Блаженнейший Святослав в Страстной четверг: «Обряд омовения ног открывает перед нами таинство невыразимого, чрезвычайного усмирения Божия перед нами»

вторник, 03 мая 2011, 15:33
В Великий четверг в Патриаршем соборе Воскресения Христова в Киеве Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав возглавил Вечернюю с Литургией Василия Великого и впервые освятил Миро и осуществил Обряд омовения ног двенадцати представителям УГКЦ: священникам, диакону, монаху.
В Великий четверг в Патриаршем соборе Воскресения Христова в Киеве Глава Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейший Святослав возглавил Вечернюю с Литургией Василия Великого и впервые освятил Миро и осуществил Обряд омовения ног двенадцати представителям УГКЦ: священникам, диакону, монаху.
«В канун своей смерти, на Тайной вечери, Иисус Христос явил природу священства Божественной личности. Он, как Сын Божий, приходит в виде слуги, чтобы нам послужить и этот Обряд омовения ног открывает перед нами таинство невыразимого, чрезвычайного усмирения Божия перед нами», – сказал Первоиерарх Церкви в своей проповеди (смотреть).
Блаженнейший Святослав отметил, что Христос в этот день дал своим ученикам вкусить свое Тело и Кровь, свое присутствие в этом мире и ту свою божественную жизнь: «Дал им, чтобы она вошла в их жизнь и сделала их с Ним единокровными, сделала их с Ним единым телом, то есть Церковью Христовой».
«Сегодня Церковь празднует установление Таинства евхаристии, но одновременно Тайны священства», – отметил Предстоятель Церкви и поздравил владык, священников и диаконов с этим великим днем: «Сегодня в очередной раз Христос продемонстрировал единой Церкви величие Тайны священства. Потому что священнослужение – это исполнение того служения, которое исполнил, исполняет и будет исполнять до конца света через нас наш Божественный Учитель и Спаситель», – подчеркнул Блаженнейший Святослав.
Вспоминая слова гимна перед Святым причастием «Вечери Твоей тайной днесь, Сыне Божий, меня, причастника, прими...», Глава УГКЦ вспомнил, что эта Тайная вечеря была первой Божественной Литургией. «Божественная Литургия – это момент, когда снова и снова Христос, наш Учитель, наш Спаситель, приходит, чтобы послужить мне и вам. На каждую Божественную Литургию он приходит, чтобы сделать нас своими детьми, накормить нас своим телом и своей кровью, чтобы омыть мои скверны, полить на мои раны эти Божественные лекарства, которые бы меня исцелили и снова привели в дом Небесного Отца. В Божественной Литургии Христос служит мне, каждому из нас. Так, как мы видели Его сегодня – на коленях передо мной, омывая ноги», – отметил Блаженнейший Святослав.
«Сегодня Христос предается в руки каждого из нас. Церковь призывает нас не ценить Его, как Иуда, который позже его продаст, насмеется над этим Его смирением, этим невыразимым таинством спасения, но зовет нас быть подобными тому разбойнику, который будет распят справа от Него», – сказал Первоиерарх Церкви, добавив, что эти дни являются не только моментами чрезвычайного смирения прислуживающего нам Бога, но и днями отречения от Него, когда один из учеников продал Его, выдал на муки и распятие.
Комментируя представителям медиа содержание сегодняшнего дня, Блаженнейший Святослав отметил: «С одной стороны, здесь открывается смысл служения, а с другой – Иисус Христос явил природу всякого служения – служения в Церкви, служения в государстве – и показывает, что каждая должность, которая существует, например, в церковном теле – это должность власти, должность служения, требующая усмирения перед тем, кому ты служишь».
По мнению Главы УГКЦ, этот пример Христов, с одной стороны, всегда будет напоминанием каждому христианину, что в Божественной Литургии Христос хочет нам послужить. Следовательно, Христос дает пример всякой власти, каждому, кто призван сообща послужить благу народа, как он должен выполнять свое предназначение и свое служение.

Департамент информации УГКЦ

Справка
Об Обряде омовения ног
Обряд омовения ног совершается в Страстной четверг, когда архиерей, по образу Христа, который омыл ноги своим ученикам во время Тайной Вечери, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
В настоящее время этот обряд вошел в богослужебную практику некоторых церквей восточной традиции, он осуществляется в отдельных епархиях УГКЦ. По богослужебной традиции, зафиксированной в «Архиеретиконе», омовение ног осуществляется после заамвонной молитвы в Великий четверг.
После пения «Будь имя Господне» Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, поет 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею чашу с водой для омовения. Вслед выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.
Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет трогательную стихиру «Союзом любви» и другие песнопения Великого Четверга. Когда на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями. После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа посредством этого символического омовения отмыть грехи людей.
Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем ученикам. Во время чтения слов «и положил ризы свои» Патриарх снимает с себя омофор и сакос и остается в стихаре, епитрахили и нарукавниках, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в чашу крестообразно.
Далее в Евангелие содержатся слова: «И начал омывать ноги ученикам и обтирать лентием, которым был опоясан»; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной Вечере, опоясывается.
Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «Пришел же к Симону Петру и говорит тот Ему», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли омываеш мои ноги?» На что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «То, что делаю тебе, ты еще не понимаешь». Старший священник отвечает: «Вовек не будешь мыть мне ноги», – и получает ответ Патриарха: «Если не мыть, то не будешь имеешь части со Мною». В ответ на эти слова священник указывает на свои руки и голову, говоря: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову», – после чего Патриарх говорит: «Омываемому нужно только омовение ног, потому что он уже чистый», – и омывает ноги старшему священнику.
После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл осуществленного омовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего осуществляется отпущение Литургии.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next