Экуменизм после Майдана: о. Михаил Димид выступил на конференции в Днепре

пятница, 07 апреля 2017, 14:40
Доктор богословия отец Михаил Димид, первый ректор, а ныне профессор кафедры пастырского богословия УКУ выступил во время научно-практической конференции «Христианство в глобализирующемся мире: украинский контекст», которая состоялась впервые в Днепровской духовной семинарии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Стоит отметить, что встреча состоялась 4 апреля при содействии ОО «Европейский христианский конгресс». На конференции были епископ Днепровский и Криворожский Симеон (Зинкевич) и епископ Запорожский и Мелитопольский Фотий (Ярёменко).

Обсуждались проблемные вопросы развития христианства в современном мире, в частности религиозный фактор как фактор системы безопасности, а также роль христианских Церквей в условиях войны и постмайданных процессов.

В своём докладе «Экуменизм и антиэкуменизм после Майдана» о. Михаил Димид отметил, что в Украине царит ненормальная ситуация. Ведь быть нормальным – это быть едиными. То, что христиане между собой разделены, а иногда враждебно настроены друг против друга, является болезнью Церкви и общества.

Однако существуют определённые положительные моменты. Несмотря на всю сложность, за годы независимости в Украине был налажен так называемый экуменический диалог; большой позитив в том, что за последние 25 лет Киевская Церковь вновь заявила о своём праве на существование. Несмотря на то что эта Церковь существует в разных юрисдикциях, появилось большое количество священников и мирян, которые словом и делом утверждают единство между различными частями некогда единой Церкви. Пример и вера обычных христиан – наиболее действенный экуменический инструмент. Ещё одним важным положительным фактором является рост образованности среди христиан, которые хотят больше узнавать о Церкви, её природе и истории.

Больше всего препятствует полноценному экуменическому диалогу инертность христиан и недостаток веры. Кроме того, значительная часть верующих в Церквях ориентируется на Рим или на Москву. Ещё одним негативным явлением для экуменического диалога, которое можно охарактеризовать как идеологическое вмешательство извне, стало так называемое «политическое православие» и влияние пропаганды. Как пример, можно вспомнить события 1025-летия Крещения Руси.

Отец Михаил Димид обратил внимание на роль Майдана как место встречи Церквей: «Если до событий Революции достоинства было утверждение, что экуменический диалог имеет отношение к богословам теоретикам и на самом деле мало что происходит для сближения между христианами, то поведение христиан на Майдане подтвердило, что украинские Церкви доросли до траектории сближения. Это не означает, что во время Революции достоинства не было недоразумений между христианами разных конфессии. Наоборот, Майдан, как зеркало, показал не только позитивы, но и негативы, которые существуют в отношениях между христианами», – добавил докладчик.

Он выделил также основные достижения и вызовы для экуменического движения после Майдана. Среди достижений д-р Димид называет совместное принятие Святых Таинств, когда «после Майдана общение между братьями по вере не выглядит, как маргинальная позиция «самой экуменической» части Церкви. Это уже реальная, хоть и одиночная практика в жизни Церкви».

После Майдана украинские Церкви «стали более зрелыми и готовыми говорить от собственного имени», а Киевоцентрическая модель доказала свою действенность. То, что Революция достоинства собрала верующих разных Церквей на главной площади Киева, стало своеобразным символом для христиан Украины.

Плюсами также является рост гражданской сознательности и волонтёрство, которое объединило вокруг себя людей разных конфессий и религий, а также появление учебных программ, общественных пространств, где интеллектуальная дискуссия заменит противостояние идеологических штампов.

Вместе с тем существует немало проявлений так называемого «антиэкуменизма». Продолжается борьба за храмы между различными конфессиями. Христиане и в дальнейшем продолжают жить в идеологических конструкциях, которые призваны сеять раздор между верующими. Часто мешают личные амбиции отдельных людей, а в официальных заявлениях Церквей продолжают употреблять оскорбительные термины в отношении других юрисдикций. «К сожалению, – говорит о. Михаил, – Майдан не прекратил старые противостояния. Далее можно слышать, как верующие различных Церквей называют друг друга разными клише: «раскольники», «неканонические» или «агенты Кремля». Прежде всего, мы должны видеть перед собой братьев во Христе, однако на практике часто вместо брата мы видим врага».

Верующие не научили себя идентифицировать с Церковью, если среди христиан бытует мнение, что все вопросы должны решать церковные служители, а миряне – простые наблюдатели. Процент активности среди мирян хоть и растёт, но не так быстро, как хочется.

«Однако имею надежду, – заключает о. Михаил Димид, – что положительный экуменический опыт Майдана позволит качественно улучшить диалог между христианами. После всего, через что прошёл украинский народ за последние годы, нам хватит смелости стать ответственными за будущее. Надеюсь, что нам достаточно веры и доверия. Веры в Бога, ведь без Его милости нам не одолеть барьеры между христианами. А доверять нужно друг другу, открывшись на нужды ближнего, как это было на Майдане. В таком случае позитивных примеров в отношениях между Церквями будет становиться больше, а недоразумения будут играть менее значительную роль. Самое важное, что дала понять Революция достоинства – единство Церкви зависит не только от Бога, но и от нас. Бог нами располагает».

 

Сообщила Марианна Иваненко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next