкаливает». Но на прославление Всевышнего, возможно, так и нужно делать. Пользуясь случаем, позвольте пригласить вас к нам на торжество. Хотя это и без меня сделают на другом уровне. А вот приедете ли вы, в силу своей занятости, – это уже другой вопрос.
Ваше Блаженство, ещё один вопрос меня интересует. Знаю, что немалый след в вашей судьбе оставил отец Михаил Косило из села Дора Ивано-Франковской области. Именно сейчас на сайте нашей ассоциации «Украинское общество Испании за права, честь и достоинство украинцев» мы печатаем воспоминания о его духовной обители. Понятно, что обойти фигуру отца Михаила в этом контексте невозможно. Что он значит в вашей жизни? Как вы с ним встретились и какие уроки вынесли?


– Отец Михаил Косило – это исповедник веры нашей Церкви, который дважды отбыл тюремное заключение. В частности, второе было очень тяжёлым. Причиной его преследования был тот факт, что он был ректором подпольной духовной семинарии на Иванофранковщине. Очевидно, что он действовал, как мог, в тех нелёгких обстоятельствах, под бдительным оком спецслужб. Даже для православных или римско-католических священников, которые действовали более-менее открыто, в то время существовал строгий запрет на так называемую религиозную пропаганду среди молодёжи. А вы себе представьте, когда молодёжью, ребятами-семинаристами занимался подпольный священник. Поэтому по советским категориям это считалось очень тяжким преступлением против государства. Однако, несмотря на всё, отец Михаил воспитал более 20 священников, которых достаточно глубоко подготовил, насколько это было возможно.


Собственно, отец Михаил был хорошим знакомым моего отца. Мой род по папиной линии родом из поселка Брошнев-Осада Ивано-Франковской области. Отец Михаил ещё молодым священником в 1950-е годы приезжал к моему деду Ивану Шевчуку в Брошнев и там отправлял подпольные богослужения. Таким образом, мой папа хорошо его знал. И вот, когда я почувствовал призвание к священству, то вошёл в сеть этой подпольной семинарии, которой занимался отец Косило. Часто с ним контактировал, получал рукописи разных учебников. Написаны они были рукой блаженных священномучеников Симеона Лукача и других. И мы переписывали те тетради, и таким способом происходило обучение. Понятно, что мой учебный период выглядел немножко иначе, чем у моих предшественников, ибо это были последние годы Советского Союза, а позже его развал. А когда я вернулся из армии, то уже существовали легальные семинарии. Тогда уже отец Косило направил меня во Львовскую духовную семинарию. Замечу, что его наставления того времени стали для меня живительными. Как видите, я пошёл той дорогой, которую наметил покойный отец Михаил.
– Вы там бывали, в той церквушке в Доре, у него дома?


– Да, и не раз. Его хата выглядела, как лисья нора: имела один вход и пять выходов. На втором этаже находилась часовня, за святилищем – помещения для семинаристов. Я и по сегодняшний день поддерживаю контакты с этой группой священников, которых называют «косиловцы». Эти отцы очень ревностно работают. Уже много лет каждое лето проходит фестиваль духовной песни среди христианской молодёжи под названием «Косиловская ватра» (костёр). Очень интересное мероприятие, организованное силами окрестных приходов. Так что всегда во время летних каникул я ездил к ним в горы, в Яблуницу, чтобы набраться здоровья, подышать свежим воздухом.


Отец Михаил Косило, как видите, оставил очень глубокий след в жизни нашей Церкви. Если бы все священники были, как он, то тогда нам никто не страшен. Как сказал Христос Петру: «Тогда даже адовы ворота такую Церковь не одолеют!»


– Побывав в прошлом году в той квартире, я узнал, что тамошние священники стремятся создать на втором этаже часовни музей. Уже собрано немало экспонатов. Таким образом, Яремче и окрестности станут местом не только отдыха, но и духовного воодушевления. Видимо, скоро туда и паломники станут ездить. Особенно, после того как восстановят сгоревший храм в студитском монастыре.


– В этом году, в конце лета состоится Патриарший собор в Ивано-Франковске – событие всецерковного масштаба, которое проходит раз в пять лет. Его тема – «Живой приход как место встречи с Христом». В рамках этого мероприятия мы хотим организовать целый ряд краеведческих поездок, ведь надеемся на приезд людей со всего мира. И вот эта подпольная семинария в Доре – одна из точек, куда будут приезжать делегаты собора, чтобы увидеть обстоятельства жизни и функционирования подпольной семинарии. Чтобы понять, как наша Церковь смогла выжить в таких сложных обстоятельствах.


– Искренне благодарю за беседу. Очень приятно было с вами пообщаться, а вам, возможно, что-то и вспомнить.


Беседовал Любомир Калинец
Мадрид, Испания

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next