Блаженнейший Святослав: Не дай, Бог, украинской науке перерасти в идеологию

понедельник, 23 мая 2011, 15:21
17 мая 2011 года в актовом зале Культурно-художественного центра Киево-Могилянской академии состоялась встреча Блаженнейшего Святослава, Главы УГКЦ, с молодежью Киева. Мероприятие организовали Киевское общество студентов-католиков «Обнова» и Киево-Могилянская академия при поддержке Патриаршего общества святого Владимира и Киево-Могилянской бизнес-школы. Вашему вниманию предлагаем репортаж Оксаны Климончук об этой встрече.
Когда Блаженнейшего Святослава избрали Главой Украинской Греко-Католической Церкви, он пообещал, что первое его слово будет направлено к молодежи и при любой возможности он встретится с молодежью... Найдя немного свободного времени, Блаженнейший Святослав пришел на днях на встречу со студентами в Киево-Могилянскую академию.
Президент Академии Сергей Квит в самом начале охарактеризовал встречу как событие «неординарное и очень важное для университета».
«Когда я знакомился с биографией Блаженнейшего Святослава, – сказал президент, – мне бросилось в глаза, что этот человек чрезвычайно современный... Греко-Католическая Церковь – это организация, которая держится сегодня очень крепко, она развивается, и новый глава Церкви, в частности, является этому залогом. Еще я обратил внимание, что Блаженнейший Святослав – человек, который учится в течение всей жизни. Это то, что мы пытаемся делать в Киево-Могилянской Академии, ведь мало – чему-то научить и выпустить, а надо научить учиться. Для меня очевидно, что Блаженнейший Святослав умеет это делать, поэтому я бы хотел пожелать вам, молодым людям, учиться у него».
Глава УГКЦ отметил, что день у него был сложный и поэтому ему очень приятно встретиться со студентами.
– Но я ожидал, что, когда увижусь с вами, все встанет на свои места, я увижу нормальных людей, – сказал он.
Блаженнейший со студентами говорил о Церкви, древней и одновременно вечно молодой.
– Это два полюса, по-богословски мы это называем антиномия, которые существуют в одном теле. Действительно могут ли сочетаться эти два полюса в теле одной Церкви? Это очень сложный вопрос, поэтому постараюсь подойти к нему с практической стороны. Когда меня призвали к епископскому служению, мне было 39 лет. Я действительно целый год был самым молодым католическим епископом в мире. И вот, когда я приехал в Аргентину, это создало фурор – все хотели увидеть «молодого». Перед отъездом в Аргентину я принимал участие в визите ad limina – это когда римско-католические епископы каждые пять лет приезжают на аудиенцию к Святейшему Отцу, чтобы представить отчет от своих епархий. Во время такого визита посещаются различные дикастерии... Помню, когда я с нашими латинскими владыками посещал Конгрегацию по делам епископов, то префект этой конгрегации сказал епископам: «Не подавайте никогда кандидата на епископа, которому еще не исполнилось 50 лет». Все дружно на меня оглянулись и спросили себя, как этот проскочил? Честно говоря, на этот вопрос у меня нет ответа... Украинская Греко-Католическая Церковь – это самая восточная Церковь в католическом общении, поэтому даже Папа Римский уважает выбор ее епископов, в том числе молодых (Смеется).
Итак, Церковь древняя и вечно молодая. Как себя эта антиномия находит в церковных структурах, в теле Церкви? Хочу сначала сказать, что такое Церковь? Очень часто в Украине слово «церковь» употребляется во множественном числе – «церкви». С богословской точки зрения, это слово во множественном числе – нонсенс, такая парадигма не имела бы права существовать вообще. Почему? По богословию Апостола Павла, Церковь – это тело Христово. Что это значит? Церковь – это продолжение в пространстве и времени таинства воплощения. Таинство воплощения – сочетание Божьей и человеческой природы в одном лице, лице Иисуса Христа. Таким образом, Он в себе соединил вечное с временным. Поскольку есть один Иисус Христос, одно тело воплощенного Бога, поэтому в своем сверхъестественном измерении существует только одна Церковь, которая, к сожалению, в своем человеческом элементе, по тем или иным историческим причинам, фрагментировалась. Но именно эта таинственность Церкви как тела Христова заставляет с самого начала этого разделения искать пути к объединению.
Видите, как интересно получается: в Церкви сочетается вечное и временное. Сочетается единство с множественностью. Таким же образом сочетается древность и молодость.
Я начинаю понимать все трудности молодого человека в украинском обществе... Один из комментариев относительно моего избрания главой Церкви звучал так: «Но он неприлично молодой». Создается впечатление, что быть молодым – действительно стыдно. Возможно потому, что когда говорится о главе Церкви, говорится о духовном авторитете, о том, кто должен получить духовный опыт и им делиться с другими. Наверное, существует такое предубеждение против молодого предстоятеля, мол, он еще ничего знает, он должен десять лет пожить в пустыне...
Я себе задал вопрос, а в чем заключается смысл молодости? Что несет в себе такой прекрасный возраст, как ваш? Я отвечу на этот вопрос, углубляясь в доктрину Церкви... Некоторые отцы Церкви считали, что в воскресении мертвых, все воскреснут молодыми, потому что именно тогда, когда человек молод, в нем проявляется полнота жизни. И действительно, молодой человек стремится к полноте жизни.
Откуда берется молодость в теле Церкви? Она из Божественного начала. Божественная природа постоянно сопровождает тело Церкви. Именно поэтому молодой Церкви симпатизируют, ибо она сияет полнотой жизни.
Вместе с тем, Церковь всегда остается древней. Ибо опыт общения с Богом древний. Здесь речь идет о церковной традиции, которая следуя сквозь века, тысячелетия, остается неизменной. Все то, что апостолы восприняли от Иисуса Христа, Церковь передает нам вплоть до настоящего времени.

После Блаженнейший объяснил, что такое Церковь современная и одновременно древняя, студенты задали ему свои вопросы. Молодежь интересовалась  единой поместной Церковью, что делать паре, когда один из них православный, другой – греко-католик, как найти себя, как противостоять экстремизму в Украину?..

Ваше Блаженство, как молодым людям противостоять сегодняшним вызовам? Какой молодежь должна быть, чтобы им противостоять?

Думаю, вызовам не надо противостоять, на них надо отвечать. Надо всегда быть готовым ответить, но для этого нужно иметь определенную силу. Ни для кого не секрет, что сегодня определенной проблемой, в частности, для молодого человека в Украине, является радикализация украинского общества. Для того чтобы противостоять экстремизму в Украину, нужно строить мир. Перед событиями 9 мая во Львове, я молился за город Львов, потому что тогда праздновался День города. Я обращался к львовянам, в известной степени, я им дал ключ, как ответить на вызовы, которые были возможны. Я подошел к этому вопросу так: «Первыми словами, которыми Христос обратился к своим ученикам после Воскресения, были: «Мир вам». Но мир – это не просто отсутствие войны. Мир – полнота жизни. Приведу такой пример, когда сердце юноши испытывает больше мира? Когда он встретит любимую девушку. То есть, когда его жаждущее сердце полно любви, испытывает эту полноту.
Вот когда сердце молодого человека познает Христа, оно никогда не даст себя спровоцировать.

Нет ли в ваших планах в ближайшее время зарегистрироваться на Facebook, чтобы мы могли с вами общаться «живым языком»?

У меня сейчас такой период жизни, будто меня связали и ведут. Я не зарегистрирован на Facebook по одной простой причине – у меня нет на это времени. Знаю, что многие известные люди используют Facebook для собственного пиара, более того, имеют при себе секретарей, которые вместо них ведут Facebook. Я так делать не хочу, поскольку хотел бы сам общаться с вами. Я очень хорошо понимаю силу и важность масс-медиа в современном мире, в частности, чтобы проповедовать Слово Божье. Хорошо, обещаю, когда хоть немножко упорядочу свою жизнь, я буду на Facebook.

Каким вы видите будущее Украинской Греко-Католической Церкви?

Я вижу нашу Церковь во вселенском масштабе. Что это значит? Мы – украинская Церковь с центром в Киеве, которая живет и действует во всем мире. Сегодня уже вполне можно сказать, что наш украинский священник правит литургию от восхода солнца, вплоть до его захода. Но все равно она требует единства, чтобы наши общины не исчезли и не растворились в мировом океане современной глобализации. Это еще понял Патриарх Иосиф. Поэтому он так добивался патриархата для нашей Церкви, чтобы таким эффективным образом собрать общины под единое начало.
В будущем я вижу нашу Церковь именно такой, как видел Патриарх Иосиф Слипой. Потому что сегодня мы присутствуем там, где еще двадцать лет назад и не подозревали, что там будем. Мы сегодня имеем украинцев, для которых родной украинский и английский, украинский и португальский, даже украинцев с родным украинским и греческим. Надеюсь, что будут и украинцы, которые будут говорить на родном японском.
Поэтому приходится идти за этими людьми по свету, идти в ногу с миграционными процессами. Ко мне приходит масса писем, в которых люди за рубежом просят прислать им опекуна – священника.
О единой поместной Церкви... Это цель церковного строительства, которую провозгласили все мои предшественники. Если мы хотим строить единую поместную Церковь, мы должны быть открытыми в любви. Это не просто лозунг, это стратегия – быть первым в любви, за которую сегодня, очевидно, Господь Бог хвалит меня. Я хочу быть первым в любви.

Какой вы видите нашу отечественную науку, в частности, гуманитарную, поскольку она является основой нашего идеологического построения?

Это очень глубокий вопрос... Я искренне желаю украинской науке остаться наукой, честной, глубокой, профессиональной. Не дай, Боже, этой науке перерасти в идеологию. Если украинская наука станет основой для любой идеологии, она пропадет, будет лишь инструментом для достижения некой цели, которую ставит та или иная система, для оправдания собственной идеологии. Это то, что случилось в свое время с так называемой советской наукой, которая стала псевдонаучностью. Нам сегодня нужна здоровая, действительно глубокая наука, которая была бы только наукой.
Когда кто-то говорит об идеологии, я бы говорил об истории как науке. Украинское общество сегодня живет в плену различных идеологий, которые не имеют ничего общего с исторической правдой. Более того, когда наши историки начинают показывать историческую правду, то по идеологическим причинам ее замалчивают, в лучшем случае, о ней не говорят, в худшем – закрывают.
Поэтому желаю нашей науке быть смелой, чтобы она не позволила сделать из себя идеологию.

Балежннейший, моя любимая – греко-католичка, а я – православный. Как нам быть?

Пусть вас Бог благословляет. Наша Церковь признает таинства Православной Церкви. Так же Православная Церковь, даже в единстве с Московским патриархатом, признает таинства Греко-католической Церкви на уровне богословского диалога. Думаю, мы только можем тешиться тем, как наши верные любят друг друга, чем показывают нам пример.

Оксана Климончук для Департамента информации УГКЦ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next