CCEE призывает к экологическому обращению

четверг, 14 октября 2010, 13:50
«Церковь в Европе, возобнови свою деятельность для сохранения сотворенного мира!» – таково название-призыв у декларации участников «зеленого» паломничества CCEE (Совета епископских конференций Европы). Экологическая декларация CCEE стала результатом мероприятия, в котором приняли участие около 50 епископов и представителей экологических комиссий Католической Церкви из разных европейских стран и которое имело целью вспомнить, что забота о добре творения Бога – природе – относится к основополагающим христианским обязанностям.
«Церковь в Европе, возобнови свою деятельность для сохранения сотворенного мира!» – таково название-призыв у декларации участников «зеленого» паломничества CCEE (Совета епископских конференций Европы). Экологическая декларация CCEE стала результатом мероприятия, в котором приняли участие около 50 епископов и представителей экологических комиссий Католической Церкви из разных европейских стран и которое имело целью вспомнить, что забота о добре творения Бога – природе – относится к основополагающим христианским обязанностям.
Паломничество «Надежды для сотворенного» длилось пять дней (1–5 сентября 2010 г.), оно началось в базилике г. Эстергом (Венгрия) и нашло свое логическое завершение в молитве за сохранение созданного Богом мира в духовной святыне Мариацель (Австрия). Участники мероприятия посвятили свое внимание актуальным проблемам природной среды – загрязнению воды и вопросу экологически ответственного энергообеспечения.
Основной акцент был поставлен на рефлексию экологической задачи Церкви, которая заключается в том, «чтобы добиться обращения к сознанию и сердцу посредством воспитания, которое бы побуждало к изменению привычных моделей поведения человека». Делегаты CCEE подчеркнули в этом контексте важное значение «наследства ценностей, вытекающих из библейской, святоотеческой и богословской традиций, укорененных в человеческом разуме и предложенных человечеству Социальной доктриной Католической Церкви».
В рамках экологических консультативных совещаний CCEE подчеркивалось большое значение совместной молитвы и сотрудничества с представителями других христианских церквей для улучшения состояния природной среды. Хорошей возможностью для этого является присоединение к экуменической инициативе «Время создания» (1 сентября - 4 октября), в которой уже участвуют многие церкви разных традиций по всему миру, посвящая это время молитве и специальным природоохранным акциям.
Ответственные за окружающую среду Церкви в Европе обращаются к молодежи, семьям, приходским общинам, монастырям, школам, семинариям, высшим учебным заведениям, чтобы они восстановили свое «обязательство реализовывать призвание заботиться о нашем земном доме».
Поскольку современные экологические проблемы носят глобальный характер, то для их решения необходимо сотрудничество всемирного сообщества, а особые ожидания возлагаются на тех, кому доверена забота об общем благе, то есть на власть.
 

Информационная служба
Бюро по вопросам экологии УГКЦ

Приложение

ДЕКЛАРАЦИЯ

Епископов и делегатов Епископских Конференций Европы,
участвовавших в Паломничестве для сохранения сотворенного

1-5 сентября 2010 года
 
Церковь в Европе, возобнови свою деятельность для сохранения сотворенного мира!

Благословен Ты, Господи, Боже всего сущего: паломничество надежды для Европы
 
Около 50 делегатов епископских конференций Европы из более 15 стран отправились 1 сентября 2010 года в паломничество надежды для всего сотворенного от базилики г. Эстергом (Венгрия) в святилище Марияцель (Австрия), пройдя через Словакию, где состоялась встреча с архиепископом Братиславы Станиславом Зволенским. Данная инициатива была инспирирована Посланием Папы Бенедикта XVI по случаю Всемирного дня мира в 2010 г. на тему: «Хочешь лелеять мир – оберегай создания».
Концепция паломничества была выбрана в качестве мероприятия, символизирующего экзамен совести, воспитания и обращения, которые необходимы, если хотим серьезно ответить на экологические требования в комплексе. Паломничество является проявлением веры и одновременно обязательством измениться. Оно началось благословением и окроплением святой водой участников кардиналом Петером Эрдьо, напоминая, что в Крещении, через Божий дар воды мы становимся частью Церкви, которая сама является паломником.
Вода – составляющая существа, имеющая библейское и сакраментальное значение. Мы решили провести часть паломничества, плывя на корабле по прекрасному Дунаю, который протекает через много стран, и тем самым выразить обеспокоенность, о чем подчеркнул Папа Бенедикт XVI: «Захват ресурсов, особенно воды, может вызвать серьезные конфликты среди населения, которого это касается. Мирное соглашение по использованию ресурсов должно обеспечить сохранение природы и, одновременно, благосостояние того или иного общества» (Любовь в истине, № 51). Делегаты уделили особое внимание совместной инициативе Национального совета христианских Церквей Бразилии (CONIC) под названием «Экуменическая декларация о воде как человеческое праве и общем благе», поддержанную отдельными Епископскими Конференциями Европы. Вода является общей и фундаментальной силой веры и для многих людей – все более дефицитным ресурсом.
Обсуждалась активно и тема энергии и необходимости максимально ответственного подхода в данном вопросе. Подчеркивалась важность использования возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра, солнца, био-дизельное топливо, биомасса, малые ГЭС, энергия волн и др. Рассматривалась необходимость решения проблемы отходов путем предупреждения, рециркуляции и содействия развитию эффективных технологий. Одновременно обращалось внимание на строгую и всестороннюю оценку всех возможных влияний этих технологий на окружающую среду.
Основная задача состоит в том, чтобы добиться обращения в сознании и сердце, посредством воспитания, которое бы побуждало к изменению привычных моделей поведения человека. Как отметил кардинал Петер Турксон, президент Папского совета «Справедливость и мир», в своем обращении к участникам паломничества, библейская традиция свидетельствует о внутреннем единстве и логике создания, а также о его красоте и гармонии, благодаря дару мудрости Творца. Так же, как «космос» является результатом «хаоса» плюс Слово Бога (которое его упорядочивает), так и космос без Слова Бога возвращает нас к хаосу. Этот принцип отражается в самой этимологии термина «экология», который подчеркивает необходимость сохранения в добром порядке «Ойкос» – дома, в смысле, «нашего земного дома».
Когда все упорядочено, тогда красиво. Если порядок испытывает влияние, нарушается эгоизмом и грехом – красота подвергается угрозе. Эта тема была поднята Папой Бенедиктом XVI в энциклике «Любовь в истине» следующими словами: природа «рассказывает о Творце (ср. Рим 1, 20) и о его любви к людям... Она также представляет собой своеобразное «призвание». Природа не дана нам как «совокупность случайно разбросанных отходов», но как дар Творца, который определил ее внутренние законы, чтобы человек... ее «возделывал и ухаживал» (Быт. 2, 15) (№ 48). Цель паломничества – вспомнить, что забота о добре, красоте и плодотворность создания было первичным призванием человека, данным ему с доверием.
С надеждой вдохновить к открытию духовных и моральных аспектов экологической проблематики делегаты обратили внимание на богатое наследство ценностей, вытекающих из библейской, святоотеческой и богословской традиций, укорененных в человеческом разуме и предложеннымх человечеству Социальной доктриной Католической Церкви. Данные принципы включают в себя:
• обязательства содействовать общему благу всех людей, признавая, что благосостояние каждого из нас зависит от благополучия всех;
• осознание универсального назначения ресурсов Земли, отвергая любые попытки незаконно захватывать, чрезмерно потреблять, использовать или коммерциализировать эти дарованные Богом блага, от которых зависит существование всех людей;
• субсидиарность, учитывая, что все мероприятия, на местном уровне, в том числе дома, на приходах и в школах существенно влияют на будущее окружающей среды в глобальном масштабе;
• солидарность, готовность жертвовать личными и краткосрочными выгодами ради других людей, особенно, беззащитных и бедных;
• распределительную справедливость – необходимо обеспечить, чтобы те, кто меньше загрязняет окружающую среду, как бедные и беззащитные, не стали наиболее пострадавшими от последствий экологического кризиса;
• междугенерационную справедливость, согласно которой уже сегодня должны быть приняты мудрые меры, которые бы обеспечили существование будущих поколений;
• признание того, что книга природы является единой и неделимой, а уважение к экологии человеческой личности неразрывно связано с сохранением создания.
Мы обращаемся к молодежи, семям, приходским общинам, монастырям, школам, семинариям и высшим учебным заведениям, чтобы они восстановили свое обязательство реализовывать призвание заботиться о нашем земном доме, способствуя распространению, углублению и внедрению этих принципов, которые предлагают для человечества светлые и убедительные знаки надежды.
Особенно мы призываем к общей молитве и сотрудничеству с представителями других христианских Церквей и церковных общин, так как это имело место во время экуменического богослужения, которое состоялось в городке Санкт-Пёльтен в рамках данного паломничества. В частности, призываем церкви на местном уровне, участвовать в инициативе «Время создания», поддержанной Третьей Европейской экуменической ассамблеей в 2007 году в городе Сибиу (Румыния) и рекомендующей посвятить время с 1 сентября по 4 октября (праздника св. Франциска из Асиза) специальным молитвам и акциям по данной теме, как это уже делают некоторые Епископские конференции и церкви.
Мы поддерживаем более широкий диалог внутри политического сообщества, положительный опыт которого получили в рамках этого паломничества.
Благодаря паломничеству надежды для всей сотворенной Богом вселенной мы осознаем, что определенным образом участвуем в святом путешествии надежды и радости, в которое отправилась Пресвятая Дева Мария, спеша через реки и горы, чтобы объявить своей кузине Елисавете о начале нового творения. Мы понимаем, что благодаря этой поездке Дева Мария стала прообразом будущей Церкви – Церкви паломнической, которая несет в своем теле через горы человеческой истории надежду для мира. Завершая сегодня наше паломничество, мы, как когда-то Мария, под благословенным руководством кардинала Кристофа Шёнборна, приносим к прекрасной альпийской святыне Марияцель свою надежду на новое понимание «больших вещей», которые даровал нам Бог через создание, а также необходимость нового подтверждения своего первоначального призвания. Начав данное экологическое паломничество в сердце Европы, в прекрасной базилике Успения Марии (Эстергом) и заканчивая его в альпийской святыне Рождества Марии (Марияцель), мы несем в нашем земном паломничестве эсхатологическую надежду Церкви, «туда, куда она идет», будет следовать все сотворенное .
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next