Доклад Блаженнейшего Святослава на Чрезвычайном Синоде Католической Церкви, посвященном вопросу семьи

суббота, 11 октября 2014, 16:16
Ваше Святейшество! Высокоуважаемые синодальные отцы! Дорогие братья и сёстры во Христе! В своём выступлении я бы хотел быть голосом Божьего народа, вверенного пастырской опеке Украинской Греко-Католической Церкви. Особенно хочу обратить внимание на пункты 13-14, 45-48, 91-92 документа Instrumentum Laboris. Пункты 45-48

Можно уверенно заявить, что в Украине есть большое уважение к христианской семье как таинственному, верному и неразрывному союзу мужчины и женщины. Это особенно видно сегодня, во время войны, когда современный мир, казалось бы, рушится и разделяется, и семья считается последней крепостью, последним пристанищем человека (у нас говорят: мой дом, моя семья – моя крепость). Между прочим, прослеживается рост количества тех, кто желает жениться.


Одновременно нужно признать, что есть тенденция к ранним бракам. Вступив в брак в довольно молодом возрасте, супруги на много лет остаются жить со своими родителями. Это, в частности, может иметь и положительные аспекты, ведь таким образом молодым передаётся традиционная модель семейной жизни как фундаментальной основы человеческих отношений – передаётся христианская вера, а семейная жизнь наполняется взаимопомощью и солидарностью всех членов семьи.


Пункты 91-92


Одновременно в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, на социальном уровне наблюдается большой кризис семьи, вызванный многими факторами. Это, в частности, политическая и экономическая нестабильность, миграционные процессы и война. В западной части нашей страны, где население в основном католическое, 60 процентов браков заканчиваются разводом в течение первых пяти лет. В Восточной Украине, особенно на территории военных конфликтов, эта цифра иногда возрастает до 90 процентов. По статистике нашего патриаршего трибунала второй инстанции, только около 15 процентов разведённых, которые были венчаны в Церкви, обращаются к трибуналу с просьбой признать их брак недействительным. Многие разведенные женятся во второй раз, ходят в церковь, но не чувствуют необходимости церковного урегулирования своей семейной жизни. Эта проблема указывает на то, что в контексте новой евангелизации необходима должная подготовка молодых людей к святому таинству Брака, особое пастырское сопровождение супружеских пар в течение первых пяти лет их семейной жизни, а также пастырская работа с разведёнными и вторично женатыми. Это важные задачи для Церкви в области семейного пастырства.


Пункты 13-14


Наши верующие, другие христиане Украины и те, кто не признаёт себя сторонником ни одной из конфессий, положительно относятся к католической доктрине о таинственности, неразрывности и открытости к жизни в христианском браке. Образ святого таинства Брака как иконы неразрывного союза любви Христа со своей Церковью, слова Иоанна Златоуста о христианской семье как домашней церкви являются понятными и воспринимаемыми.


Наши семьи просили меня донести до высокодостойных синодальных отцов, что они не ожидают от нас ограничения горизонтов доктрины и «приспособления» основных истин христианской веры о браке и семье к потребностям современного мира. Они просят нас помочь им воплощать Евангелие семьи в их каждодневной жизни. Желают ревностного служения их пастырей на пути к святости супружеской жизни.


По своей сути, духовность Восточных Церквей имеет терапевтический характер. Пастырь – это не судья, который осуждает или оправдывает, он является духовным врачом, который диагностирует болезнь греха и лечит её благодатью Святых Таинств. Практика «икономии» и «акривии» (снисхождения или строгости) в применении канонических норм, соединённая с требованием покаяния и жертвы, всегда представлена как духовная медицина и аскеза, а не наказание или осуждение. Надеемся, что взаимообмен нашим пастырским опытом поможет нам найти правильный пастырский подход к израненным семьям, нуждающимся в любви своей Церкви-матери.Ваше Святейшество! Высокоуважаемые синодальные отцы! Дорогие братья и сёстры во Христе!

В своём выступлении я бы хотел быть голосом Божьего народа, вверенного пастырской опеке Украинской Греко-Католической Церкви. Особенно хочу обратить внимание на пункты 13-14, 45-48, 91-92 документа Instrumentum Laboris.


Пункты 45-48


Можно уверенно заявить, что в Украине есть большое уважение к христианской семье как таинственному, верному и неразрывному союзу мужчины и женщины. Это особенно видно сегодня, во время войны, когда современный мир, казалось бы, рушится и разделяется, и семья считается последней крепостью, последним пристанищем человека (у нас говорят: мой дом, моя семья – моя крепость). Между прочим, прослеживается рост количества тех, кто желает жениться.


Одновременно нужно признать, что есть тенденция к ранним бракам. Вступив в брак в довольно молодом возрасте, супруги на много лет остаются жить со своими родителями. Это, в частности, может иметь и положительные аспекты, ведь таким образом молодым передаётся традиционная модель семейной жизни как фундаментальной основы человеческих отношений – передаётся христианская вера, а семейная жизнь наполняется взаимопомощью и солидарностью всех членов семьи.

Пункты 91-92


Одновременно в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, на социальном уровне наблюдается большой кризис семьи, вызванный многими факторами. Это, в частности, политическая и экономическая нестабильность, миграционные процессы и война. В западной части нашей страны, где население в основном католическое, 60 процентов браков заканчиваются разводом в течение первых пяти лет. В Восточной Украине, особенно на территории военных конфликтов, эта цифра иногда возрастает до 90 процентов. По статистике нашего патриаршего трибунала второй инстанции, только около 15 процентов разведённых, которые были венчаны в Церкви, обращаются к трибуналу с просьбой признать их брак недействительным. Многие разведенные женятся во второй раз, ходят в церковь, но не чувствуют необходимости церковного урегулирования своей семейной жизни. Эта проблема указывает на то, что в контексте новой евангелизации необходима должная подготовка молодых людей к святому таинству Брака, особое пастырское сопровождение супружеских пар в течение первых пяти лет их семейной жизни, а также пастырская работа с разведёнными и вторично женатыми. Это важные задачи для Церкви в области семейного пастырства.


Пункты 13-14


Наши верующие, другие христиане Украины и те, кто не признаёт себя сторонником ни одной из конфессий, положительно относятся к католической доктрине о таинственности, неразрывности и открытости к жизни в христианском браке. Образ святого таинства Брака как иконы неразрывного союза любви Христа со своей Церковью, слова Иоанна Златоуста о христианской семье как домашней церкви являются понятными и воспринимаемыми.


Наши семьи просили меня донести до высокодостойных синодальных отцов, что они не ожидают от нас ограничения горизонтов доктрины и «приспособления» основных истин христианской веры о браке и семье к потребностям современного мира. Они просят нас помочь им воплощать Евангелие семьи в их каждодневной жизни. Желают ревностного служения их пастырей на пути к святости супружеской жизни.


По своей сути, духовность Восточных Церквей имеет терапевтический характер. Пастырь – это не судья, который осуждает или оправдывает, он является духовным врачом, который диагностирует болезнь греха и лечит её благодатью Святых Таинств. Практика «икономии» и «акривии» (снисхождения или строгости) в применении канонических норм, соединённая с требованием покаяния и жертвы, всегда представлена как духовная медицина и аскеза, а не наказание или осуждение. Надеемся, что взаимообмен нашим пастырским опытом поможет нам найти правильный пастырский подход к израненным семьям, нуждающимся в любви своей Церкви-матери.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next