«Есть отдельное распоряжение по борьбе с грехом коррупции», – Блаженнейший Святослав

среды, 22 ноября 2017, 18:33
Полностью должность этого человека звучит так: Верховный Архиепископ Киево-Галицкий, митрополит Киевский, Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви. Можно было бы посвятить отдельный материал тому, для чего используются эти слова и в такой последовательности. И какие бы могли быть вместо них, если бы обстоятельства сложились несколько иначе.

Общение с владыкой Святославом производит на меня неизгладимое впечатление. Прежде всего, потому что это светлый человек, в котором хорошо чувствуется, выражаясь строго научно, эмпатия. Второе, что поражает, – ощущение единства с паствой. Когда разговор зашёл о недостатках, он не говорил «они», он говорил «мы», «мы грешные». И в этом видится залог нашего постепенного выздоровления.

Наш разговор состоялся в древнем Вильнюсе во время больших и величественных праздников.
 

«НАША ЦЕРКОВЬ РАСТЁТ И РАЗВИВАЕТСЯ»


– Владыко, вы приехали в Вильнюс, в древний храм Пресвятой Троицы на большие праздники. Довольны ли этой поездкой, удалось ли выполнить всё, что планировалось?

– Первое. Церковь – это Божий народ, а не только видимый храм. Храмы возникают там, где есть народ наш. Мы стараемся предоставить надлежащую пастырскую опеку нашим людям везде, где они находятся. Мой визит в Литву имел тройное значение. В этом году празднуем исторические даты и события, связанные с Вильнюсом. Это 400 лет Василианского ордена, то есть реорганизации киевского монашества. Мы поминаем 380-ю годовщину блаженной кончины моего великого предшественника – митрополита Киевского Иосифа Велямина Рутского, который долгие годы жил здесь, в Вильнюсе, а также погребён в крипте Свято-Троицкого собора. Ещё мы вспоминаем 150-ю годовщину канонизации на престолах Вселенской Церкви Иосафата Кунцевича, епископа и мученика за единство Церкви, который в том же храме вступил в монастырь, гдеа сохранились его кельи. То есть мы приехали сюда, чтобы коснуться наших общих корней.

Но мы не только смотрим в историю. Мы смотрим в будущее. Знаем, что сегодня очень много новых эмигрантов, гастарбайтеров из Украины приезжают в Литву искать лучшей доли, возможности заработать средства для содержания своей семьи в Украине. Опека над нашими работниками – наш важный пастырский долг сегодня. Кроме того, мы имели в Литве целый ряд различных встреч: и с властями города, и с властью Литвы, литовского Сейма, литовского правительства. У меня были также встречи с местным римско-католическим духовенством, с местным архиепископом...

Действительно, мы думаем, каким образом можем послужить нашим украинцам. Чтобы даже тогда, когда они ищут в Литве лучшей доли, они не потеряли свои корни. Чтобы были хорошо интегрированы в это общество. Но при этом не были ассимилированы.


– Да, и это очень важно в современных условиях. Ваше Блаженство, в связи с этим, каково ваше видение развития УГКЦ?
– Где нам быть? Там, где есть наши люди. Там будут организовываться наши общины, наши школы, будут организовываться национально-культурные центры. И со временем появятся видимые признаки этого нашего присутствия – наши храмы. Это сегодня происходит во всём мире, в том числе – в Украине.

Украинская Греко-Католическая Церковь сегодня глобальная, а не ограниченная каким-то одним регионом Украины, как очень часто об этом думают. Наша Церковь присутствует сегодня на всей территории Украины, даже на оккупированной территории Донбасса, в аннексированном Крыму. И очевидно, что наш выбор – быть с нашими людьми. Наши общины могут получить пастырское попечение в Центральной, Восточной, Южной Украине.

И то же во всём мире. Когда возникают новые очаги наших верующих, которые хотят быть христианами, они обращаются ко мне, чтобы мы предоставили им священника. Так растёт и развивается наша церковь. И это не что-то новое. Так было и в истории. Нашу Церковь, греко-католическую, по миру разнесли именно наши миряне, верующие люди. И благодаря их привязанности к своей Церкви она сегодня стала глобальной.


«ГРЕХ КОРРУПЦИИ, КАК РЖАВЧИНА, РАЗЪЕДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИЗНУТРИ»

 

– Сегодня Украина переживает нелёгкие, но важные времена системного преобразования, очистки. Какова роль в этом Церкви? Тем более, что и она не свободна от недостатков, поскольку растёт к Богу от земли. Ваше Блаженство, есть ли средства против распространения и утверждения негативных явлений в нашем обществе?
– Там, где есть люди, там всегда есть грех. Когда создаём сообщество, приносим в общий котёл не только наши добрые черты, не только наши победы, не только наши лучшие качества, но и наши слабости, немощи, грехи – всё то, что мы сегодня называем препятствием для полноценного и быстрого развития.

То, что свойственно любому обществу, не чуждо Церкви. Хотя церковь – не просто человеческая организация, это Тело Христово. Другими словами, это среда освящения. А освящение означает исцеление от ран греха. Святейший Отец Франциск говорит, что Церковь подобна военно-полевому госпиталю, в который приносят больных, израненных. И там мы имеем возможность оздоровиться. Мы, излечивая рану, очищаем её. Так же и в Церкви – пользуясь всеми источниками, лекарствами, которые находятся в ней, мы можем очищаться.

Какие же это инструменты лечения? Прежде всего – покаяние. Таинство, когда Господь Бог прощает нам грехи, Он также дарит предохранитель от них, о котором вы спрашиваете. Это благодать Святого Духа. Человек только должен принять её и поверить, что она поможет выздороветь. Не собственной силой, а силой Божией.

Сегодня наше украинское общество имеет очень много своих социальных грехов. Только обо всех и не вспомнить в таком коротком диалоге. Упомяну об одном, который больше всего беспокоит всё общество, но его можно увидеть и в церковной среде. Это грех коррупции. Коррупция – моральное уничтожение. Грех коррупции, подобно ржавчине, разъедает изнутри человека, человеческое сердце. Мы в Церкви понимаем коррупцию как грех, как моральное зло. И очевидно, что мы сегодня в Украине коррумпированны все. Я часто говорю своим верующим: если мы готовы давать взятки, будьте уверены, что найдутся те, кто будет готов их брать.

Если мы, садясь в автомобиль, не пристёгиваем ремень безопасности, то, будьте уверены, – рано или поздно мы от того пострадаем. Если кто-то садится за руль в нетрезвом состоянии, рано или поздно это будет большой угрозой для его собственной жизни, а также для жизни тех, кто вокруг. (Мы же видим, сколько людей сегодня гибнет из-за того, что некоторые пренебрегаеют правилами дорожного движения).


НАШИ СВЯЩЕННИКИ ПОЛУЧИЛИ НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУКЦИИ, КАКИМ ОБРАЗОМ ТРАКТОВАТЬ ГРЕХ КОРРУПЦИИ В ТАИНСТВЕ ИСПОВЕДИ

 

То же можно сказать, когда мы строим различные межличностные отношения. Например, нам всем сегодня в Украине нужен справедливый суд. Очень часто, когда суд выносит решение, мы сами решаем – справедливо оно или нет. Мы видим даже, что очень часто мы больше верим в право силы, чем в силу права. И таким образом мы иногда сами изнутри разваливаем этот институт власти.
Это всё разные проявления одной негативной действительности, которую мы называем коррупцией. Что делать Церкви в связи с этим? Ну, прежде всего... наши священники получили необходимые инструкции, каким образом трактовать грех коррупции в Тайне исповеди. Потому что исповедь – это элемент покаяния, получение прощения наших грехов.

Есть отдельное распоряжение, касающееся всех! Исповедуется ли епископ, или исповедуется священник, или исповедуется мирянин. Исповедник, духовный отец, должен спросить – есть ли грехи коррупции у этого человека, не совершил ли он того греха, не провинился ли в коррупции. Как поступил – должен каяться. И должен грех исправить.
Вернёмся к примеру с судом. Временами несправедливое решение судьи может нанести вред не только доброму имени, но и жизни определённого человека. Тогда, чтобы получить отпущение своих грехов, несправедливый судья должен исправить несправедливость, причинённую человеку, которому он вынес несправедливый приговор. И только тогда он может получить отпущение своих грехов.

Это один из духовных, но и дисциплинарных методов, с помощью которых мы пытаемся бороться с грехом коррупции. Это недостаток, это враг номер один, который изнутри разъедает нашу страну. Очевидно, что органы государственной власти могут бороться легально – методами права. Сейчас, дай Бог, будут созданы антикоррупционные суды, которые смогут преследовать с точки зрения судопроизводства, юриспруденции...
Но духовная действительность, внутренняя действительность, по нашему мнению, гораздо важнее. Если мы не будем нарушать законы не потому, что боимся наказания, а из убеждения что эти законы стоят на страже нашего лучшего будущего, тогда в Украине воцарится верховенство права.


Олег Кудрин, Вильнюс

www.ukrinform.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ПУБЛИКАЦИИ

«УГКЦ, как добрая мама, провожает своих верных из Украины и встречает там, куда их забрасывает судьба», – владыка Степан Сус 29 июня

С начала полномасштабного вторжения миллионы людей в Украине получают тяжёлый опыт – что такое быть беженцем, оставить родной город или...

МЕДИА
Prev Next